к<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
23 октября 2015 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Котляренко В.В.,
при секретаре Глуховцевой И.В.,
с участием административного истца Ана Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда административное дело <данные изъяты> по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> в отставке Ана <данные изъяты> об оспаривании действий 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и начальника указанного отдела, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Ан обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что в ноябре 1993 года, имея выслугу на военной службе в календарном исчислении 22,5 года, он был исключен из списков личного состава войсковой части <данные изъяты> в связи с увольнением с военной службы по собственному желанию на основании абз.2 ч.3 ст.57 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 без жилья и направлен для постановки на воинский учёт в Руднянский РВК Смоленской области. Из-за неустроенности в 2001 г. он переехал с семьёй в с. <данные изъяты> Воронежской области. На основании нормативно-правовых актов, действовавших на момент увольнения его с военной службы, он являлся нуждающимся в жилом помещении и должен быть обеспечен жильём органами местного самоуправления по избранному месту жительства. В связи с этим в марте 2003 г., а затем ежегодно, он представлял в администрацию с. <данные изъяты> Воронежской области и администрацию Хохольского района Воронежской области все необходимые документы для обеспечения его жильём, однако до настоящего времени он жилым помещением не обеспечен. Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 14 июля 2015 г. № 01-33/23/15 ему отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Полагая свои права нарушенными, Ан, с учётом уточнений в судебном заседании, просил суд:
признать незаконным и отменить решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 14 июля 2015 г. № 01-33/23/15 об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
признать его нуждающимся в жилом помещении и обязать 2 отдел (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поставить его на учёт нуждающихся в жилом помещении с марта 2004 г. составом семьи 3 человека.
Ан в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что перед увольнением с военной службы не состоял на учёте нуждающихся в жилых помещениях по месту службы. При этом кв. № <данные изъяты> в доме №<данные изъяты> в д. <данные изъяты> области он купил в декабре 1992 г. за собственные средства, в 1996 году приватизировал её вместе с супругой, а в 2001 году продал, переехав с семьёй в с. <данные изъяты> Воронежской области, где с 2010 г. как член семьи своей супруги состоит на учёте нуждающихся в жилом помещении. Впервые о нарушении своего права на получение жилья как уволенный военнослужащий он узнал в 1994 году.
Начальник 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в письменных возражениях суду требования заявителя не признал, поскольку обязанность по обеспечению Ана жилым помещением на момент его увольнения с военной службы и в настоящее время возложена на органы местного самоуправления по месту его жительства. Одновременно он просил рассмотреть дело без его участия.
Рассмотрев дело, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно постановлению главы администрации <данные изъяты> области от 30 декабря 1992 г. <данные изъяты>, расположенный в д. <данные изъяты> Смоленской области, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 августа 1992 г. № 604 подлежит передаче на баланс администрации района для обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Из копии ордера от 10 марта 1993 г. № 159 следует, что Ану на основании решения от 30 декабря 1992 г. № <данные изъяты> на состав семьи 4 человека предоставлена трехкомнатная квартира № <данные изъяты> в деревне <данные изъяты> Смоленской области.
Согласно представлению к увольнению Ан был представлен к увольнению с военной службы по собственному желанию в соответствии с п. 3 ст. 57 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», обеспечен квартирой по месту службы в закрытом военном городке, по избранному месту жительства решил вопрос с обеспечением жильём в г. <данные изъяты> области, куда подлежит направлению для постановки на воинский учёт.
В соответствии с выпиской из приказа командующего 10 отдельной армией противовоздушной обороны от 24 сентября 1993 года № 085 имеющий календарную выслугу на военной службе более 22 лет Ан уволен с военной службы в запас на основании абз.2 ч.3 ст.57 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (по собственному желанию) и направлен для постановки на учёт в <данные изъяты> области.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 22 ноября 1993 г. № 223 Ан с 22 ноября 1993 года исключен из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы в запас по собственному желанию.
