Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1242/2018 (2а-4232/2017;) ~ М-3444/2017 от 01.12.2017

Дело № 2а-1242/18

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

28 ноября 2018 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Витковской Н.А., с участием административного истца Гриценко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гриценко Александра Александровича к МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района", Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Гриценко А.А. обратился в суд с административным иском к МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района" о признании незаконным решения № 6845 от 21 августа 2017 года об отказе в предоставлении земельного участка, обязании МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района предоставить Гриценко А.А. земельный участок в кадастровом квартале 24:11:0250101 по адресу: Емельяновский район, Устюгский сельсовет, район д. Плоское, ДПК «Звездочка», ул. Центральная, участок № 75 площадью 1035 кв.м.

В обоснование иска указано, что Гриценко А.А. имеет вышеназванный земельный участок; данный участок входит в границы земельного участка площадью 90 га, предоставленного на основании Решения Исполнительного Комитета Емельяновского района № 556 от 18 октября 1991 года «О предоставлении земель спецземфонда района (уч. Сибиряк) для коллективного садоводства и огородничества» СТ «Звездочка» при Красноярском гарнизоне; 21 августа 2017 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении данного участка в собственность для ведения садоводства, однако решением от 08 сентября 2017 года ему в этом было отказано по тем основаниям, что не представлено документов, подтверждающих право ДПК «Звездочка», созданного после 25 октября 2001 года, на испрашиваемый земельный участок.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены были Администрация Емельяновского района Красноярского края, ДПК «Звездочка», в качестве заинтересованных лиц – Управление Росреестра, Кадастровая палата.

В судебном заседании административный истец Гриценко А.А. иск и изложенные в нем доводы поддержал, пояснив, что испрашиваемый земельный участок выделен был ему председателем ДПК «Звездочка».

Административные ответчики, заинтересованные лица в суд не явились; Администрация Емельяновского района, Управление Росреестра просили рассматривать дело без их участия (л.д. 175, 177); Администрация Емельяновского района, помимо этого, подала письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении иска отказать, так как Гриценко А.А. не представил доказательств тому, что вновь созданное ДПК «Звездочка» является правопреемником СТ «Звездочка», которому и принадлежит земельный участок площадью 90 га, ранее предоставленный Емельяновским райисполкомом для коллективного садоводства и огородничества на основании решения № 56 от 18 октября 1991 года с кадастровым номером 24:11:0000000:22753 (л.д. 180-181).

Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, оспариваемый Гриценко А.А. отказ в предоставлении в собственность земельного участка бесплатно, выраженный в письме МКУ «УправЗем» от 18 сентября 2017 года N 7600, является актом органа местного самоуправления, реализовавшего возложенные на него публичные функции.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу предписаний пунктов 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право до 31 декабря 2020 г. независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует установленным законам условиям, на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Следовательно, Гриценко А.А., обращаясь в МКУ «УправЗем» с заявлением о предоставлении бесплатно имеющегося у него земельного участка в собственность, реализовал право, предоставленное федеральным законодателем, который одновременно возложил на органы местного самоуправления обязанность принять соответствующее решение, то есть требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера.

Таким образом, избранный Гриценко А.А. способ защиты нарушенного права является правильным.

Оценивая правомерность оспариваемого отказа, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.03.2015 (введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ), до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

На основании пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (изменения внесены Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ и вступили в силу с 01 марта 2015 года) в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

Таким образом, действующее до 01 марта 2015 года и с 01 марта 2015 года законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях, одним из которых является нахождение земельного участка в пределах законного землеотвода садоводческого объединения.

Как следует из материалов дела, Гриценко А.А. принят в члены ДПК «Звездочка» ИНН 2460100657 ОГРН 1172468001530 на основании решения общего собрания членов ДПК «Звездочка» от 15 июля 2017 года; данным решением за ним закреплен земельный участок площадью 1035 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновски район, Устюгский сельсовет, ДПК «Звездочка», ул. Центральная (л.д. 9).

Согласно схеме КПТ участок находится в кадастровом квартале 24:11:0250101, в следующих координатах: н1 Х 662588.60 Y 88953.45, н2 Х 662573.50 Y 88934.01, н3 Х 662596.70 Y 88915.66, н4 Х 662600.00 Y 88914.35, н5 Х 662603.40 Y 88914.37, н6 Х 662604.50 Y 88914.90, н7 Х 662617.70 Y 88930.68, н1 Х 662588.60 Y 88953.45, между земельными участками с кадастровыми номерами 24:11:0250101:78, 24:11:0250101:850 (л.д. 12).

Однако, как следует из решения Исполнительного комитета Емельяновского районного Совета народных депутатов № 556 от 18 октября 1996 года, Свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 31 марта 1992 года, земельный участок площадью 90 га, в границы которого входит испрашиваемый участок, выделялся СТ «Звездочка» при Красноярском гарнизоне для коллективного садоводства (л.д. 15, 16); право собственности на него зарегистрировано за ДНТ «Звездочка» ИНН 243257511, ОГРН 1142468044355, присвоен кадастровый номер 24:11:0000000:22753 (л.д. 52-54, 55-59).

ДПК «Звездочка», как следует из выписки ЕГРЮЛ и устава, зарегистрировано было как вновь созданное юридическое лицо 12 января 2017 года и правопреемником СТ «Звездочка» не является (л.д. 17-18, 87-88).

Указанное подтверждается также решением Арбитражного суда Красноярского кря от 10 апреля 2018 года по делу по иску ДПК «Звездочка» к МКУ «УправЗем» о признании незаконным решения № 6422 от 07 августа 2017 года об отказе в предоставлении земельного участка в собственность (л.д. 60-66, 67-70).

Таким образом, испрашиваемый земельный участок не соответствует той совокупности условий, которые указаны в пункте 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", так как ДПК «Звездочка» не является законным владельцем данного участка и не имело право выделать его истцу.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу вышеприведенных норм права и с учетом установленных по делу обстоятельств суд признает отказ МКУ «УправЗем» от 18 сентября 2017 года № 7600 законным и обоснованным; нарушений прав истца данным отказом не установлено.

При таком положении суд не находит оснований для удовлетворения его иска.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Гриценко Александра Александровича к МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района", Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить Гриценко А.А. земельный участок в кадастровом квартале 24:11:0250101 по адресу: Емельяновский район, Устюгский сельсовет, район д. Плоское, ДПК «Звездочка», ул. Центральная, участок № 75 площадью 1035 кв.м., отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья:

2-1242/2018 (2а-4232/2017;) ~ М-3444/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гриценко Александр Александрович
Ответчики
МКУ Управзем Емельяновского района
Другие
ДПК Звездочка
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Ежелева Елена Анатольевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
01.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2017Передача материалов судье
05.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.03.2018Предварительное судебное заседание
30.05.2018Предварительное судебное заседание
11.09.2018Предварительное судебное заседание
01.11.2018Судебное заседание
28.11.2018Судебное заседание
29.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2019Дело оформлено
24.09.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее