Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-312/2019 ~ М-315/2019 от 06.12.2019

УИД: 28RS0007-01-2019-000574-70

Дело № 2-312/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 декабря 2019 года                                                                                                  г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной А.Е.,

при секретаре Гончарук И.А.,

с участием старшего помощника прокурора Завитинского района Вахмяниной Е.Ю.,

представителя ответчика – администрации <адрес> ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

третьего лица ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Завитинского района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, к администрации города Завитинска Амурской области о возложении обязанности произвести замену загнивающих деревянных балок, утеплить заделки балок в стены,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Завитинского района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес> обратилась в Завитинский районный суд Амурской области с указанными исковыми требованиями к администрации города Завитинска Амурской области, в обоснование указав, что прокуратурой Завитинского района проведена проверка по обращению ФИО9 по факту неутепления крыши <адрес> после проведения ее капитального ремонта. Из обращения ФИО9 следует, что в <адрес>, в которой она проживает по договору социального найма, после ремонта крыши провисла штукатурка. Крыша не была утеплена и в квартире становится холоднее с каждым днем. В указанной квартире она проживает со своей дочерью и ее двумя несовершеннолетними детьми, опасается за их жизнь и здоровье. Проведенной по обращению проверкой установлено следующее. В соответствии с договором № заключенным между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» и ООО «<***>», последний отказывает услуги и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного но адресу<адрес>, <адрес>. Из информации, предоставленной НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», строительные работы по капитальному ремонту крыши по адресу: <адрес> не завершены подрядчиком, так как в процессе производства демонтажных работ выявлены аварийные участки в чердачных перекрытиях и требуется принятие необходимых мер безопасности. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по фиксации аварийных элементов в составе представителя НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» ФИО3, представителя ООО «<***>» ФИО4, представителя администрации <адрес> ФИО5, представителя администрации <адрес> ФИО6 составлен акт, из которого следует, что техническое состояние чердачного перекрытия - ограниченно работоспособное. Дальнейшая эксплуатация его без выполнения ремонтных работ, предусматривающих замену дефектных конструктивных элементов, может привести к серьезным последствиям, причинению вреда здоровью и жизни собственников, проживающих в данном многоквартирном доме. В ходе осмотра элементов чердачного перекрытия здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведенного ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района установлено, что необходимо произвести замену поврежденных балок перекрытий над квартирами и восстановить слой утепления. Ссылаясь на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года, Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 года №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» и.о. прокурора Завитинского района Амурской области в иске указал о составе общего имущества, порядке его содержания, включающего проведение текущего и капитального ремонта, о праве собственников помещений самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Также указал, что в настоящее время крыша <адрес> частично не утеплена, кроме того выявлено загнивание деревянных балок и нарушения утепления заделок балок в стены, что создает угрозу жизни и здоровью лиц, проживающих в данном доме. Кроме того, в связи с понижением температуры наружного воздуха, в квартирах дома, которые находятся под неутепленной крышей, становится холодно, жители вынуждены пользоваться дополнительными источниками тепла, что, как правило, несет за собой дополнительные расходы. В настоящее время, управляющая организация у <адрес> не определена. Администрация городского поселения «Город Завитинск», несмотря на то, что является собственником квартир указанного дома, мер к определению управляющей компании и надлежащего выбора способа управления многоквартирным домом не принимает. Ссылаясь на положения ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 20 ЖК РФ, указал, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. С учетом того, что нарушенные права граждан, проживающих в МКД на безопасные условия проживания в силу своего характера в будущем не могут быть восстановлены, а также с учетом имеющейся реальной угрозы возникновения необратимых последствий в виде обрушения блоков перекрытия чердачного помещения МКД необходимо обратить решение суда к немедленному исполнению. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17.02.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

На основании изложенного, просит обязать администрацию муниципального образования город Завитинск Амурской области произвести замену загнивающих деревянных балок, утеплить заделки балок в стены, расположенных над жилыми помещениями <адрес>. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», ООО «<***>» (ООО «<***>»), Министерства МЖК Амурской области, Государственной жилищной инспекции Амурской области, ФИО7, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, причину неявки суду не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица МБУ «<***>», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался, направив в адрес суда письменные возражения.

