Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск 16 апреля 2014 года
Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Яковлева И.А.,
с участием представителя комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес> Коминой М.В.,
при секретаре Чеботарь Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-328/2014 по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйнный объект недвижимого имущества - гидротехническое сооружение пруда на <адрес> 5,0 км севернее <адрес>, протяженностью 80,0 м,
у с т а н о в и л :
Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес> обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйнный объект недвижимого имущества: гидротехническое сооружение пруда на <адрес> 5,0 км. севернее <адрес>, адрес: <адрес>, 5,0 км. Севернее <адрес>, протяженностью 80,0 м.
В обоснование своих требований указал, что в январе 2013 года органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество - Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - в соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 580, было принято на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества гидротехническое сооружение пруда на <адрес> 5,0 км. севернее <адрес>, адрес: <адрес>, 5,0 км. севернее <адрес>, протяженность 80,0 м. Принятие указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимого имущество и сделок с ним. Исходя из писем за № от 30.11.2012г., № от 04.12.2012г., направленных ТУ Росимущества в <адрес>, Министерством имущественных отношений <адрес> в адрес администрации муниципального района <адрес> следует, что вышеназванный объект недвижимого имущества в реестре федерального имущества и в реестре имущества <адрес> не числится. Согласно выписке КУМИ/45 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанный объект недвижимого имущества муниципальной собственностью муниципального района <адрес> и поселений муниципального района <адрес> не является, в Реестр муниципальной собственности не включен. Согласно справки Сергиевского филиала ГУП СО «Центр технической инвентаризации», до введение в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес>, правовая регистрация на вышеуказанное гидротехническое сооружение не осуществлялась. Иные собственники отсутствуют. В течении года с момента постановки на учет вышеуказанного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного никто свои права на данный объект не заявлял, что соответствует требованиям ст. 225 ГК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес> - Комина М.В. полностью поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений <адрес>, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явились.
Министерство имущественных отношений <адрес> предоставило в суд отзыв на исковое заявление, согласно которого в силу пункта 48 ГОСТа 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» гидротехническим сооружением является сооружение для использования водных объектов, а также для борьбы с вредным воздействием вод. Водный кодекс РФ относит пруд к поверхностным водным объектам.Понятие гидротехнического сооружения также дано в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», согласно которой гидротехнические сооружения представляют собойплотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружении, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрешений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».Кроме того, приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № «СП 58.1330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные понятия. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003» закреплено, что гидротехнические сооружения предназначены для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами.Таким образом, анализ положений законодательства позволяет сделать вывод об основном назначении гидротехнического сооружения - использовании водных ресурсов.Согласно статье 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.При этом пунктом 4 статьи 102 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством. Следовательно, регулирование правоотношений по владению,использованию и распоряжению землями, на которых расположены водные объекты, должно осуществляться с соблюдением требований не только земельного, но и водного законодательства.Водный кодекс РСФСР определял, что воды состоят исключительно в собственности государства и предоставляются только в пользование.В силу положений статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации за исключением случаев, установленных данной статьей.Так, частью 2 статьи 8 Водного кодекса РФ предусмотрено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.Таким образом, водным законодательством Российской Федерации императивно установлено положение, согласно которому собственником водного объекта может являться либо Российская Федерация, либо только то лицо, которому земельный участок, в границах которого расположен соответствующий водный объект, принадлежит на праве собственности.С учетом изложенного федеральным законодательством установлено единство водного объекта и земельного участка, в границах которого он расположен.Принимая во внимание императивное закрепление в статье 3 Федерального закона № 117-ФЗ функции и задачи гидротехнического сооружения по обеспечению использования водного ресурса и предотвращению негативного воздействия вод и жидких отходов, гидротехническое сооружение и непосредственно сам водный объект взаимосвязаны между собой. Следовательно, регулирование правоотношений по владению,использованию гидротехнического сооружения пруда на р.боровка 5,0 км севернее <адрес> также должно быть осуществлено в соответствии с положениями земельного и водного законодательства в совокупности.Объекты недвижимого имущества - гидротехнические сооружения, являющиеся предметом заявленных требований, в реестре имущества <адрес> не числятся.Вместе с тем, в соответствии с действующим положением об учете имущества <адрес> и ведении реестра имущества <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 436, обязанность предоставления документов для учета областного имущества в реестре возложена на хозяйствующие субъекты, являющиеся правообладателями имущества <адрес>.Документом, подтверждающим факт нахождения объекта в реестре областного имущества, является выписка из реестра имущества <адрес>, содержащая дату внесения в реестр областного имущества с указанием индивидуального реестрового номера, а также иные достаточные для идентификации областного имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.Отсутствие сведений об объекте в реестре имущества <адрес> не может рассматриваться как отсутствие самого права собственности <адрес> и правопритязаний на данный объект, а также не является подтверждением наличия установленных действующим законодательством оснований возникновения прав третьих лиц на объект.Кроме того, на территории <адрес> действует областная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса <адрес> в 2013-2020 годах», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Программа), задачами которой, в частности, являются оценка технического состояния гидротехнических сооружений <адрес>, повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числебесхозяйных, путем их привидения к безопасному техническому состоянию.Государственным заказчиком в рамках указанной Программы выступает министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1.1 Перечня мероприятий Программы согласно приложению № к Программе министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среда и природопользования <адрес> является основным исполнителем по проведению инвентаризации, обследованию и созданию единого реестра гидротехнических сооружений <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за № от 20.01.2014г. гидротехническое сооружение пруда на <адрес>, 5,0 км. севернее <адрес> приняты на учет как бесхозяйные объекты ДД.ММ.ГГГГ
Согласно писем министерства имущественных отношений <адрес>, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес> вышеуказанные гидротехнические сооружения в реестре имущества <адрес>, реестре федерального имущества, реестре муниципальной собственности не числятся.
Согласно справке ГУП <адрес> «Центр технической инвентаризации» сведения о регистрации вышеуказанного гидротехнического сооружения отсутствуют.
Выслушав объяснения заявителя, изучив материалы дела, суд считает, что заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес> подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1, 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 2 которого установлено, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют, - территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
Согласно п.4,5 указанного Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.225, ст. 236 ГК РФ.
Принятие на учет «объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. 21 данного Положения принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в ЕГРП.
Согласно ч.2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленный объект относится к объектам недвижимого имущества, как состоящий на учете в ЕГРП и является бесхозяйными, право собственности на него, равно как и ограничений права, правопритязаний, или иных заявленных прав требований не зарегистрировано, в реестрах федерального имущества, имущества <адрес>, муниципального имущества не числится, какие-либо иные собственники на указанное недвижимое имущество отсутствуют, что подтверждается материалами дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 218, 225 ГК РФ, ст. ст. 194-198, 290-293 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Заявление удовлетворить.
Признать за муниципальным районом <адрес> право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества:
гидротехническое сооружение пруда на <адрес> 5,0 км севернее <адрес>, адрес: <адрес>, 5,0 км севернее <адрес>, протяженность 80,0 м., с условным (или кадастровым) номером №
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий судья: И.А.Яковлев