Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Красный Яр ДД.ММ.ГГГГ
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Бекешевой С.И.,
с участием помощника прокурора Красноярского района Самодаевой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» о понуждении к действию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красноярского района Астраханской области обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о понуждении принять меры по постановке на учет в Едином реестре прав недвижимости автомобильные дороги, указав, что прокуратурой Красноярского района Астраханской области проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации на территории МО «<адрес>». Проверкой установлено, что на территории данного муниципального образования имеется автомобильная дорога с твердым покрытием по <адрес>, протяженностью 900 метров в <адрес>. Указанная автомобильная дорога не поставлена на учет в едином государственном реестре прав недвижимости. Вместе с тем, автомобильная дорога на указанной улице находятся в собственности администрации МО <адрес>» в силу ч. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ненадлежащее содержание автомобильных дорог администрацией МО «<адрес>» создает угрозу безопасности дорожного движения и нарушаются права неопределенного круга лиц. Кроме того, нарушаются интересы муниципального образования как собственника имущества в силу закона. В связи с этим прокурор просит обязать администрацию МО «<адрес>» принять меры по постановке на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним автомобильной дороги с твердым покрытием, расположенной в <адрес>, протяженностью 900 м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Астраханской области Самодаева К.В. поддержала исковые требования, изложив доводы, указанные в заявлении.
Представитель МО «<адрес>» на судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, исковые требования прокурора признают в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя МО «<адрес>».
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «<адрес>» имеется дорога, которая находится в собственности администрации МО «<адрес>», однако не поставлена на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принцах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, путем организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ – «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ автомобильные дороги с твердым покрытием являются недвижимым имуществом, поскольку прочно связаны с землёй и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Согласно части 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие данного Федерального закона.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной указанным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принцах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к вопросам ведения муниципального образования поселения относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного пользования.
В ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Таким образом, принятие мер по постановке на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок автомобильных дорог, расположенных на территории МО «<адрес>» является обязанностью администрации МО «<адрес>».
Ненадлежащее содержание автомобильных дорог администрацией МО «<адрес>» создает угрозу безопасности дорожного движения и нарушаются права неопределенного круга лиц. Кроме того, нарушаются интересы муниципального образования как собственника имущества в силу закона.
В судебном заседании установлено, что на территории МО «<адрес>» имеется автомобильная дорога с твердым покрытием в <адрес>, протяженностью 900 м., которая находится в собственности данного муниципального образования, однако не поставлена на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Суд считает, что право собственности на автомобильную дорогу с твердым покрытием в <адрес>, протяженностью 900 м. должно быть зарегистрировано в установленном порядке в регистрирующем органе, в частности в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Красноярского района Астраханской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Красноярского района Астраханской области удовлетворить.
Обязать администрацию МО «<адрес>» принять меры по постановке на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним автомобильной дороги с твердым покрытием, расположенной в <адрес>, протяженностью 900 м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханском областном суде в течение одного месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.В. Черкасова