При таких обстоятельствах, суд на основании ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании старший помощник прокурора Завитинского района Амурской области Вахмянина Е.Ю. поддержала исковые требования в полном объеме, на доводах, изложенных в иске, настаивала, при этом указала, что замена загнивающих деревянных балок и утепление заделок балок в стены, расположенных над жилыми помещениями <адрес> относится исключительно к текущему ремонту общего имущества указанного дома, тогда как сама по себе замена балок, пораженных гнилью, на новые фактически не требует ремонта иных конструктивных элементов чердачного перекрытия, поскольку балки только лежат на перекрытиях, полагала, что замена балок конструктивно возможна без производства иных работ (разборов и т.п.), выполнение замены только таковых будет достаточным. Решение вопросов о необходимости замены иных элементов может быть принято специалистами в процессе производства работ, в настоящее время необходимость не установлена. Также указала, что в местах загнивания балок, входящих в стены, имеются просветы, где, в связи с прогниваем отсутствует утепление, в результате чего крыша промерзает. Теплоизоляционное утепление непосредственно чердачных перекрытий лежит на подрядной организации ООО «<***>», выполняющей капитальный ремонт крыши, которая готова вернуться на объект и исполнить свои обязательства, включено в договор по оказанию услуг по капитальному ремонту крыши. Кроме того, в дополнение к доводам искового заявления указала, что несмотря на то, что в отношении дома по <адрес> избран непосредственный способ управления домом, но фактически домом никто не управляет, поскольку МБУ «<***>» таковых обязанностей надлежаще не исполняет, обязанность по организации проведения текущего ремонта в виде замены балок лежит на ответчике. Также полагала, что в 2006 году при переходе некоторых квартир в муниципальную собственность администрация города Завитинска принимала дом в надлежащем состоянии. Необходимость проведения ремонта возникла в настоящее время. Обязанность по проведении любого вида ремонта была у собственника дома как у бывшего наймодателя, т.е. у администрации города, поскольку на момент приватизации обязанность проведения ремонта исполнена не была. Указала, что строительно-техническая экспертиза, а также иные экспертизы в целях определения необходимости проведения ремонта и определения его вида как капитального или текущего не проводилось, ходатайств перед судом о проведении таковых экспертиз не имеется, необходимости привлечения иных лиц в качестве ответчиков (соответчиков) по делу не имеется.

