Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-269/2021 (2-1459/2020;) ~ М-1726/2020 от 30.12.2020

дело № 2-269/2021                                                        23RS0045-01-2020-003514-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     г. Славянск-на-Кубани          01 марта 2021 года

         Славянский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего      Радионова А.А.,

при секретаре        Головко А.А.,

с участием

прокурора                                                                             Лисовиной Т.С.,

представителя ответчика - администрации МО Славянский район

по доверенности                                                                     Цикуновой С.В.,

представителя ответчика - МБДОУ детский сад №13        Сотниковой М.В.,

представителя третьего лица - управления образования МО Славянский район

по доверенности                                                                      Мартиросовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Славянский район, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 13 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обследовать техническое состояние здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики,

УСТАНОВИЛ:

Славянский межрайонный прокурор обратился в Славянский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском, из содержания которого следует, что Славянской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса в деятельности муниципального дошкольного бюджетного образовательного учреждения детский сад №13, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики. Проверкой установлено, что администрацией МО Славянский район денежные средства на проведение технического обследования состояния зданий и сооружений МБДОУ ДС№13 не выделялись.В нарушение указанных в иске норм закона, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и сооружений, их элементов, со стороны ответственных лиц не осуществляется. Обследование с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций вопреки п.п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 не проведено, соответствующий договор с уполномоченной организацией не заключен. При этом в период подготовки образовательной организации к началу 2018-2019 учебного года Славянской межрайонной прокуратурой по факту не проведения мероприятий по эксплуатационному контролю, заведующей дошкольной образовательной организации внесено представление, по результатам рассмотрения которого указанные нарушения до настоящего периода не устранены. При этом отмечает значительно возросшее за последние 3 года количество зафиксированных на территории Краснодарского края случаев обрушения конструкций зданий образовательных организаций, вызванных их физическим износом и непринятием собственниками и ответственными за эксплуатацию лицами своевременных мер по осуществлению эксплуатационного контроля с привлечением специализированных организаций. Таким образом, неисполнение ответчиками требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния, путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся, причинить вред их жизни и здоровью, что в свою очередь нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами, права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения. Просит обязать администрацию муниципального образования Славянский район профинансировать МБДОУ детский сад №13 МО Славянский район мероприятия до начала 2021-2022 учебного года, связанные с проведением эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния, путем привлечения специализированной организации; обязать МБДОУ детский сад №13 провести техническое обследование состояния зданий и сооружений образовательной организации в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» после поступления финансирования администрацией муниципального образования до начала 2021-2022 учебного года.

В судебном заседании прокурор Лисовина Т.С. настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в заявлении доводам, считает, что мониторинг здания детского сада должен проходить с помощью современных технических средств диагностики. Обследование здания детского сада производится визуально без каких-либо сторонних организаций. Полагает, что ГОСТ 31937-2011 при обследовании применять не обязательно. Какие при этом должны применяться технические средства для диагностики здания не пояснила.

Представитель ответчика - заведующая МБДОУ детский сад № 13 Сотникова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления, пояснила, что ежегодно на протяжении многих лет комиссией проводится осмотр здания, о чем составляются акты проверки готовности дошкольной образовательной организации к новому учебном угоду. Просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель администрации МО Славянский район Цикунова С.В. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что в соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительством РФ утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 №985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ «утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который содержит ГОСТ 31937 - 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Обязательными для применения являются Разделы 1,6 (п.6.2.6, 6.3.2, 6.3.3, 6.4.18 - 6.4.20) ГОСТа 31937-2011, а не весь ГОСТ. В тоже время в п.1.ч.1 ст.42 Федерального закона №384 -ФЗ установлено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессами проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. МБДОУ ДС №7 введен в эксплуатацию до вступления в силу таких требований ГОСТа 31937 -2011, реконструкция или капитальный ремонт здания не проводились. Просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель управления образования МО Славянский район на основании доверенности Мартиросова Д.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, указанным представителем администрации МО Славянский район Цикуновой С.В.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

        Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам вмуниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей,финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий дляосуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно ч.2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями. Образовательная организация является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 6,7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также проведение профилактических мероприятий.

Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 (вместе с «ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.

         Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 №384 -ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительством РФ утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

            Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» введен в действие с 1 января 2014 г. для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

          Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 №985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который содержит ГОСТ 31937 - 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». В соответствии с указанным Постановлением обязательным для применения являются ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Разделы 1, 6 (пункты 6.2.6, 6.3.2, 6.3.3, 6.4.18 - 6.4.20).

В силу положений п.1.ч.1 ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 №384 -ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Согласно представленному в судебное заседание кадастровому паспорту здания детского сада с кадастровым номером 23:48:0103024:1040, расположенное по ул.Школьная,459 гор.Славянск-на-Кубани, введено в эксплуатацию в 1970 году, то есть до вступления в силу требований ГОСТа 31937 -2011. Как установлено в судебном заседании, реконструкция или капитальный ремонт здания не проводились.

Таким образом, доводы иска об обязательном применении п.п. 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937- 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст и обязательности обследования состояния здания в соответствии с требованиями ГОСТ 31937- 2011 силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, суд считает необоснованными.

Статьей 36 Федерального закона № 384 - ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Учредителем и собственником имущества образовательнойорганизации является администрация МО Славянский район в лице управления имущественных отношений.

Образовательной организации передано имущество на праве оперативного управления. Передача имущества в оперативное управление не влечет за собой передачу права собственности. Эксплуатационный контроль, за техническим состоянием зданий осуществляется лицом ответственным за эксплуатацию зданий, то есть собственником в лице администрации Славянского района.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник имущества несет бремя по его содержанию.

Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч. 6 указанной выше нормы в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7, 8 ст., 55.24. ГрК РФ).

В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 55.24. ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Приказами заведующей МБДОУ ДС №13 от 09.01.2019 №22 о/д, от 11.01.2020 №18 о/д, от 11.01.2021 №18ло/д ответственным лицом за соблюдением правил эксплуатации и технического содержания здания, обустройство прилегающих территорий назначен Романько Л.А.

Согласно представленным в судебное заседание актам за период с 2018 по 2020 г.г. МБДОУ ДС №13 на постоянной основе производятся осмотры состояния здания и готовности его эксплуатации.

В целях проверки готовности образовательных организаций МО Славянский район ежегодно проводятся осмотры готовности образовательных организаций к новому учебному году и работе в осенне-зимние периоды утвержденными комиссиями. В подтверждение указанному обстоятельству стороной ответчика представлены постановления главы администрации МО Славянский район от 24.05.2019 №1027, от 29.05.2020 №1006, а также акты проверки готовности МБДОУ ДС №13 к соответствующим учебным годам.

Изучением представленных актов установлено, что комиссией ежегодно проводятся обследования технического состояния здания, производится проверка обеспечения пожарной безопасности.

Таким образом, неисполнение ответчиками требований действующего законодательства по осуществлению эксплуатационного контроля здания МБДОУ ДС №13 не нашло свое подтверждение в судебном заседании.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     В удовлетворении иска Славянского межрайонного прокурора отказать.

     Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня вынесения его в окончательной форме.

     В окончательной форме решение изготовлено 05.03.2021.

Копия верна:

Согласовано: судья Радионов А.А.

2-269/2021 (2-1459/2020;) ~ М-1726/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Славянский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО Славянский район
МБДОУ детский сад № 13
Другие
Управление образования МО Славянский район
Суд
Славянский городской суд Краснодарского края
Судья
Радионов Алексей Алексеевич
Дело на сайте суда
slavynsk-gor--krd.sudrf.ru
30.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.12.2020Передача материалов судье
31.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2021Судебное заседание
01.03.2021Судебное заседание
05.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2022Дело оформлено
30.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее