дело № 2-3274/14 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 апреля 2013 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Сотниковой А.А.,
с участием истца Ковалева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ковалева А.С. к Администрации Новгородского муниципального района об обязании совершить определенные действия,
установил:
Ковалев А.С. обратился в суд с иском к Администрации Новгородского муниципального района (далее - Администрация) об обязании совершить определенные действия, указав в обоснование, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенный вид использования: индивидуальное жилищное строительство. 12.07.2013 года распоряжением Администрации № № утвержден градостроительный план данного участка, подпункт 2 пункта 2.2.4 которого содержит требование о проведении государственной историко-культурной экспертизы. Истец полагает, что в связи отсутствием на участке объектов культурного наследия, а также в связи с изменением законодательства, обозначенное требование нарушает его права и возлагает на него необоснованные обязанности. На основании изложенного истец просит обязать Администрацию исключить из подпункта 2 пункта 2.2.4 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № сведения о необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы.
Определением суда от 08.04.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Волотовского сельского поселения, Комитет государственной охраны культурного наследия Новгородской области. Данные лица в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Новгородского муниципального района в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании заявитель Ковалев А.С. требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданских дел № 2-3275/14, № 2-7566/13, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Ковалев А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.12.2012 г., выданным Управлением Росреестра по Новгородской области.
12.07.2013 г. распоряжением Администрации №№ утвержден градостроительный план указанного земельного участка.
Из подпункта 2 пункта 2.2.4 градостроительного плана усматривается, что в соответствии с данными, содержащимися в проекте зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Хутынский монастырь, XII-XIX вв.» земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне охраняемого природного ландшафта. В силу ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) до начала проведения строительных и иных работ на рассмотрение в управление государственной охраны культурного наследия необходимо представить заключение о проведении государственной историко-культурной экспертизы.
Согласно ст.34 Закона №73-ФЗ зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Положениями статьи 3 Закона №73-ФЗ (с последующими изменениями) установлено, что природные ландшафты, связанные с историей формирования народов, иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими событиями, признаются объектами культурного наследия, подлежащими государственной охране.
В соответствии со ст.31 Закона №73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Пунктами 1, 3 статьи 36 Закона №73-ФЗ установлено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.
В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации.
Как следует из паспорта памятника истории и культуры СССР, составленного в 1981 г., Хутынский монастырь отнесён к памятнику истории и культуры регионального значения, постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. №1327 принят под охрану.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Закона №73-ФЗ памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включённым в реестр с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно перечню объектов культурного наследия федерального значения на территории Новгородской области, сформированного на основании постановлений Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. №1327, от 04.12.1975г. №624, Указа Президента РФ от 20.02.1995г. №176, за №№277-287 значатся постройки Хутынского монастыря (объекты ЮНЕСКО).
Таким образом, Хутынский монастырь является памятником истории и культуры федерального значения.
Как следует из постановления Администрации Новгородской области от 29.06.2012г. №370 «Об утверждении схемы территориального планирования Новгородской области», принято решение определить и утвердить границы территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории области, и режимы использования этих территорий, разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия, в числе которых проект зон охраны «Хутынский монастырь, ХII-ХIХ вв.».
Из основного чертежа проекта зон охраны Хутынского монастыря, разработанного по заказу Министерства культуры Российской Федерации, видно, что прилегающая к монастырю территория, за исключением зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, отнесена к зоне охраняемого природного ландшафта.
Согласно генеральному плану городского округа Великий Новгород, размещённого на сайте Минрегионразвития http://fgis.minregion.ru, прилегающая к объекту культурного наследия «Хутынский монастырь, ХII-ХIХ вв.» территория, обозначена как зона охраняемого природного ландшафта.
Пунктом 4 статьи 99 ЗК РФ установлено, что использование земельных участков, не отнесённых к землям историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия, определяются правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
С учётом приведённой нормы права, то обстоятельство, что зона охраны указанного объекта культурного наследия до настоящего времени не утверждена, а в кадастровом паспорте спорного земельного участка отсутствует указание на отнесение этих земель к землям историко-культурного назначения, само по себе, не свидетельствует о расположении спорного земельного участка вне зоны, подлежащей охране с целью обеспечения сохранности объекта культурного наследия, исключения условий, оказывающих прямое или косвенное воздействие на него.
Статьёй 30 Закона №73-ФЗ установлено, что объектами историко-культурной экспертизы являются объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению.
С учетом обстоятельств дела требование градостроительного плана о необходимости проведения предусмотренной действующим федеральным законодательством процедуры, предшествующей строительству, - государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, является обоснованным.
В связи с изложенным у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Ковалева А.С. об обязании Администрации Новгородского муниципального района исключить из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № подпункт 2 пункта 2.2.4, указывающий на необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение составлено: 05 мая 2014 года.