В представленном в адрес суда письменном отзыве и дополнениям к отзыву администрация города Завитинска Амурской области с исковыми требованиями и.о. прокурора Завитинского района Амурской области не согласна, просит в удовлетворении искового заявления отказать в полном объеме по следующим основаниям. Указанные в исковом заявлении работы по ремонту чердачных перекрытий относятся к капитальному ремонту. Так, исходя из пункта 4.3 СНиП 13-102.2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений» перекрытия и покрытия (в том числе: балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны) относятся к несущим конструкциям. Согласно п. 4.3.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», при появлении сверхнормативных (более 1/400 пролета) прогибов несущих элементов, зыбкости, повышенной звукопроводимости, трещин в средней части поперек рабочего пролета плиты шириной более 0,3 мм, промерзаний, переохлаждений и увлажнений чердачных перекрытий, поражений древесными домовыми грибками и дереворазрушающими насекомыми следует вызвать специалиста и устранять при капитальном ремонте по проекту. В соответствии с ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии с пунктом 14 статьи ГрК РФ замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства относится к реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии с пунктом 14.2 ГрК РФ, замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов относится к капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов). Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в многоквартирном <адрес> требуется ремонт чердачного перекрытия. Замена балок чердачного перекрытия над 4 квартирами из 6 потребует замены примерно 50 % всего чердачного перекрытия. Работы такого характера предполагают также расселение граждан, которое исходя из п. 1 ст. 95 ЖК РФ также проводится при капитальном ремонте либо реконструкции дома. Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, а также выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Как следует из протокола общего собрания собственников жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве способа управления многоквартирным домом собственники выбрали непосредственное управление. В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, к составу которого в соответствии ч. 1 ст. 36 ЖК РФ относятся ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома. В силу требований ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт лежит на собственниках жилого помещения за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с ч. 1 ст.170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт совместно с иными денежными средствами образуют фонд капитального ремонта. Согласно ч. 1 ст. 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных связанных с этим целей. На основании всего вышеизложенного, несение расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также финансирование капитального ремонта многоквартирного жилого дома согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет средств всех собственников жилых помещений. Жилой <адрес> с неприватизированными квартирами , , , , , был передан в муниципальную собственность городского поселения «<адрес>» муниципальным образованием <адрес> согласно распоряжению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и принят в муниципальную собственность согласно распоряжению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ а. Ранее указанный жилой дом был передан в муниципальную собственность <адрес> ФГУП «<***>». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из двенадцати квартир жилого <адрес>, городскому поселению «Город Завитинск» принадлежит 2 квартиры - <адрес> . Таким образом, большая часть помещений в многоквартирном доме находится в собственности граждан. С учетом выбора собственниками помещений в многоквартирном <адрес> способа управления многоквартирным домом, определение управляющей компании для указанного дома в силу части 17 статьи 161 ЖК РФ не представляется возможным. Пунктом 2 Порядка и перечня случаев оказания на безвозвратной основе за счет средств областного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена возможность оказания дополнительной помощи в случае установления необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ по усилению строительных конструкций многоквартирного дома, относящихся к общему имуществу собственников помещений в данном доме, в целях устранения угрозы обрушения соответствующего конструктивного элемента многоквартирного дома, возникшей при капитальном ремонте крыши. Письмом министерства ЖКХ Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ был доведен перечень вопросов, по поводу которых общему собранию собственников надлежало принять решения для получения указанной помощи в ремонте общего имущества. С целью принятия решения по указанным вопросам администрацией города Завитинска было инициировано общее собрание собственников помещений в многоквартирном <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, однако каких-либо решений по указанным вопросам собственники помещений не приняли, собрания не состоялись, в связи с чем дополнительная помощь для проведения ремонта чердачных перекрытий получена не была. По факту неутепления чердачного перекрытия <адрес> ответчик в возражениях указал, что для проведения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного <адрес> между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» и ООО «<***>» был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сметной документации к аукциону , расположенной на сайте www.rts-tender.ru, проведение работ по капитальному ремонту крыши включает в себя также утепление покрытий плитами из легких (ячеистых) бетонов или фибролита насухо. Проектной документацией было предусмотрено утепление чердачного перекрытия теплоизоляционными плитами по всей площади чердака теплоизоляционной плитой <***>. Администрация <адрес> стороной указанного договора не является, следовательно повлиять на ход выполнения работ по капитальному ремонту возможности не имеет. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в адрес НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» было направлено обращение о необходимости утепления чердачных перекрытий. В силу требований статей 210 ГК РФ и 169 ЖК РФ, муниципальное образование городское поселение «Город Завитинск» в лице администрации города Завитинска участвует в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном <адрес> соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения взносов на капитальный ремонт. Внесение платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме согласно ч. 1 ст. 154 ЖК РФ возложено также на нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма (на ФИО9 и ФИО10). В связи с этим, возложенные законом обязанности по содержанию муниципального имущества в виде квартир и исполняются администрацией города Завитинска надлежащим образом, доказательств обратного истцом в суд не представлено. Аналогичная обязанность лежит на всех остальных собственниках помещений в многоквартирном доме. Проведение текущего либо капитального ремонта в многоквартирных домах к обязанностям администрации города Завитинска не относится. Решения о текущем либо капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме согласно ст. 44 ЖК РФ также принимаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Относительно довода истца о необходимости возложения на администрацию города Завитинска обязанности по ремонту чердачных перекрытий <адрес> в соответствии с позицией, изложенной в определении Конституционного суда РФ от 01.03.2012 № 389-0-0, ответчик в возражениях не согласился, указав, что определение было принято до внесения в законодательство изменений. В соответствии со статьей 16 Закон РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность бывшего наймодателя производить капитальный ремонт реализуется в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 190.1 Жилищного кодекса РФ (введенной в действие Федеральным законом от 20.12.2017 года № 399-Ф3) бывший наймодатель производит капитальный ремонт в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был. Полагал, что для установления обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора о понуждении проведения капитального ремонта на основании статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1, подлежит установлению обстоятельство, что на момент приватизации помещений многоквартирный дом требовал капитального ремонта, а также лицо (балансодержатель, либо иной законный владелец приватизируемых помещений), обязанное осуществить капитальный ремонт. Согласно пункту 62 акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, на момент приема в муниципальную собственность жилого <адрес>, из двенадцати квартир неприватизированными оставались только шесть квартир. У шести квартир имелись собственники, которые также должны были содержать общее имущество. Согласно имеющейся информации, первыми приватизированными квартирами в многоквартирном <адрес> были <адрес> (договор передачи от ДД.ММ.ГГГГ) и (договор передачи от ДД.ММ.ГГГГ). Многоквартирный жилой <адрес> то время принадлежал подразделениям железной дороги, следовательно обязанность по капитальному ремонту дома (если он требовался) лежала на Министерстве путей сообщения Российской Федерации, или образованных им юридических лицах. Кроме того, в материалах дела не имеется доказательств, что на момент передачи первого жилого помещения в собственность граждан многоквартирному жилому дому требовался капитальный ремонт. Исходя из ст. 196 ГК РФ, ч.3 ст. 169 ЖК РФ, ч. 5 ст. 1 Закона Амурской области от 08.07.2013 года №200-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» и Постановления Правительства Амурской области от 23.01.2014 года №26 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», ответчик полагал, что срок исковой давности по требованиям о проведении капитального ремонта истек, поскольку с октября 2014 года, когда собственники жилых помещений стали уплачивать взносы на капитальный ремонт, с указанными исковыми требованиями к администрации города Завитинска никто из собственников жилых помещений в многоквартирном <адрес> или иных заинтересованных лиц не обращался. С учетом вышеизложенного, ответчик полагал, что требования о проведении ремонта за счет средств администрации города Завитинска удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации города Завитинска Амурской области ФИО11 исковые требования и.о. прокурора Завитинского района Амурской области не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве, и дополнениях к нему, также пояснил, что в адрес администрации города Завитинска Амурской области ДД.ММ.ГГГГ поступало письмо министерства ЖКХ Амурской области о том, что имеется программа для выделения безвозвратной субсидии на замену именно чердачных перекрытий, на что администрация города Завитинска инициировала проведение общего собрания собственников помещений, но таковое не состоялось, иные собственники проигнорировали проведение собрания. Администрация самостоятельно принять решение по результатам собрания о направлении заявки на предоставление субсидии не могла. Полагал, что только по результатам проведения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, возможно решение вопросов о проведении любого вида ремонтных работ, равно как и выделения вышеуказанной субсидии. В обязанности администрации не входит проведения не текущего, не капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

