Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2020 года село Чекмагуш
Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галикеевой Р.С.
при секретаре Каримовой Г.Р., помощнике судьи Фатхетдинове Ф.Ф.,
с участием ответчика Акчурина Ф.Р. по системе видеоконференцсвязи,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ширеев РМ к ФИО3 о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,
У С Т А Н О В И Л:
Ширеев РМ обратился с иском к ФИО3, где проситвзыскать с ФИО3 в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ Ширеев РМ проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации в должности старшего участкового уполномоченного полиции (далее - УУП) Отдела МВД России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов 15 минут ФИО3, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в фойе Отдела МВД России по <адрес>, по адресу: РБ, <адрес>, действуя умышленно, осознавая, что я старший УУП Отдела МВД России по <адрес>, являюсь представителем власти, исполняю свои должностные обязанности, с целью воспрепятствования нормальной деятельности органов власти, а также, желая публично унизить честь и достоинство личности сотрудника полиции, в присутствии гражданских лиц ФИО8 и ФИО9 громко и демонстративно высказывал в адрес Ширеев РМ грубую нецензурную брань в неприличной форме, тем самым оскорбил меня.
ДД.ММ.ГГГГ приговором мирового судьи судебного участка № по <адрес> Республики Башкортостан ФИО3 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ (публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением) и ему назначено наказание в виде восьми месяцев исправительных работ с удержанием в доход государства 10 % заработка с отбыванием наказания по основному месту работы, а в случае отсутствия основного места работы, в месте, определяемом органа местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией в районе места жительства осужденного. Приговор вступил в законную силу. По данному уголовному делу Ширеев РМ был признан потерпевшим.
Высказывания ответчика в адрес истца являются унижающими честь достоинство и деловую репутацию, из-за чего Ширеев РМ испытывал нравственные страдания, сильные душевные волнения и стресс.
Истец Ширеев РМ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что истец сам провоцировал его на совершение данного поступка.
Представитель ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и третьего лица.
Выслушав ответчика, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в частности, достоинство личности, охраняемое государством (ч. 1 ст. 21).
Положениями статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлены гражданско-правовые способы защиты чести, достоинства и деловой репутации, которые являются важной гарантией права на защиту своей чести и доброго имени, закрепленного частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации.
Из анализа данных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что право на выражение своего мнения не допускает употребление в нем оскорбительных выражений, унижающих защищаемое конституционными нормами достоинство личности каждого.
Оскорбительные выражения являются злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения, в связи с чем, в силу ст. 10 ГК РФ, не допускаются.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии с требованиями статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (часть 2 статьи 1101 ГК РФ).
На основании пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Исходя из содержания части 1 статьи 42 УПК РФ, потерпевший при рассмотрении судом уголовного дела по существу имеет право на компенсацию морального вреда, если вред был причинен преступлением.
В соответствии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Судом установлено, что приговором мирового судьи судебного участка № по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.319 УК РФ, ему назначено наказание в виде пяти месяцев исправительных работ с удержанием в доход государства 5 % заработка с отбыванием наказания по основному месту работы, а в случае отсутствия основного места работы, в месте, определяемом органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией в районе места жительства осужденного.
Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Потерпевшим по данному уголовному делу является Ширеев РМ
С ДД.ММ.ГГГГ Ширеев РМ проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации в должности старшего участкового уполномоченного полиции Отдела МВД России по <адрес>.
Конституция Российской Федерации, в силу части 1 статьи 17 которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, одновременно устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 той же статьи), в частности достоинство личности, охраняемое государством (часть 1 статья 21).
Из анализа данных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что право на выражение своего мнения не допускает употребление в нем оскорбительных выражений, унижающих защищаемое конституционными нормами достоинство личности каждого.
Оскорбительные выражения являются злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения, в связи с чем, в силу статьи 10 ГК РФ, не допускаются.
Так, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 6 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 УК РФ, статьи 150, 151 ГК РФ).
С учетом изложенного, вина ответчика ФИО3 в причинении противоправными действиями нравственных страданий Ширеев РМ установлена вышеуказанным приговором суда. Данные обстоятельства вновь не доказываются и обязательны для суда, рассматривающего гражданское дело.
Оскорбление истца, как сотрудника правоохранительных органов, находящегося при исполнении служебных обязанностей, в присутствии посторонних лиц, несомненно, причинило последнему нравственные страдания, связанные с переживанием за свою честь и достоинство, как сотрудника правоохранительных органов.
При определении размера компенсации морального вреда исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, материального положения ответчика, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 3000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Взыскать с ФИО3 в пользу Ширеев РМ компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия мотивированного решения через Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья