УИД 28RS0009-01-2019-000533-87
Дело №2а-306/2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2019 года с.Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Конфедератовой В.Г.,
при секретаре Мартель О.Б.,
с участием представителя административного истца – администрации Ивановского сельсовета Потаповой К.Ф., действующей на основании доверенности от 04.03.2019 года,
представителя прокуратуры Амурской области – заместителя прокурора Ивановского района Амурской области Колесникова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что решением Ивановского районного суда от 11.12.2017 года №2-231/2017г. на администрацию Ивановского сельсовета возложена обязанность участвовать в организации сбора ТКО на земельном участке с кадастровым №28:14:011703:30, путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем 11 месяцев. Этим же решением суда, на Министерство ЖКХ Амурской области, возложена обязанность организовать сбор ТКО на земельном участке с кадастровым №28:14:011703:30, путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем 11 месяцев. На основании исполнительного листа в отношении Администрации Ивановского сельсовета возбуждено исполнительное производство. Так как министерством ЖКХ до настоящего времени не организован сбор ТКО на земельном участке с кадастровым №28:14:011703:30, путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем 11 месяцев, администрации сельсовета, в связи с дефицитом бюджета не представилось возможным исполнить возложенную обязанность в виде оборудования площадки. Согласно полученного коммерческого предложения ООО «Азимут ДВ», стоимость разработки проектно-сметной документации на строительство площадки для временного складирования отходов составляет 2500000 рублей (в ценах на IV кв. 2018 года). В части возложенной обязанности участвовать в организации сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым №28:14:011703:30 администрация исполняла возложенную обязанность, а именно: в целях недопущения разноса мусора с территории свалки ТБО на прилегающий земельный участок сельхозназначения, произведено ее ограждение по границам земельного участка, также на данном земельном участке осуществлялась сортировка мусора (ТКО). Для оказания услуг по очистке земельного участка с кадастровым №28:14:011703:30 и поддержания его в нормативном состоянии, заключен договор с ИП Колесников В.И. В связи с вступлением в законную силу с 01 января 2019 года новых требований в отношении накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов, а также установлением их места накопления, земельный участок с кадастровым №28:14:011703:30, площадью 25000 кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, р-н Ивановский, являющийся собственностью муниципального образования Ивановский сельсовет, стал не востребован. Региональным оператором свозятся твердые коммунальные отходы, собранные на территории не только муниципального образования Ивановский сельсовет, но и других муниципальных образований Ивановского района, рядом на прилегающий участок, до того момента пока Администрацией Ивановского района не будет построен полигон. Учитывая то, что в соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, администрацией Ивановского сельсовета совместно с администрацией Ивановского района было принято решение передать в муниципальную собственность Ивановского района вышеуказанный земельный участок. Однако выяснилось, что данный участок не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации под размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем, Администрация Ивановского района отказалась принять в собственность данный участок. В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 01.11.2017г. №260-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами. Согласно приложению 4, местами накопления отходов определены с.Березовка, с.Среднебелая, с.Ерковцы. В с.Ивановка ведутся работы по строительству полигона захоронения отходов, ТКО будет вывозиться напрямую на полигон. Территориальной схемой не предусмотрено место накопления мусора на срок не более 11 месяцев на территории с.Ивановка, тем более на участке с кадастровым №28:14:011703:30, являющегося муниципальной собственностью. В настоящее время администрацией Ивановского района проведена работа по формированию земельного участка в районе «Мариновской рощи» для строительства полигона на территории с.Ивановка. В виду возникшей просрочки исполнения решения суда ОСП по Ивановскому району ранее нами извещалось об обстоятельствах, объективно препятствующих своевременному исполнению решения суда, в подтверждение предоставлялись соответствующие документы. Однако 21.05.2019 года постановлением ОСП по Ивановскому району на Администрацию Ивановского сельсовета было наложено взыскание исполнительного сбора в размере 50000 рублей. Считают, что Администрация Ивановского сельсовета должна быть освобождена от исполнительского сбора, так как просрочка исполнения судебного решения возникла по независящим от них обстоятельствам, при отсутствии вины. Администрацией Ивановского района сформирован земельный участок на территории «Мариновской рощи» для строительства полигона, а земельный участок с кадастровым №28:14:011703:30 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципального образования. Наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор в размере 50000 рублей является значительной суммой для администрации Ивановского сельсовета. Кроме того, исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет, тогда как уплата Администрацией исполнительского сбора - это переход денежных средств из одного бюджета в другой бюджет одной бюджетной системы, что нерационально. На основании изложенного, ссылаясь на положения частей 2, 6, 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст.401 ГК РФ, просит освободить администрацию Ивановского сельсовета Ивановского района от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району от 21.05.2019 года.
Дело рассмотрено судом, в силу ст.150 КАС РФ, в отсутствии надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания представителя административного ответчика - ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области, заинтересованных лиц судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области Родионовой В.А., просившей о рассмотрении дела в свое отсутствие и прокуратуры Амурской области, обеспечившей участие представителя – заместителя прокурора Ивановского района Амурской области Колесников Е.А..
В ходе судебного заседания представитель административного истца – администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области – Потапова Ксения Фёдоровна, действующая на основании доверенности от 04.03.2019 года, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила суд заявленное требование удовлетворить в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Амурской области – заместитель прокурора Ивановского района Амурской области Колесников Евгений Александрович не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд, изучив материалы настоящего дела, материалы гражданского дела №2-231/2017г., материалы исполнительного производства №34540/18//28009-ИП, выслушав пояснения представителя административного истца и представителя заинтересованного лица, приходит к следующим выводам.
В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 указанного Закона установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона "Об исполнительном производстве").
На основании со ст.16 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока (ч.1). Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (ч.6).
Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока (ч.3 ст.15 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст.105 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Как следует из материалов дела, решением Ивановского районного суда Амурской области от 11 декабря 2017 года по гражданскому делу №2-231/2017г. (по исковому заявлению прокуратуры Амурской области в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области, министерству жилищно – коммунального хозяйства Амурской области, администрации Ивановского района Амурской области о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав) исковое заявление прокуратуры Амурской области в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав было удовлетворено в полном объеме. На администрацию Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области (ИНН 2816005889, дата регистрации в качестве юридического лица - 24.10.2002г., место нахождения: Амурская область, Ивановский район, с.Ивановка, ул.Торговая, д.11) возложена обязанность участвовать в организации сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 28:14:011703:30, путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003г., и их последующее транспортирование, в течение одного года после вступления решения суда в законную силу. На министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ИНН 2801168320, дата регистрации в качестве юридического лица - 30.12.2011г., место нахождения: Амурская область, г.Благовещенск, ул.Шевченко, д.24) возложена обязанность организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 28:14:011703:30, путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322- 03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003г., и их последующее транспортирование, в течение одного года после вступления решения суда в законную силу.
Данное решение Ивановского районного суда Амурской области от 11.12.2017 года вступило в законную силу 16.01.2018 года.
Исполнительный лист по гражданскому делу №2-231/2017 (серия ФС011327261) в отношении должника – администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области был выдан 19 февраля 2018 года под расписку заместителю прокурора Ивановского района Колесникову Е.А. для предъявления к исполнению.
Согласно материалам исполнительного производства №34540/18/28009-ИП, 12.04.2018 года заместителем прокурора Ивановского района Амурской области Колесниковым Е.А. исполнительный лист №2-231/2017 года был направлен на принудительное исполнение в адрес ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области.
13 апреля 2018 года на основании данного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области Рыльцевой С.В. возбуждено исполнительное производство №34540/18/28009-ИП в отношении должника администрации Ивановского района Амурской области.
Из указанного постановления следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области Родионовой В.А. от 15.05.2018 года в постановление о возбуждении исполнительного производства от 13.04.2018 года №34540/18/28009-ИП внесены изменения, постановлено правильным считать должником по исполнительному производству администрацию Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области.
Требованием судебного пристава – исполнителя от 15.05.2018 года, должник – администрация Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области уведомлен о необходимости в срок до 04.06.2018 года исполнить решение суда по исполнительному листу №2-231/2017 от 19.02.2018г., выданному Ивановским районным судом и вступившему в законную силу 16.01.2018 года, и предоставить в ОСП по Ивановскому району документы, подтверждающие исполнение решения суда.
В указанный срок (до 04.06.2018 года) обязанность, содержащаяся в исполнительном документе, администрацией Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области исполнена не была, в ответе на требование (исх.№357 от 04.06.2018г.) и.о.главы администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области Колногузова А.В. указала о принятых мерах и причинах неисполнения решения суда от 11.12.2017 года в срок, пояснив, что решение Ивановского районного суда от 11.12.2017 года не исполнено, так как министерство ЖКХ Амурской области не исполнило возложенные на него данным решением обязанности, а именно не организовало сбор ТКО на земельном участке с кадастровым №28:14:011703:30 путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем 11 месяцев. В связи с чем администрация Ивановского сельсовета не может исполнить возложенную на неё обязанность в виде принятия участия в организации сбора.
Согласно акту о совершении исполнительских действий от 29.08.2018 года, судебным приставом – исполнителем ОСП по Ивановскому району Родионовой В.А. установлено, что площадка для временного складирования отходов не оборудована в соответствии с СанПином.
Требованием судебного пристава – исполнителя от 19.10.2018 года должник – администрация Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области уведомлен о необходимости в срок до 15.11.2018 года оборудовать площадку для временного складирования отходов на срок не более чем на 11 месяцев в соответствии с «СанПин 2.1.7.1322-03».
В указанный срок, а именно до 15.11.2018 года требование судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области исполнено не было, в связи с чем 21.05.2019 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области Родионовой В.А. вынесено постановление о взыскании с должника– администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
В соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п.1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Рассматривая причины неисполнения должником администрацией Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области исполнительного документа в установленный судебным приставом – исполнителем для добровольного исполнения срок, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, решением Ивановского районного суда Амурской области от 11.12.2017 года по гражданскому делу №2-231/2017г. на администрацию Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области возложена обязанность участвовать в организации сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 28:14:011703:30, путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003г., и их последующее транспортирование, в течение одного года после вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, в соответствии с заложенным в судебном решении от 11.12.2017 года сроком на его исполнение, на администрацию Ивановского сельсовета возлагалась обязанность осуществлять указанные в нём действия на протяжении одного года после вступления решения в законную силу. Таким образом, принимая во внимание, что судебное решение вступило в законную силу 16.01.2018 года, то возложенная на сельсовета обязанность подлежала исполнению, с учетом положений ч.3 ст.15 и ч.1 и ч.6 ст.16 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - по 16.01.2019 года (включительно).
Из доказательств, представленных административным истцом в материалы административного дела №2а-306/2019г., а также из имеющихся в материалах исполнительного производства №34540/18/28009-ИП доказательств, следует, что должником – администрацией Ивановского сельсовета на протяжении указанного в судебном решении от 11.12.2017 года срок предпринимались меры, направленные на исполнение исполнительного листа, выданного на основании судебного решения
Так, 16.05.2018 года администрация Ивановского сельсовета направляла в адрес соответчика по гражданскому делу №2-231/2017г. – министерства жилищного хозяйства Амурской области обращение (исх.№315), в котором, сославшись на то, что судебным решением от 11.12.2017 года на министерство была возложена обязанность по организации сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым №28:14:011703:30, путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев, просит разъяснить, какие работы будут выполняться министерством ЖКХ Амурской области в целях исполнения судебного решения, и какое участие администрации Ивановского сельсовета требуется при организации сбора ТКО на указанном земельном участке.
Вместе с тем министром ЖКХ Амурской области на указанное обращение был дан ответ (исх.№09-2489/834 от 24.05.2018 года), из которого следовало, что у министерства ЖКХ области отсутствуют какие – либо правовые основания для разъяснения судебного решения.
При этом, каких – либо действий, направленных на исполнение судебного решения от 11.12.2017 года в части возложенной на министерство ЖКХ области обязанности, данным министерством так и не совершено.
Ещё 10.04.2017 года для обеспечения осуществления сбора ТКО администрацией Ивановского сельсовета в лице МУП «Приоритет» был заключен с ИП Колесников В.И. договор возмездного оказания услуг №1-17, в предмет которого входило осуществление исполнителем следующих услуг: изготовление ограждения земельного участка с кадастровым №28:14:011703:30, его очистка от мусора и других естественных загрязнений, а также поддержание в нормативном состоянии, недопущение возгораний на земельном участке, немедленная ликвидация возгорания при таковом.
Из ответа директора ОО «Азимут ДВ» от 26.11.2018 года на запрос главы администрации Ивановского сельсовета следует, что стоимость разработки проектно – сметной документации на строительство площадки для временного складирования отходов составит 2500000 рублей (в ценах 4 квартала 2018 года).
В ответе на требования судебного пристава – исполнителя от 15.05.2018 года и от 19.10.2018 года администрацией Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области давались пояснения о принятых мерах и причинах неисполнения решения суда от 11.12.2017 года в срок (исх.№357 от 04.06.2018 года и №1101 от 14.ё11.2018 года). Пояснялось, что в связи с вступлением в силу с 01 января 2019 года новых требований в отношении накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов, а также установлением их места накопления земельный участок с кадастровым №28:14:011703:30, являющийся собственностью муниципального образования Ивановский сельсовет, стал не востребован. Региональным оператором свозятся твердые коммунальные отходы, собранные на территории не только муниципального образования Ивановский сельсовет, но и других муниципальных образований Ивановского района, рядом на прилегающий участок, до того момента пока Администрацией Ивановского района не будет построен полигон. В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Администрацией Ивановского сельсовета совместно с администрацией Ивановского района было принято решение передать в муниципальную собственность Ивановского района вышеуказанный земельный участок. Однако выяснилось, что данный участок не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации под размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем, Администрация Ивановского района отказалась принять в собственность данный участок.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 01.11.2017 №260-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами. Согласно приложению 4 следует, что местами накопления отходов определены с.Березовка, с.Среднебелая, с.Ерковцы. В с.Ивановка ведутся работы по строительству полигона захоронения отходов, ТКО будет вывозиться напрямую на полигон. Территориальной схемой не предусмотрено место накопления мусора на срок не более 11 месяцев на территории с.Ивановка, тем более на участке с кадастровым №28:14:011703:30, являющемся муниципальной собственностью. В настоящее время администрацией Ивановского района проведена работа по формированию земельного участка в районе «Мариновской рощи» для строительства полигона на территории с.Ивановка.
Данные обстоятельства подтверждаются ответом администрации Ивановского района (исх.№07/83-1 от 14.01.2019 года) на обращение главы Ивановского сельсовета с предложением передать в собственность района земельный участок с кадастровым №28:14:011703:30 для организации сбора ТКО (исх.№1085 от 12.11.2018 года).
Таким образом, установленные в ходе рассмотрения данного дела обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация Ивановского сельсовета Ивановского района, лишена возможности к принятию необходимых и возможных мер для исполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
Неисполнение администрацией Ивановского сельсовета Ивановского района обязанности участвовать в организации сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым №28:14:011703:30 путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003г., и их последующее транспортирование, в течение одного года после вступления решения суда в законную силу, нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое подлежат применению дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением, поскольку в настоящее время земельный участок с кадастровым №28:14:011703:30 стал невостребованным, так как территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 01.11.2017 №260-ОД не предусмотрено накопление мусора на срок не более чем 11 месяцев на данном земельном участке. В настоящее время администрацией Ивановского района проводятся работы по формированию нового земельного участка для строительства полигона на территории с.Ивановка в районе «Мариновской рощи».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного в исполнительном документе (выданном 19 февраля 2018 года на основании решения Ивановского районного суда от 11.12.2017 года исполнительном листе), а также указанного в вынесенном в отношении должника требовании судебного пристава – исполнителя, срока – до 15 ноября 2018 года, реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, в связи с чем, со стороны должника – администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Учитывая изложенное, суд находит подлежащим удовлетворению требование администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области о взыскании исполнительского сбора от 21.05.2019 года в размере 50000 рублей по исполнительному производству №34540/18/28009–ИП, возбужденному в отношении администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу положения пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Таким образом, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании установленного и руководствуясь ст.ст.175 -180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, - удовлетворить.
Освободить Администрацию Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области от 21.05.2019 года в размере 50000 рублей по исполнительному производству №34540/18/28009-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Ивановского районного суда Конфедератова В.Г.