В представленном в адрес суда письменном отзыве МБУ «<***>» городского поселения «Город Завитинск» считают, что требования и.о. прокурора Завитинского района к администрации города Завитинска не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. ДД.ММ.ГГГГ между собственниками помещений многоквартирного <адрес> и МБУ «<***>» был заключен договор на содержание и выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного <адрес>, согласно условиям которого МБУ «<***>» взяло на себя обязанности по проведению текущего ремонта общего имущества. Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Вместе с тем, решение о текущем ремонте общего имущества многоквартирного <адрес> в 2019 году не принималось. Кроме того, согласно пункту 5.1.4 указанного договора, Подрядчик не несет ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества, если собственники помещений не профинансировали его содержание и ремонт. Учитывая вышеизложенное, а также наличие задолженности за собственниками помещений в указанном многоквартирном доме, МБУ «<***>» не может на данный момент выполнять текущий ремонт перекрытий. Работы по замене перекрытий относятся к капитальному ремонту, который не проводится МБУ «<***>» в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ. Так, исходя из пункта 4.3 СНиП 13-102.2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений» перекрытия и покрытия (в том числе: балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны) относятся к несущим конструкциям. Согласно п. 4.3.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», при появлении сверхнормативных (более 1/400 пролета) прогибов несущих элементов, зыбкости, повышенной звукопроводимости, трещин в средней части поперек рабочего пролета плиты шириной более 0,3 мм, промерзаний, переохлаждений и увлажнений чердачных перекрытий, поражений древесными домовыми грибками и дереворазрушающими насекомыми следует вызвать специалиста и устранять при капитальном ремонте по проекту. В соответствии с частью 5 статьи 166 ЖК РФ, работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии с пунктом 14 статьи ГрК РФ замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства относится к реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии с пунктом 14.2 ГрК РФ, замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов относится к капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов). Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в многоквартирном <адрес> требуется ремонт чердачного перекрытия. Замена балок чердачного перекрытия над 4 квартирами из 6 потребует не только замены самих балок, но и замены чердачного перекрытия, которое одновременно является потолком квартир, расположенных на втором этаже. Работы такого характера предполагают также расселение граждан, которое исходя из п. 1 ст. 95 ЖК РФ также проводится при капитальном ремонте либо реконструкции дома. Что касается соблюдения температурного режима, относительно которого в прокуратуру Завитинского района обратилась ФИО12, то согласно сметной документации к аукциону , расположенной на сайте www.rts-tender.ru, проведение работ по капитальному ремонту крыши включает в себя также утепление покрытий плитами из легких (ячеистых) бетонов или фибролита насухо. Проектной документацией было предусмотрено утепление чердачного перекрытия теплоизоляционными плитами по всей площади чердака теплоизоляционной плитой <***>. Таким образом, работы по утеплению крыши должны проводиться в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ на капитальный ремонт крыши дома.

В судебном заседании третье лицо ФИО9 пояснила, что в <адрес> она проживает более 20 лет, около 10 лет назад проводился ремонт кровли дома и подъезда. После незавершенного ремонта крыши дома, в котором она проживает в <адрес> на последнем 2 этаже, в ее жилом помещении нарушен температурный режим, в квартире холодно, она вынуждена постоянно обогревать помещение электрическими обогревателями, в одной из комнат осыпается штукатурка, она беспокоится за себя и совместно проживающих с ней несовершеннолетних внуков. Также пояснила, что в доме в основном проживают лица преклонного возраста, они не желают участвовать в общих собраниях собственников жилых помещений.

        Заслушав старшего помощника прокурора Завитинского района Амурской области ФИО8, представителя ответчика администрации города Завитинска Амурской области ФИО11, третье лицо ФИО9, изучив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья.

Из материалов дела следует, что ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ обратилась на имя прокурора Завитинского района Амурской области, в котором просила оказать содействие в решении вопроса по утеплению крыши, расположенной в многоквартирном жилом <адрес>, так как в ее <адрес> штукатурка на потолке провисла и потрескалась, что представляет для нее и членов семьи угрозу для их жизни. По ее обращениям в различные учреждения производились осмотры квартиры, составлялись акты, но на момент обращения результатом не предпринято.

Также из материалов дела усматривается, что в ходе проведения проверки прокуратурой Завитинского района Амурской области по обращению ФИО9 по факту неутепления крыши <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр чердачного перекрытия указанного дома, по результатам которого был составлен акт осмотра.

Согласно акту осмотра чердачного перекрытия здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией в составе: заместителя главы администрации Завитинского района по муниципальному хозяйству ФИО6, главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства ФИО13, в присутствии помощника прокурора <адрес> ФИО8 выявлено, что над квартирами в перекрытиях наблюдаются прогибы, местами балки поражены гнилью, по поврежденным участкам балок перекрытий отсутствуют элементы утепления (гидроизоляция, пароизоляция, утеплитель). Комиссией сделан вывод о необходимости произвести замену поврежденных балок перекрытий и восстановить слой утепления.

Таким образом, прокурор Завитинского района Амурской области вправе обратиться в суд с данным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения главы Завитинского района Амурской области №44 от 22.02.2006 года «Об имуществе Завитинского района» в безвозмездную собственность городского поселения «Город Завитинск Амурской области» передано муниципальное имущество Завитинского района Амурской области с ДД.ММ.ГГГГ согласно приложению к настоящему распоряжению, в частности, жилой дом, расположенный по <адрес> ( приложения к указанному распоряжению).

Согласно акту технического состояния объектов жилищного фонда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ комиссия произвела осмотр передаваемых городскому поселению город Завитинск Амурской области объектов и установила, что жилой дом по <адрес> (12-и квартирный), 1937 года ввода в эксплуатацию, является 2-х этажным, деревянным, фундамент ленточный, кровля шифер, площадь передаваемых объектов 348,7 кв.м., неприватизированными квартирами являются – , цоколь – сквозные трещины, отмостка – ремонт 70%, стены –выветривание швов, разрушение кирпичной кладки возле балконов и на углах здания, трещины в карнизах и перемычках, увлажнение по поверхности стен, кровля – прогибы стропильных ног, поражение гнилью и жучком древесины деталей крыши, пом-ступени стерты, трещины вдоль волокон в досках, перила расшатаны, зыбкость при ходьбе, требуется замена настила площадок, ступенек, ремонт перил, усиление площадок, ремонт печного отопления, наличие пустующих и разбитых квартир нет (пункт 62).

Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжению главы города Завитинска Амурской области №52а от 12 мая 2006 года «О приеме объектов в муниципальную собственность городского поселения «Город Завитинск», в муниципальную собственность городского поселения «Город Завитинск» приняты объекты, согласно приложениям 1,2,3,4 к настоящему распоряжению, в том числе, жилой дом по <адрес> (12-и квартирный), 1937 года ввода в эксплуатацию, является 2-х этажным, деревянным, фундамент ленточный, кровля шифер, неприватизированными квартирами являются – (пункт 62 акта приема-передачи и пункт 48 приложения распоряжения).

Из технического паспорта на жилой дом по <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что год постройки указанного жилого дома 1937 год, переоборудовано (надстроено) в 1974 году, сведения о капитальном ремонте отсутствуют.

Данных о том, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признавался аварийным и подлежащим сносу суду не представлено.

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения – <адрес> 4, расположенные в многоквартирном жилом <адрес> года постройки по адресу: <адрес> являются муниципальной собственностью, что также подтверждается договорами социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>) и от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), заключенные с ФИО14 и ФИО9 соответственно и выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , .

Из Выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что правообладателями жилых помещений, расположенных в <адрес> являются: <адрес> - ФИО15 на основании права собственности от ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>ФИО16 на основании права собственности от ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>ФИО7, ФИО17 на основании общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>ФИО18 на основании права собственности от ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>ФИО19 на основании права собственности от ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>ФИО20 на основании права собственности от ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>ФИО21 на основании права собственности от ДД.ММ.ГГГГ; <адрес> - ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО24 на основании права общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что в соответствии со статьей 168 ЖК РФ, статьей 9 Закона Амурской области от 8 июля 2013 года №200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 года № 26 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», в соответствии с которой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в указанную программу по виду работ «ремонт крыши многоквартирного дома» на период 2020-2022 годы (п.3176 приложения региональной программы).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» и ООО «<***>» заключен договор (Д) на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (перечень работ – капитальный ремонт крыши).

Из уведомлений ООО «<***>» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что в рамках выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (договор (Д), выявлены дефектные участки в чердачных перекрытиях.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе представителей: НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>» ФИО3, ООО «<***>» ФИО4, администрации городского поселения «<адрес>» ФИО5, заместителя главы Завитинского района по коммунальному хозяйству ФИО6 произвели осмотр многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составив акт, согласно выводам которого, техническое состояние данного перекрытия – ограниченно работоспособное, дальнейшая эксплуатация его без выполнения ремонтных работ, предусматривающих замену дефектных конструктивных элементов, может привести к серьезным последствиям, причинению вреда здоровью и жизни собственников, проживающих в данном многоквартирном доме.

Согласно уведомлению НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с обращением подрядной организации о состоянии чердачного перекрытия ДД.ММ.ГГГГ на Объекте создана комиссия по фиксации аварийных элементов, а также подрядная организация уведомлена о приостановке строительно-монтажных работ по капитальному ремонту на Объекте до принятия решения в части сложившейся ситуации.

Из сообщения НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» от 08 июля 2019 года со ссылкой на постановление Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290 следует, что проведение восстановительных работ балок (перекрытий) относится к обязанностям организации, осуществляющей управление общим имуществом многоквартирного жилого дома. В целях недопущения аварийных ситуаций при производстве работ на Объекте и недопущения возможного повреждения имущества собственников, ООО «САР-холдинг» надлежит: освободить аварийные участки перекрытия от строительного материала и инструмента, а также принять меры по ограничению нахождения рабочего персонала в опасной зоне; работы в рамках заключенного договора не прекращать; в местах, где выявлены дефекты чердачных перекрытий смену утеплителя не производить, особое внимание обратить на смежные конструкции, расположенные на дефектных участках; по чердачному перекрытию в местах выявленных дефектов уложить ходовые доски (трапы) в целях соблюдения мер безопасности при производстве работ, а также для доступа персонала в нужные места.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» в уведомлении за исх. № на имя генерального директора ООО «<***>» сообщает, что о необходимости возобновить работы по утеплению чердачных перекрытий. Работы по устройству теплоизолирующего слоя необходимо выполнить в соответствии с требованиями проектно-сметной документации на капитальный ремонт. Все работы на объекте выполнять с учетом требований техники безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ с последующим уведомлением фонда об исполнении.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «<***>» (ООО «<***>» (прежнее наименование ООО «<***>») НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» направлены уведомления за исх. №№ о необходимости выполнения работ по утеплению чердачных перекрытий в полном объеме со схемой производства работ на неутепленных участках, содержащей указание на следующее:

    - перед укладкой теплоизоляционного слоя произвести очистку чердачного перекрытия от строительного мусора;

    - при наличии дефектов балки очищают до здоровой древесины (при необходимости) и усиливают боковыми накладками с двух сторон из доски 50x150, устанавливаемыми на болтах М10 или гвоздями 5x150 с шагом не менее 300 мм;

    - при наличие дефектов в щите наката, поврежденные участки очистить, зазоры между элементами наката заделать огнеупорной пеной;

    - монтаж утеплителя вести с временных ходовых настилов, перемещая по мере выполнения работ по приложенной схеме;

    - для хранения материалов и подачи в место работы использовать настилы, опирающиеся на балки перекрытия.

