ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 декабря 2014г <адрес>
Судья Ленинского районного суда <адрес> Наточеева М.А., при секретаре Симонян С.М., с участием помощника прокурора <адрес> Шишова Е.А., представителя юр. лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» Ермолаевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании постановление зам.прокурора Промышленного района г.Самара о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении юр.лица-филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк»,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в рамках рассмотрения обращения директора ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» в филиал «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» ДД.ММ.ГГГГ за №№ в срок до ДД.ММ.ГГГГ направлялся запрос о предоставлении информации о движениях денежных средств по банковским счетам, открытым на ЗАО «КоммунЭнерго». По результатам проведения проверки составлено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении Самарского филиала ОАО АКБ «ИТБ», в котором указано следующее.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 вышеуказанного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя незамедлительно.
Согласно п.2.1, ст.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
В соответствии с п.2 ст.857 ГК РФ, государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Согласно статье 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 "О банках и банковской деятельности", справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), налоговым органам, и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Установлено, что в нарушение п.2.1 ст.4, ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» филиалом «Самарский ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» требования прокурора от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №15к оставлены без исполнения, в предоставлении запрашиваемой информации дан отказ.
Кроме того, указанная информация об отказе представлена в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ
Уважительных причин, препятствующих выполнению обязательных требований Федерального закона не установлено.
Из пояснений представителя филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» главного юрисконсульта Ермолаевой С.В. следует, что запрашиваемые сведения составляют банковскую тайну, в связи с чем, предоставление указанной информации в органы прокуратуры не предусмотрено.
Данный факт свидетельствует об умышленном невыполнении требований прокурора района.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В действиях юридического лица - филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная обязанность.
Правонарушение является длящимся, факт нарушения установлен прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в 15.00. Местом совершения административного правонарушения, является местонахождение прокуратуры <адрес>).
В связи с вышеизложенным в отношении юридического лица филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Определением мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> указанный материал об административном правонарушении направлен для рассмотрения в <адрес>.
Представитель прокуратуры <адрес> в судебном заседании поддержал постановление по изложенным в нем основаниям.
Представитель АКБ «Инвестиционный торговый банк» (ОАО) «Самарский» в судебном заседании просила прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях АКБ «Инвестиционный торговый банк» (ОАО) «Самарский» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, ссылаясь на следующие обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ в Банк поступил запрос № № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации о движениях денежных средств по банковским счетам, открытым на ЗАО «КоммунЭНЕРГО» (ИНН № (вх. № № Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№№ Банк сообщил о невозможности предоставления запрашиваемых сведений в связи с тем, что информация о движениях денежных средств по банковским счетам Клиентов составляет банковскую тайну.
ДД.ММ.ГГГГ в АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) в лице ФАКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) «Самарский» поступило требование (вх.№ № о явке в <адрес> для дачи объяснений и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, по результатам которого <адрес> возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено что, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих организаций предъявления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
При этом, пунктом 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" указано, что при рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, необходимо руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.
Согласно ч.1 ст.857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
В пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 8-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О судебных приставах " установлено, что согласно ГК РФ, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции Российской Федерации в соответствии с основными началами гражданского законодательства, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (ст. 857 ГК РФ).
В силу ст.26 Федерального закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Таким образом, перечень субъектов, имеющих право запрашивать у кредитных организаций информацию, относящуюся к банковской тайне является исчерпывающим и не содержит указания на органы прокуратуры.
Принимая во внимание требования ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Закона № "О банках и банковской деятельности" и Закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, прокурор не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую тайну.
Считают, что полномочия тех или иных органов на получение информации и сведений общего характера, закрепленные в законе, не могут подменять собой специальные полномочия по истребованию информации, являющейся банковской тайной.
Запрос Прокуратуры о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, направлен в Банк со ссылкой на ст.22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющей прокурору право требовать от руководителей органов и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Генеральная прокуратура РФ признала приоритет специального банковского законодательства при регулировании вопросов банковской тайны, закрепив данное положение в Приказе Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Данная позиция Генеральной прокуратуры РФ также подтверждена в письме от ДД.ММ.ГГГГ № о недопустимости нарушения положений законодательства о банковской тайне и прав клиентов банка.
Представитель филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» считает, что Банком правомерно отказано в предоставлении по требованию прокурора сведений о движении денежных средств по банковским счетам Клиента Банка, в связи с чем оснований полагать о невыполнении законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий не имеется.
Обязательным условием привлечения лица к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП РФ является наличие субъективной стороны административного правонарушения, выраженного в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. При этом, под умыслом понимается желание либо сознательное допущение лицом, совершившим административное правонарушение, возникновения общественно опасных последствий не выполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В действиях Банка по отказу в предоставлении сведений на основании запроса Прокуратуры отсутствовал умысел возникновение общественно опасных последствий невыполнения требований прокурора. Более того, при направлении письма в Прокуратуру Банк указал причины отказа, основанные на трактовке законодательства РФ высшими судебными органами, а также Генеральной прокуратурой, что свидетельствует о намерении Банка действовать в рамках законодательства РФ, а также предотвратить нарушение прав Клиентов Банка на сохранение информации, отнесенной законом к банковской тайне.
Вышеуказанные доводы свидетельствуют об отсутствии в действиях Банка субъективной стороны административного правонарушения, выраженного в форме умысла.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.
В соответствии со ст.55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства; представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Пунктом 1.6 Положения о Филиале установлено, что Филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени Банка в пределах предоставленных ему полномочий, в рамках которых распоряжается закрепленным за ним имуществом и средствами и заключает кредитные, хозяйственные и другие договоры. Ответственность по обязательствам Филиала несет Банк.
При этом, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в отношении Филиала.
Поскольку Филиал не является юридическим лицом, соответственно, не может быть субъектом административного правонарушения и нести административную ответственность.
При указанных обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, в действиях Банка отсутствует.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Постановлением заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ (л.д. 5-7).
В судебном заседании установлено, что основанием для привлечения филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» к административной ответственности, предусмотренной ст.17.7 КоАП РФ, послужило то, что филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» не представил по требованию прокуратуры <адрес> информацию о движении денежных средств по банковским счетам, открытым на ЗАО «КоммунЭнерго», направленному в рамках проверки доводов обращения руководителя ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о нарушениях ЗАО «КоммунЭнерго» жилищного законодательства, неисполнении договорных обязательств в части своевременной оплаты услуг поставки природного газа, т.е. филиал «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, состоит в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Пунктом 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" предусмотрено, что при осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры должны руководствоваться установленным законодательством порядком.
Статья 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 "О банках и банковской деятельности", регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну. При этом органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица не указаны в данном перечне.
Специальные федеральные законы, регламентирующие деятельность конкретных органов, могут содержать нормы, предусматривающие право этих органов получать информацию, составляющую банковскую тайну.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам право получать от банков информацию, относящуюся к банковской тайне.
В пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.
По смыслу Конституции Российской Федерации, институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской тайной, затрагивая тем самым частную жизнь и личную тайну граждан.
В пункте 4 названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации указано, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции Российской Федерации в соответствии с основными началами гражданского законодательства, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (статья 857 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс Российской Федерации одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 8-П, федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.
Принимая во внимание требования норм статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Закона N 395-1 и Закона N 2202-1, а также изложенную выше позицию Конституционного Суда Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую тайну.
Из анализа изложенных норм закона в их системной взаимосвязи следует, что филиал «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк»,руководствуясь положениями статьи 26 Закона N 395-1, правомерно отказал в предоставлении по требованию прокурора информации о движении денежных средств по банковским счетам, открытым в ЗАО «КоммунЭнерго», в связи с чем полагать о невыполнении указанным должностным лицом законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, оснований не имеется.
Соответственно, в действиях филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
Оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях филиала «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.24.5КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.17.7 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░(░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.