дело № 2-4354/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Камышановой А.Н.,
при секретаре Кучеровой Е.В.,
с участием помощника прокурора Центрального района города Волгограда Карташова Д.Н.,
04 июля 2016 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района города Волгограда к ПАО «СКБ-Банк» в лице филиала «Волжский» ПАО «СКБ-Банк» о признании отказа незаконным, обязании предоставить информацию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района города Волгограда обратился в суд с иском к обратился в суд с иском к ПАО «СКБ-Банк» в лице филиала «Волжский» ПАО «СКБ-Банк» о признании отказа незаконным, обязании предоставить информацию. В обоснование иска указал, что в рамках проверки соблюдения федерального законодательства при использовании
Государственной информационной системы о государственных и
муниципальных платежах (ГИС ГМП) кредитными учреждениями прокуратурой Центрального района г. Волгограда "."..г. в адрес управляющего офиса «Волгоградский» ПАО «СКБ-Банк» направлен запрос о предоставлении информации по внесению сведений об оплате штрафов в ГИС ГМП. "."..г. прокуратуре отказано в предоставлении информации. "."..г. прокуратурой повторно направлен запрос о необходимости предоставления ранее запрашиваемой информации. Прокуратуре было отказано повторно. Истец запрашивая информацию действовал в рамках полномочий, предусмотренных положением Закона «О прокуратуре Российской Федерации». Основанием для истребования запрашиваемой информации у ПАО «СКБ-Банк» послужило обращение начальника УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, из которого следует, что ООО «Фортуна» привлечено к административной ответственности за допущенные нарушения правил дорожного движения. Назначенный штраф ООО «Фортуна» оплачен через подразделение банка ПАО «СКБ-Банк». В нарушение п. 4 ст. 21.3 Федерального закона от "."..г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» сведения об оплате штрафа ООО «Фортуна» ПАО «СКБ-Банк» в ГИС ГМП не внесена, в связи с чем штраф, назначенный ООО «Фортуна» числится как неуплаченный, что ведет к неблагоприятным последствиям для хозяйствующего субъекта. УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области обратилось в органы прокуратуры в целях проверки соблюдения федерального законодательства в деятельности ПАО «СКБ-Банк». Прокуратурой в отношении ПАО «СКБ-Банк» возбуждено административное производство по ст. 17.7 КоАП РФ. По результатам рассмотрения постановления прокуратуры района "."..г. <...> ПАО «СКБ-Банк» привлечено к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере <...> рублей. До настоящего времени ПАО «СКБ-Банк» не представлена запрашиваемая информация о внесении сведений об оплате штрафа в ГИС ГМП, в связи с чем, рассмотреть обращения представителя ООО «Фортуна» и УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области надлежащим образом не представляется возможным. Просит признать отказ ПАО «СКБ-Банк» в предоставлении запрашиваемых сведений незаконным; обязать ПАО «СКБ-Банк» предоставить в прокуратуру Центрального района г.Волгограда запрашиваемые сведения, вносились ли сведения об оплате штрафа в ГИС ГМП по следующим платежам: дата платежа: "."..г., сумма: <...> назначение платежа: штраф, плательщик: <...> сведения о внесении значения уникального идентификатора начислений в базу данных ГИС ГМП с приложением подтверждающих документов.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Волгограда Карташов Д.Н. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ПАО «СКБ-Банк», уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказав в удовлетворении требований.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах устанавливает Федеральное казначейство по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Указанным порядком определяются:
1) перечень информации, необходимой для уплаты, включая подлежащую уплате сумму, за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, порядок ее получения и предоставления;
2) перечень информации об уплате государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, порядок ее получения и предоставления;
3) порядок доступа к Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
Согласно 4 указанной статьи банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, территориальный орган Федерального казначейства (иной орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязаны незамедлительно направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
В судебном заседании установлено, что "."..г. прокуратурой Центрального района города Волгограда в рамках проведения по поручению прокуратуры области проверки исполнения законодательства при использовании Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах кредитными учреждениями в адрес управляющего офиса «Волгоградский» ОАО «СКБ-Банк» направлен запрос о предоставлении информации о том, вносились ли сведения об оплате штрафа и значения уникального идентификатора начислений в базу данных ГИС ГМП по следующим платежам: дата платежа: "."..г., сумма: 500, назначение платежа: штраф, плательщик: <...>
"."..г. банком направлен ответ, в котором в предоставлении запрашиваемых сведений отказано, поскольку данные сведения составляют банковскую <...> В части предоставления сведений в ГИС ГМП требования законодательства банком соблюдаются неукоснительно.
"."..г. прокуратурой направлен повторный запрос со ссылкой на Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
На данный запрос банком дан повторный отказ по указанным ранее основаниям.
Прокуратурой Центрального района города Волгограда "."..г. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «СКБ-Банк» по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи <...> от "."..г. ОАО «СКБ-Банк» признано виновным в совершении правонарушения по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Решением <...> постановлением судьи <...> <адрес> от "."..г. о привлечении ОАО «СКБ-Банк» к ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях банка состава правонарушения. Судом установлено, что требования прокурора носят незаконный характер, в связи с чем отказ банка в исполнении указанных требований признан правомерным.
Суд соглашается с указанным выводом исходя из нижеследующего.
Переводы денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе без открытия банковских счетов, в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» относятся к банковским операциям, <...> которых охраняется законом.
Для предоставления исчерпывающих сведений по запросу прокуратуры банк должен был подтвердить факт выполнения банковских операций по уплате сумм административного штрафа ООО «Фортуна», представить информацию об оформлении клиентом платежного поручения, то есть раскрыть сведения, составляющие охраняемую законом <...>
В соответствии с п. 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» при осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом <...> прокуроры должны руководствоваться установленным законодательством порядком.
Статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую <...> При этом органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица не указаны в данном перечне.
Специальные федеральные законы, регламентирующие деятельность конкретных органов, могут содержать нормы, предусматривающие право этих органов получать информацию, составляющую банковскую <...>
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам право получать от банков информацию, относящуюся к банковской <...>
В соответствии со ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую <...> могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Согласно ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Операторы платежных систем не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 мая 2003 года № 8-П, банковская <...> означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую <...> и определяя ее основные объекты, ГК РФ одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую <...> определяются законом. Закрепление в законе отступлений от банковской <...> не может быть произвольным. Такие отступления должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и интересов граждан, не затрагивать существо соответствующих конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания закрепляющих эти права конституционных положений, и могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечения указанных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации целей защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и общественной безопасности.
Из этого следует, что федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую <...> только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц. В частности, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" установлено, что справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (часть третья статьи 26).
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что органы прокуратуры Российской Федерации не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую <...>
Таким образом, ПАО «СКБ-Банк» правомерно отказал в предоставлении по требованию прокурора информации о том, вносились ли сведения об уплате штрафов ООО «Фортуна» в ГИС ГМП, вносились ли в базу данных ГИС ГМП значения УИН по каждой банковской операции, а также сведений о причинах невнесения значений УИН.
Следовательно, у суда не имеется оснований обязывать банк предоставить указанные сведения.
Истребовать данную информацию прокурор Центрального района города Волгограда вправе у заявителя ООО «Фортуна», у которого в силу положений ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не имеется препятствий к получению запрашиваемой информации у банка.
Довод прокурора о том, что ПАО «СКБ-Банк» нарушены положения Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не подтвержден представленными доказательства, отказ банка в предоставлении сведений, составляющих банковскую <...> не означает неисполнение им обязанностей по незамедлительному направлению информации об уплате денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
Довод прокурора о том, что непредставление банком испрашиваемой информации влечет грубое нарушение прав ООО «Фортуна», несостоятелен по тем основаниям, что в силу ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательством уплаты штрафов является не внесенные в ГИС ГМП сведений об их уплате, а представленный плательщиком платежный документ с отметкой банка о принятии и исполнении, которые ООО «Фортуна» также вправе получить в любое время по соответствующему запросу в банк.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать прокурору Центрального района города Волгограда в удовлетворении исковых требований к ПАО «СКБ-Банк» в лице филиала «Волжский» ПАО «СКБ-Банк» о признании отказа незаконным, обязании предоставить информацию.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: А.Н. Камышанова
Справка: мотивированное решение изготовлено "."..г.
Судья: А.Н. Камышанова