- работы вести в сторону безопасной зоны (участки с рабочим перекрытием). Также из уведомлений усматривается указание НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» на то, что усиление отдельных элементов, перед выполнением работ по укладке утеплителя, не относятся к работам по замене или восстановлению чердачных перекрытий, а являются сопутствующими работами, выполнение которых неразрывно связано с выполнением основных работ по капитальному ремонту.

В ответ на указанные уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ООО «<***>» направлены письма исх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в которых ООО «<***>» полагает, что аварийное состояние чердачного перекрытия представляет непосредственную опасность для собственников жилых помещений, а также препятствует безопасному проведению работ по капитальному ремонту крыши. Ссылаясь на п. 4 раздела 1 Постановления правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, указывает, что обязанность проведения работ при разрушении чердачных перекрытий возложена на управляющую компанию. Также полагает, что необходимо первоначально провести работы по ремонту чердачных перекрытий, но данные виды работ не включены в договор (Д) на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества.

В силу положений ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ). Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 года №290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также порядок их оказания и выполнения.

В соответствии с ч.3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. «а, б, в» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 (далее Правила), в состав общего имущества включаются:

- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе, в частности, чердаки, технические этажи, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

- крыши;

- ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая плиты перекрытий, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

В соответствии с пп. «а, в, з» пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

- осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

- поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п.12 указанных Правил).

Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п.13 указанных Правил).

Согласно п.п. «а» п.16 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности,

- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя как текущий, так и капитальный ремонт.

Так, текущий ремонт жилого дома включает комплекс строительных и организационно-технических мероприятий для устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем дома для поддержания эксплуатационных показателей (раздел 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).

Согласно п. 2.3.3 указанных Правил, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170) примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении №7.

В соответствии с п.п. 3, 4 Примерного перечня работ, относящихся к текущему ремонту, к таким работам относятся:

- в отношении перекрытий - частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска.

- в отношении крыши - усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.

Таким образом, текущий ремонт перекрытий предполагает проведение как косметического ремонта, так частичную смену отдельных элементов перекрытий, а также, в частности, ремонт утепления крыши.

Кроме того, указанными правилами, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170, определен примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, который приведен в (п. 2.4.2.), при этом установлено, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда.

В соответствии с п. 2 Примерного перечня работ, относящихся к капитальному ремонту, к таким работам относятся: ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов).

В соответствии с Техническими указаниями на производство и приемку общестроительных и специальных работ при капитальном ремонте жилых и общественных зданий, утвержденными Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13 февраля 1969 года № 53 ремонт с частичной заменой перекрытий, перегородок (в особенности в санитарных узлах, кухнях и смежных с ними помещениях) и других конструктивных частей здания относится к выборочному капитальному ремонту (п. 2.11).

Кроме того, частью 1 статьей 166 ЖК РФ установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.

При этом, согласно ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.

Так, частью 1 статьи 12 Закона Амурской области от 08.07.2013 № 200-ОЗ (ред. от 10.09.2019 № 394-ОЗ) «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» (принят Законодательным Собранием Амурской области 27.06.2013) утвержден Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса, который включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши многоквартирного дома; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада многоквартирного дома; ремонт фундамента многоквартирного дома; разработку проектной документации на проведение капитального ремонта и (или) проведение ее государственной экспертизы (в случае если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности); установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); установку автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг; осуществление строительного контроля; проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме).

Частью 2 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что расходы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Исходя из положений статьи 174 ЖК РФ за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Частью 4 статьей 190 ЖК РФ размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Решение о проведении текущего и капитального ремонтов общего имущества многоквартирного жилого дома принимается в следующем порядке.

Частью 1 статьи 44 ЖК РФ установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, равно как и принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (п. 4.1. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

В свою очередь, решение о наделении совета многоквартирного дома полномочиями принимать решения о текущем ремонте принимается более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений (п. 4.2 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.

В соответствии с п.21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает определенный порядок принятия решений о проведении как капитального, так и текущего ремонтов общего имущества многоквартирных домов путем проведения общих собраний собственников жилых помещений.

Из доводов искового заявления, уточненных помощником прокурора Завитинского района Амурской области Вахмяниной Е.Ю. в ходе судебного заседания, в обоснование заявленных требований следует, что управляющая организация у <адрес> не определена и несмотря на то, что администрация городского поселения «Город Завитинск» является собственником квартир указанного дома, мер к определению управляющей компании и надлежащего выбора способа управления многоквартирным домом не принимает, кроме того, несмотря на то, что в отношении дома по <адрес> избран непосредственный способ управления домом, но фактически домом никто не управляет, поскольку МБУ «<***>» таковых обязанностей надлежаще не исполняет, обязанность по организации проведения текущего ремонта в виде замены балок лежит на ответчике.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, принято решение выбрать способ управления МКД – непосредственный, обслуживающей компанией избрана ООО «<***>» (протокол общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ).

Впоследствии между собственниками всех помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в лице старшего дома ФИО7, действующей на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ) и ООО «<***>» заключен договор на содержание и выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ, по результатам общего собрания, проведенного ДД.ММ.ГГГГ (протокол общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ), между собственниками всех помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в лице старшего дома ФИО7, действующей на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ) и муниципальным бюджетным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» городского поселения «Город Завитинск» заключен договор на содержание и выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного <адрес>,

В соответствии с указанным договором перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указан в приложении к договору. Перечень работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, проведение которых обеспечивается Подрядчиком, на основании решения общего собрания собственников, объемы и сроки их выполнения определяются в ежегодно утвержденном плане-графике проведения ремонтов общего имущества многоквартирного дома (п.1.6.договора).

Согласно приложению к указанному договору, в перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> отнесено: содержание и ремонт конструктивных элементов, внутридомового инженерно-технического оборудования, в том числе содержание, аварийно-диспетчерская служба, текущий ремонт общего имущества; уборка и дезинфекция туалета; вывоз коммунальных отходов; устройство и обслуживание септик Шамбо; затраты по содержанию расчетно-кассового центра.

Таким образом, при данных обстоятельствах, довод искового заявления о необходимости возложения на администрацию города Завитинска обязанности по организации проведения текущего ремонта в виде замены балок, ввиду непринятия мер к определению управляющей компании и надлежащего выбора способа управления многоквартирным домом, суд находит несостоятельным, поскольку способ управления домом по <адрес> определенен в соответствии с требования жилищного законодательства, при этом выбор такового является решение общего собрания собственников жилых помещений, а не только ответчика. Между тем помощником прокурора Завитинского района довод о том, что при непосредственном способе управления фактически домом надлежаще не управляют не обоснован вовсе. Вместе с тем, наличие подобного рода обстоятельств само по себе также не свидетельствует о возникновении обязанности у органа местного самоуправления по проведению текущего ремонта.

Кроме того, в ходе судебного заседания старший помощник прокурора Завитинского района Амурской области Вахмянина Е.Ю. в обосновании иска, в части возложения обязанности по проведению заявленного в иске текущего ремонта, сослалась на ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Так, согласно ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению оснований и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.

Принимая во внимание изложенное, а также вышеприведенные правовые нормы, исходя при этом из заявленных требований истца, исключительной позиции о необходимости проведения текущего ремонта, в виде замены загнивающих деревянных балок, утепления заделок балок в стены, с указанием на то, что сама по себе замена балок, пораженных гнилью, на новые фактически не требует ремонта иных конструктивных элементов чердачного перекрытия, поскольку балки только лежат на перекрытиях, и их замена конструктивно возможна без производства иных работ (разборов и т.п.), что в свою очередь, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, не позволяет суду оценить вид ремонта в иной форме (учитывая при этом рекомендуемые требования, приведенные в приложении №7 Правил, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, в части данных о составе работ в отношении перекрытий - частичная смена отдельных элементов (п. 3 Примерного перечня работ, относящихся к текущему ремонту)), изменив тем самым предмет иска, учитывая, что норма ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» направлена на защиту прав граждан при необходимости проведения капитального ремонта, в том числе, общего имущества многоквартирного дома, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        В удовлетворении исковых требований прокурора Завитинского района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес> к администрации города Завитинска Амурской области о возложении обязанности произвести замену загнивающих деревянных балок, утеплить заделки балок в стены, расположенных над жилыми помещениями <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                А.Е. Никитина

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-312/2019 ~ М-315/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
И.о.прокурора Завитинского района П.В.Рубан
Ответчики
Администрация города Завитинска
Суд
Завитинский районный суд Амурской области
Судья
Никитина Алеся Евгеньевна
Дело на сайте суда
zavitnskiy--amr.sudrf.ru
06.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2019Передача материалов судье
11.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2019Судебное заседание
30.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее