12-21/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 13 апреля 2018 года
Судья Индустриального районного суда г. Перми Подыниглазов В.В., при секретаре судебного заседания Гончаровой Ю.С., с участием Фролова С.А., защитника Свечникова К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника Муниципального казенного учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района» (далее – МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района») Фролова С. А. на постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ Фролов С.А., работающий в должности начальника МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе Фролов С.А. просит постановление признать незаконным, поскольку работник гр.А. с должностной инструкцией была ознакомлена при приеме на работу в ДД.ММ.ГГГГ, за ней была закреплена обязанность по формированию плана закупок. В ДД.ММ.ГГГГ данная инструкция была обновлена. В связи с тем, что гр.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске, она ознакомлена с обновленной инструкцией ДД.ММ.ГГГГ. Административным органом не принято во внимание то, что функциональные обязанности, закрепленные за гр.А. должностной инструкцией ДД.ММ.ГГГГ соотносятся с функциональными обязанностями, закрепленными в должностной инструкции ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ трудовые обязанности гр.А. выполнялись без должной инициативы, с привлечением помощи других сотрудников, также гр.А. систематически отказывалась выполнять ряд возложенных на нее трудовых обязанностей, поэтому основания для выплаты стимулирующей премии отсутствовали. Начисление стимулирующей премии являлось правом работодателя, а не обязанностью. При назначении наказания, не принято во внимание, что он ранее к административной ответственности не привлекался, просит назначить наказание в виде предупреждения.
Фролов С.А. и его защитник Свечников К.Е. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Защитник пояснил, что стимулирующая премия выплачивается на основании локальных актов. Ее выплата является правом работодателя, который определяет и ее размер. Нарушений в том, что работодатель не выплатил работнику премию, не имеется. Премия не была выплачена, поскольку работник не выполняла обязанности в должной мере. Все причитающиеся по зарплате выплаты работник получил.
Фролов С.А. дополнительно пояснил, что основанием для привлечения к административной ответственности явилось предписание, выданное Государственной инспекций труда, которое было отменено судом. При таких обстоятельствах нет состава правонарушения.
Потерпевшая гр.А. о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайство об отложении не представила. Суд считает возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, материалы жалобы, выслушав участников, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в связи с обращением в Государственную инспекцию труда Пермского края гр.А. на основании распоряжения временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» проведена внеплановая выездная проверка.
В результате проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором труда в Пермском крае выявлены нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно:
1) в нарушение п. 9 ч. 2 ст. 22 Трудового Кодекса Российской Федерации гр.А. не ознакомлена работодателем с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия труда» и Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения.
2) в нарушение п.п. 1, 2, 9 ст. 22, ст. 135 Трудового Кодекса Российской Федерации и п.п. 4, 9 Положения о премировании работников МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района», утвержденного приказом начальника МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ № работодатель в части лишил гр.А. ежемесячного денежного поощрения (премии) в августе 2017 года за неисполнение трудовых (должностных) обязанностей, с которыми она не была ознакомлена.
3) в нарушение требований п. 4 ч. 2 ст. 57, ст. 148 Трудового Кодекса Российской Федерации в трудовом договоре работника гр.А., заключенном с работодателем, отсутствует условие, являющееся обязательным для включения в трудовой договор – условие о выплате надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент).
По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Государственную инспекцию труда Пермского края отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае в отношении Фролова С.А. начальника МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Между тем, вывод о доказанности вины Фролова С.А. в совершении деяния, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, сделан должностным лицом без учета положений ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, выражается в невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо в установлении заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» (работодатель) и гр.А. (работник) заключен трудовой договор №, по условиям которого работник принимается в порядке перевода в МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» на должность заместителя начальника МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» начальника планово-экономического отдела.
Работнику устанавливается должностной оклад в размере 9 500 руб. в месяц. Выплата заработной платы производится 2 раза в месяц: 2 и 17 числа каждого месяца. Работник имеет право по результатам своей деятельности на получение различных надбавок, доплат, премий, других вознаграждений в соответствии с системой оплаты труда и Положением о премировании, действующим в организации. Условия и размеры выплаты работодателем Работнику поощрений устанавливаются в Положении об оплате труда и материальном стимулировании (п.п. 4.1-4.3 договора).
Постановлением Администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об оплате труда работников МУ «Управление капитального строительства Пермского муниципального района», МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района». Постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Положению об оплате туда работников МУ «Управление капитального строительства Пермского муниципального района», МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» оплата труда работников состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. В пределах утвержденного фонда оплаты труда казенного учреждения могут осуществляться выплаты социального характера в виде материальной помощи (п. 6).
Размеры и условия предоставления компенсационных, стимулирующих и социальных выплат работникам муниципальных казенных учреждений Пермского муниципального района устанавливаются в пределах утвержденного фонда оплаты труда на основании прилагаемого Положения (п. 8).
Положением о порядке назначения работникам МУ «Управление капитального строительства Пермского муниципального района», МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» компенсационных, стимулирующих и социальных выплат установлено, что к ежемесячным надбавкам работников относится надбавка за особые условия работы (сложность, напряженность, специальный режим работы и т.д.).
Пунктом 2.1 названного Положения установлены основные критерии для установления надбавки за особые условия работы, к которым относятся: многосторонний характер выполняемых должностных обязанностей, использование в работе смежных по отношению к основной специальности знаний, систематическое выполнение обязанностей за рамками рабочего времени, досрочность подготовки документов, проявление инициативы, повышение профессиональных знаний, поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения должностных обязанностей, разработка проектов нормативных (распорядительных) актов, высокая степень самостоятельности в работе, в определении первичных направлений; деятельности, в определении способов выполнения постановленных задач, а также в их осуществлении.
Работникам могут быть установлены следующие виды выплат стимулирующего характера в пределах утвержденного фонда оплаты труда: ежемесячные денежные премии, премии по результатам работы за квартал, единовременное поощрение за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаты за высокие результаты и качество выполняемых работ, иные выплаты стимулирующего характера. Перечень стимулирующих выплат, порядок назначения, размеров и условия осуществления стимулирующих выплат определяются коллективными договорами и локальными нормативными актами муниципальных казенных учреждений (п. 3).
Начальником МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено Положение о премировании работников МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района», вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Положению о премировании работников МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» премирование работников производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества работы, творческом подходе к решению задач, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.
Премии устанавливаются работникам МКУ приказом начальника МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» (п. 2).
Премирование может производится единовременно, ежемесячно, за квартал и по итогам года (п. 3).
Ежемесячное денежное поощрение может быть установлено в размере до 85% должностного оклада за добросовестное выполнение служебных обязанностей, высокую дисциплину, своевременное и качественное исполнение документов и предоставление отчетности, разумную инициативу в работе, строгое соблюдение трудовой дисциплины.
Отдельным работникам ежемесячное денежное поощрение может быть установлено в размере до 200% должностного оклада за подготовку и участие в проведении мероприятий, наполнение обязанностей отсутствующих работников, оказание помощи коллегам, выполняющим срочные задания и по освоению должностных обязанностей вновь поступившим на работу (п. 4).
Решение о предоставлении премии работникам принимается начальником МКУ «Управление благоустройством Пермского района» с учетом ходатайств непосредственных и прямых начальников работника (п. 7).
Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
Как следует из статьи 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Статьей 191 Трудового кодекса РФ определено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Рядом локальных актов администрации Пермского муниципального района и МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» установлено, что стимулирующие, компенсационные выплаты и премии устанавливаются работнику решением начальника МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» в зависимости от итогов работы конкретного работника в отчетный период, что в целом согласуется с положениями ст.ст. 132, 135, 191 ТК РФ.
Доказательств, которые свидетельствовали бы о том, что работник гр.А. добросовестно выполняла служебные обязанности, проявляла высокую дисциплину, своевременно и качественно исполняла документы и предоставляла отчетность, проявляла разумную инициативу в работе, строго соблюдала трудовую дисциплину, и несмотря на это, вопреки требованиям Положения о премировании работников МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района», была лишена денежного поощрения (премии) за ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах тот факт, что работодатель был обязан выплатить работнику гр.А. премию за работу в ДД.ММ.ГГГГ, материалами дела не доказан. Сам по себе факт невыплаты премии, которая является денежным поощрением, выплачиваемым при наличии определенных условий, не образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем суду представлены данные, свидетельствующие о том, что в ДД.ММ.ГГГГ гр.А. была выплачена зарплата в размере 35 271,28 руб., включающая в себя оклад, ежемесячную надбавку за особые условия работы, районный коэффициент, т.е. работодатель свою обязанность по оплате труда работника гр.А. исполнил.
Таким образом, из постановления о привлечении Фролова С.А. к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ подлежит исключению указание о том, что работодатель в нарушение п.п. 1, 2, 9 ст. 22 ТК РФ, ст. 135 ТК РФ, п.п. 4, 9 Положения о премировании работников… лишил работника гр.А. ежемесячного денежного поощрения (премии) в ДД.ММ.ГГГГ, а также указание о совершении Фроловым С.А. правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. С учетом изложенного действия Фролова С.А. подлежат переквалификации.
Постановление о привлечении к административной ответственности содержит указание о том, что в трудовом договоре работника гр.А. отсутствует условие, являющееся обязательным для включения в трудовой договор – условие о выплате надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент). Ответственность за указанное деяние предусмотрена ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем, переквалифицировать деяние, совершенное должностным лицом Фроловым С.А., с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ на ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, при отсутствии жалобы на мягкость назначенного наказания, невозможно, поскольку этим будет ухудшено положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Так, санкция ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в части ответственности должностных лиц является более мягкой по сравнению с санкцией ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку предусматривает возможность назначения альтернативного вида наказания в виде предупреждения.
Более того, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, не составлялся, т.е. дело об административном правонарушении в этой части возбуждено не было.
При таких обстоятельствах из обвинения Фролову С.А. подлежит исключению указание о нарушении им требований п. 4 ч. 2 ст. 57, ст. 148 ТК РФ в части невнесения в трудовой договор обязательного условия о выплате надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент).
С учетом изложенных выше обстоятельств, деяние, совершенное Фроловым С.А., подлежит переквалификации на ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку в нарушение п. 9 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работник гр.А. не ознакомлена работодателем под роспись с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия труда», а также не ознакомлена с Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения.
Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (часть 3 статьи 68 ТК РФ).
Материалы дела свидетельствуют о том, что работник гр.А. не была ознакомлена под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района», утвержденными приказом начальника МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также с приказом начальника МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия работы».
Указанные локальные нормативные акты непосредственно связаны с трудовой деятельностью работника гр.А., поэтому в силу п. 9 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель был обязан ознакомить работника с ними под роспись.
Невыполнение указанной выше обязанности, предусмотренной трудовым законодательством, влечет предусмотренную ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ответственность.
В связи с уменьшением объема обвинения и изменением квалификации, наказание, назначенное Фролову С.А., следует снизить, определив ему наказание, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения должностного лица, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Оснований для назначения наказания в виде предупреждения суд не усматривает с учетом общественной опасности и фактических обстоятельств совершенного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, вынесенное заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае в отношении начальника Муниципального казенного учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района» Фролова С. А., изменить.
Переквалифицировать действия Фролова С. А. с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ на ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, смягчив назначенное ему административное наказание в виде административного штрафа до 1 000 рублей.
Исключить из постановления о назначении административного наказания указание на нарушения, которые выразились в невыплате работнику гр.А. ежемесячного денежного поощрения (премии) в августе 2017 года, в неуказании в трудовом договоре условия о выплате надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент).
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья В.В. Подыниглазов