Из копии договора приватизации следует, что 24 декабря 1996 г. <данные изъяты> д. <данные изъяты> области на основании ст. 1 Закона РСФСР “О приватизации жилищного фонда РСФСР” от 4 июля 1991 г. безвозмездно передана Шубковской сельской администрацией <данные изъяты> Смоленской области в совместную долевую собственность Ан Р.К. и его супруге Ан Т.И.
Согласно копии договора купли-продажи от 7 мая 2001 г. Ан и его супруга продали указанную квартиру общей площадью 62,3 кв.м и жилой площадью 40,9 кв.м.
Из справки администрации <данные изъяты> поселения <данные изъяты> Воронежской области от 26 февраля 2015 г. следует, что Ан вместе с супругой Ан Т.И. и сыном Ан К.Р. проживает в доме № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> в с. <данные изъяты> района Воронежской области.
Из копии заявления Ана от 18 июня 2015 г. следует, что он обратился во 2 отдел (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с просьбой принять его на жилищный учет составом семьи три человека.
Согласно решению начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 14 июля 2015 года № 01-33/23/15 Ану отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку указанный вопрос находится в компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 7 и 45 ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Смоленской области, утвержденных постановлением Смоленского облисполкома и облсовпрофа от 06.12.1984 года № 612, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 6,5 квадратных метров. Жилое помещение предоставляется гражданам в размере не менее 9 квадратных метров на одного человека.
Согласно п. 6 ст. 15 и п. 1 ст. 22 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. № 4338-1, действовавшего на момент увольнения Ана с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Военнослужащие, прослужившие 10 лет и более, не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нормам, установленным законодательством.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ в ныне действующей редакции граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно пунктам 1 - 3 и приложению № 2 к постановлению Правительства РФ «О неотложных мерах по обеспечению жилой площадью военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» от 20 августа 1992 г. № 604, действовавшего на момент увольнения Ана с военной службы, в 1992-1995 годах строительство и приобретение жилых домов для военнослужащих (лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы), состоящих на военной службе либо уволенных с военной службы в запас или отставку по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья, а также лиц, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, осуществлялось за счет средств, выделенных Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга на строительство жилых домов для военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку, и лиц, переселяемых из военных городков.
В судебном заседании установлено, что имеющий выслугу на военной службе более 20 лет Ан в ноябре 1993 года был исключен из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы по собственному желанию, и по последнему перед увольнением месту военной службы на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоял. Таким образом, положения ст.ст. 15, 22 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в редакции, действовавшей на момент увольнения Ана с военной службы и в настоящее время, на него не распространялись и не распространяются.
При этом до увольнения с военной службы, в марте 1993 года, проживавшему в закрытом военном городке Ану на состав семьи 4 человека администрацией <данные изъяты> Смоленской области в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 20.08.1992 г. № 604 было предоставлено по установленным на тот момент в Смоленской области нормам жилое помещение в избранном им после увольнения с военной службы постоянном месте жительства <данные изъяты> Смоленской области общей площадью 62,3 кв.м и жилой площадью 40,9 кв.м). В 1997 году Ан и его супруга приватизировали указанную квартиру, в 2001 году продали её и переехали на новое место жительства в с. Костенки <данные изъяты> Воронежской области.
В связи с этим указание административного истца на необеспеченность его как военнослужащего жильем при увольнении с военной службы не соответствует действительности. Также является несостоятельной ссылка заявителя на покупку им указанной квартиры в декабре 1992 г., поскольку представленная им квитанция к приходному кассовому ордеру № 214 от 24 декабря 1992 г. указанный факт не подтверждает. Напротив, согласно вышеприведенным документам (постановлению главы администрации <данные изъяты> области от 30 декабря 1992 г. № <данные изъяты>, копии ордера на вселение в жилое помещение от 10 марта 1993 г. № 159, копии договора приватизации от 24 декабря 1996 г., копии договора купли-продажи от 7 мая 2001 г.) указанная квартира была предоставлена заявителю и членам его семьи в 1993 году по договору социального найма.
Из анализа положений ст.ст. 15, 22 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в редакции, действовавшей на момент увольнения Ана с военной службы и в настоящее время следует, что реализация права военнослужащих на жильё при их увольнении с военной службы может осуществляться лишь один раз, если они до окончания военной службы соответствовали установленной законом категории военнослужащих и были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или получении жилого помещения.
Таким образом, если гражданин, уволенный с военной службы, распорядился предоставленным ему в связи с прохождением им военной службы, жилым помещением, то повторное обеспечение таких граждан жилым помещением, в связи с прохождением ими ранее военной службы, более не возможно, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ. Последующее обеспечение таких бывших военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства данного гражданина, а не Министерством обороны РФ.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что начальник 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ своим решением от 14 июля 2015 года № 01-33/23/15 правомерно отказал Ану в признании его нуждающимся в жилом помещении. При этом согласно пояснениям заявителя в суде и представленной им копии постановления администрации Костенского сельского поселения Хохольского района Воронежской области от 30 марта 2010 г. № 16 он в качестве члена семьи своей супруги Ан Т.И. с 30 марта 2010 г. уже состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в с. Костенки Хохольского района Воронежской области.
Кроме того, согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку о нарушении своего права быть признанным нуждающимся в жилом помещении после увольнения с военной службы Ан, согласно его пояснениям в суде, впервые узнал в 1994 году, а с административным исковым заявлением в суд он обратился лишь в сентябре 2015 г., то есть по прошествии 20 лет, он без уважительным причин пропустил установленный законом трехмесячный срок обращения в суд, что влечет отказ в удовлетворении его заявления и по указанному основанию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 и 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> в отставке Ана <данные изъяты> об оспаривании действий 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и начальника указанного отдела, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу В.В. Котляренко
<данные изъяты>а
к<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
23 октября 2015 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Котляренко В.В.,
при секретаре Глуховцевой И.В.,
с участием административного истца Ана Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда административное дело <данные изъяты> по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> в отставке Ана <данные изъяты> об оспаривании действий 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и начальника указанного отдела, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Ан обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что в ноябре 1993 года, имея выслугу на военной службе в календарном исчислении 22,5 года, он был исключен из списков личного состава войсковой части <данные изъяты> в связи с увольнением с военной службы по собственному желанию на основании абз.2 ч.3 ст.57 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 без жилья и направлен для постановки на воинский учёт в Руднянский РВК Смоленской области. Из-за неустроенности в 2001 г. он переехал с семьёй в с. <данные изъяты> Воронежской области. На основании нормативно-правовых актов, действовавших на момент увольнения его с военной службы, он являлся нуждающимся в жилом помещении и должен быть обеспечен жильём органами местного самоуправления по избранному месту жительства. В связи с этим в марте 2003 г., а затем ежегодно, он представлял в администрацию с. <данные изъяты> Воронежской области и администрацию Хохольского района Воронежской области все необходимые документы для обеспечения его жильём, однако до настоящего времени он жилым помещением не обеспечен. Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 14 июля 2015 г. № 01-33/23/15 ему отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Полагая свои права нарушенными, Ан, с учётом уточнений в судебном заседании, просил суд:
признать незаконным и отменить решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 14 июля 2015 г. № 01-33/23/15 об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
признать его нуждающимся в жилом помещении и обязать 2 отдел (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поставить его на учёт нуждающихся в жилом помещении с марта 2004 г. составом семьи 3 человека.
Ан в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что перед увольнением с военной службы не состоял на учёте нуждающихся в жилых помещениях по месту службы. При этом кв. № <данные изъяты> в доме №<данные изъяты> в д. <данные изъяты> области он купил в декабре 1992 г. за собственные средства, в 1996 году приватизировал её вместе с супругой, а в 2001 году продал, переехав с семьёй в с. <данные изъяты> Воронежской области, где с 2010 г. как член семьи своей супруги состоит на учёте нуждающихся в жилом помещении. Впервые о нарушении своего права на получение жилья как уволенный военнослужащий он узнал в 1994 году.
Начальник 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в письменных возражениях суду требования заявителя не признал, поскольку обязанность по обеспечению Ана жилым помещением на момент его увольнения с военной службы и в настоящее время возложена на органы местного самоуправления по месту его жительства. Одновременно он просил рассмотреть дело без его участия.
Рассмотрев дело, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно постановлению главы администрации <данные изъяты> области от 30 декабря 1992 г. <данные изъяты>, расположенный в д. <данные изъяты> Смоленской области, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 августа 1992 г. № 604 подлежит передаче на баланс администрации района для обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Из копии ордера от 10 марта 1993 г. № 159 следует, что Ану на основании решения от 30 декабря 1992 г. № <данные изъяты> на состав семьи 4 человека предоставлена трехкомнатная квартира № <данные изъяты> в деревне <данные изъяты> Смоленской области.
Согласно представлению к увольнению Ан был представлен к увольнению с военной службы по собственному желанию в соответствии с п. 3 ст. 57 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», обеспечен квартирой по месту службы в закрытом военном городке, по избранному месту жительства решил вопрос с обеспечением жильём в г. <данные изъяты> области, куда подлежит направлению для постановки на воинский учёт.
В соответствии с выпиской из приказа командующего 10 отдельной армией противовоздушной обороны от 24 сентября 1993 года № 085 имеющий календарную выслугу на военной службе более 22 лет Ан уволен с военной службы в запас на основании абз.2 ч.3 ст.57 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (по собственному желанию) и направлен для постановки на учёт в <данные изъяты> области.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 22 ноября 1993 г. № 223 Ан с 22 ноября 1993 года исключен из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы в запас по собственному желанию.
Из копии договора приватизации следует, что 24 декабря 1996 г. <данные изъяты> д. <данные изъяты> области на основании ст. 1 Закона РСФСР “О приватизации жилищного фонда РСФСР” от 4 июля 1991 г. безвозмездно передана Шубковской сельской администрацией <данные изъяты> Смоленской области в совместную долевую собственность Ан Р.К. и его супруге Ан Т.И.
Согласно копии договора купли-продажи от 7 мая 2001 г. Ан и его супруга продали указанную квартиру общей площадью 62,3 кв.м и жилой площадью 40,9 кв.м.
Из справки администрации <данные изъяты> поселения <данные изъяты> Воронежской области от 26 февраля 2015 г. следует, что Ан вместе с супругой Ан Т.И. и сыном Ан К.Р. проживает в доме № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> в с. <данные изъяты> района Воронежской области.
Из копии заявления Ана от 18 июня 2015 г. следует, что он обратился во 2 отдел (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с просьбой принять его на жилищный учет составом семьи три человека.
Согласно решению начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 14 июля 2015 года № 01-33/23/15 Ану отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку указанный вопрос находится в компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 7 и 45 ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Смоленской области, утвержденных постановлением Смоленского облисполкома и облсовпрофа от 06.12.1984 года № 612, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 6,5 квадратных метров. Жилое помещение предоставляется гражданам в размере не менее 9 квадратных метров на одного человека.
Согласно п. 6 ст. 15 и п. 1 ст. 22 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. № 4338-1, действовавшего на момент увольнения Ана с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Военнослужащие, прослужившие 10 лет и более, не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нормам, установленным законодательством.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ в ныне действующей редакции граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно пунктам 1 - 3 и приложению № 2 к постановлению Правительства РФ «О неотложных мерах по обеспечению жилой площадью военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» от 20 августа 1992 г. № 604, действовавшего на момент увольнения Ана с военной службы, в 1992-1995 годах строительство и приобретение жилых домов для военнослужащих (лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы), состоящих на военной службе либо уволенных с военной службы в запас или отставку по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья, а также лиц, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, осуществлялось за счет средств, выделенных Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга на строительство жилых домов для военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку, и лиц, переселяемых из военных городков.
В судебном заседании установлено, что имеющий выслугу на военной службе более 20 лет Ан в ноябре 1993 года был исключен из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы по собственному желанию, и по последнему перед увольнением месту военной службы на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоял. Таким образом, положения ст.ст. 15, 22 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в редакции, действовавшей на момент увольнения Ана с военной службы и в настоящее время, на него не распространялись и не распространяются.
При этом до увольнения с военной службы, в марте 1993 года, проживавшему в закрытом военном городке Ану на состав семьи 4 человека администрацией <данные изъяты> Смоленской области в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 20.08.1992 г. № 604 было предоставлено по установленным на тот момент в Смоленской области нормам жилое помещение в избранном им после увольнения с военной службы постоянном месте жительства <данные изъяты> Смоленской области общей площадью 62,3 кв.м и жилой площадью 40,9 кв.м). В 1997 году Ан и его супруга приватизировали указанную квартиру, в 2001 году продали её и переехали на новое место жительства в с. Костенки <данные изъяты> Воронежской области.
В связи с этим указание административного истца на необеспеченность его как военнослужащего жильем при увольнении с военной службы не соответствует действительности. Также является несостоятельной ссылка заявителя на покупку им указанной квартиры в декабре 1992 г., поскольку представленная им квитанция к приходному кассовому ордеру № 214 от 24 декабря 1992 г. указанный факт не подтверждает. Напротив, согласно вышеприведенным документам (постановлению главы администрации <данные изъяты> области от 30 декабря 1992 г. № <данные изъяты>, копии ордера на вселение в жилое помещение от 10 марта 1993 г. № 159, копии договора приватизации от 24 декабря 1996 г., копии договора купли-продажи от 7 мая 2001 г.) указанная квартира была предоставлена заявителю и членам его семьи в 1993 году по договору социального найма.
Из анализа положений ст.ст. 15, 22 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в редакции, действовавшей на момент увольнения Ана с военной службы и в настоящее время следует, что реализация права военнослужащих на жильё при их увольнении с военной службы может осуществляться лишь один раз, если они до окончания военной службы соответствовали установленной законом категории военнослужащих и были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или получении жилого помещения.
Таким образом, если гражданин, уволенный с военной службы, распорядился предоставленным ему в связи с прохождением им военной службы, жилым помещением, то повторное обеспечение таких граждан жилым помещением, в связи с прохождением ими ранее военной службы, более не возможно, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ. Последующее обеспечение таких бывших военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства данного гражданина, а не Министерством обороны РФ.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что начальник 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ своим решением от 14 июля 2015 года № 01-33/23/15 правомерно отказал Ану в признании его нуждающимся в жилом помещении. При этом согласно пояснениям заявителя в суде и представленной им копии постановления администрации Костенского сельского поселения Хохольского района Воронежской области от 30 марта 2010 г. № 16 он в качестве члена семьи своей супруги Ан Т.И. с 30 марта 2010 г. уже состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в с. Костенки Хохольского района Воронежской области.
Кроме того, согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку о нарушении своего права быть признанным нуждающимся в жилом помещении после увольнения с военной службы Ан, согласно его пояснениям в суде, впервые узнал в 1994 году, а с административным исковым заявлением в суд он обратился лишь в сентябре 2015 г., то есть по прошествии 20 лет, он без уважительным причин пропустил установленный законом трехмесячный срок обращения в суд, что влечет отказ в удовлетворении его заявления и по указанному основанию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 и 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> в отставке Ана <данные изъяты> об оспаривании действий 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и начальника указанного отдела, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу В.В. Котляренко
<данные изъяты>а