Дело № 2а-1242/18
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 ноября 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Витковской Н.А., с участием административного истца Гриценко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гриценко Александра Александровича к МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района", Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Гриценко А.А. обратился в суд с административным иском к МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района" о признании незаконным решения № 6845 от 21 августа 2017 года об отказе в предоставлении земельного участка, обязании МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района предоставить Гриценко А.А. земельный участок в кадастровом квартале 24:11:0250101 по адресу: Емельяновский район, Устюгский сельсовет, район д. Плоское, ДПК «Звездочка», ул. Центральная, участок № 75 площадью 1035 кв.м.
В обоснование иска указано, что Гриценко А.А. имеет вышеназванный земельный участок; данный участок входит в границы земельного участка площадью 90 га, предоставленного на основании Решения Исполнительного Комитета Емельяновского района № 556 от 18 октября 1991 года «О предоставлении земель спецземфонда района (уч. Сибиряк) для коллективного садоводства и огородничества» СТ «Звездочка» при Красноярском гарнизоне; 21 августа 2017 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении данного участка в собственность для ведения садоводства, однако решением от 08 сентября 2017 года ему в этом было отказано по тем основаниям, что не представлено документов, подтверждающих право ДПК «Звездочка», созданного после 25 октября 2001 года, на испрашиваемый земельный участок.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены были Администрация Емельяновского района Красноярского края, ДПК «Звездочка», в качестве заинтересованных лиц – Управление Росреестра, Кадастровая палата.
В судебном заседании административный истец Гриценко А.А. иск и изложенные в нем доводы поддержал, пояснив, что испрашиваемый земельный участок выделен был ему председателем ДПК «Звездочка».
Административные ответчики, заинтересованные лица в суд не явились; Администрация Емельяновского района, Управление Росреестра просили рассматривать дело без их участия (л.д. 175, 177); Администрация Емельяновского района, помимо этого, подала письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении иска отказать, так как Гриценко А.А. не представил доказательств тому, что вновь созданное ДПК «Звездочка» является правопреемником СТ «Звездочка», которому и принадлежит земельный участок площадью 90 га, ранее предоставленный Емельяновским райисполкомом для коллективного садоводства и огородничества на основании решения № 56 от 18 октября 1991 года с кадастровым номером 24:11:0000000:22753 (л.д. 180-181).
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, оспариваемый Гриценко А.А. отказ в предоставлении в собственность земельного участка бесплатно, выраженный в письме МКУ «УправЗем» от 18 сентября 2017 года N 7600, является актом органа местного самоуправления, реализовавшего возложенные на него публичные функции.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу предписаний пунктов 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право до 31 декабря 2020 г. независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует установленным законам условиям, на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Следовательно, Гриценко А.А., обращаясь в МКУ «УправЗем» с заявлением о предоставлении бесплатно имеющегося у него земельного участка в собственность, реализовал право, предоставленное федеральным законодателем, который одновременно возложил на органы местного самоуправления обязанность принять соответствующее решение, то есть требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера.
Таким образом, избранный Гриценко А.А. способ защиты нарушенного права является правильным.
Оценивая правомерность оспариваемого отказа, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.03.2015 (введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ), до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (изменения внесены Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ и вступили в силу с 01 марта 2015 года) в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Таким образом, действующее до 01 марта 2015 года и с 01 марта 2015 года законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях, одним из которых является нахождение земельного участка в пределах законного землеотвода садоводческого объединения.
Как следует из материалов дела, Гриценко А.А. принят в члены ДПК «Звездочка» ИНН 2460100657 ОГРН 1172468001530 на основании решения общего собрания членов ДПК «Звездочка» от 15 июля 2017 года; данным решением за ним закреплен земельный участок площадью 1035 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновски район, Устюгский сельсовет, ДПК «Звездочка», ул. Центральная (л.д. 9).
Согласно схеме КПТ участок находится в кадастровом квартале 24:11:0250101, в следующих координатах: н1 Х 662588.60 Y 88953.45, н2 Х 662573.50 Y 88934.01, н3 Х 662596.70 Y 88915.66, н4 Х 662600.00 Y 88914.35, н5 Х 662603.40 Y 88914.37, н6 Х 662604.50 Y 88914.90, н7 Х 662617.70 Y 88930.68, н1 Х 662588.60 Y 88953.45, между земельными участками с кадастровыми номерами 24:11:0250101:78, 24:11:0250101:850 (л.д. 12).
Однако, как следует из решения Исполнительного комитета Емельяновского районного Совета народных депутатов № 556 от 18 октября 1996 года, Свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 31 марта 1992 года, земельный участок площадью 90 га, в границы которого входит испрашиваемый участок, выделялся СТ «Звездочка» при Красноярском гарнизоне для коллективного садоводства (л.д. 15, 16); право собственности на него зарегистрировано за ДНТ «Звездочка» ИНН 243257511, ОГРН 1142468044355, присвоен кадастровый номер 24:11:0000000:22753 (л.д. 52-54, 55-59).
ДПК «Звездочка», как следует из выписки ЕГРЮЛ и устава, зарегистрировано было как вновь созданное юридическое лицо 12 января 2017 года и правопреемником СТ «Звездочка» не является (л.д. 17-18, 87-88).
Указанное подтверждается также решением Арбитражного суда Красноярского кря от 10 апреля 2018 года по делу по иску ДПК «Звездочка» к МКУ «УправЗем» о признании незаконным решения № 6422 от 07 августа 2017 года об отказе в предоставлении земельного участка в собственность (л.д. 60-66, 67-70).
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не соответствует той совокупности условий, которые указаны в пункте 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", так как ДПК «Звездочка» не является законным владельцем данного участка и не имело право выделать его истцу.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу вышеприведенных норм права и с учетом установленных по делу обстоятельств суд признает отказ МКУ «УправЗем» от 18 сентября 2017 года № 7600 законным и обоснованным; нарушений прав истца данным отказом не установлено.
При таком положении суд не находит оснований для удовлетворения его иска.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Гриценко Александра Александровича к МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района", Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить Гриценко А.А. земельный участок в кадастровом квартале 24:11:0250101 по адресу: Емельяновский район, Устюгский сельсовет, район д. Плоское, ДПК «Звездочка», ул. Центральная, участок № 75 площадью 1035 кв.м., отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: