Дело № 2-1758/2020
УИД № 50RS0026-01-2020-000708-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2020 года
02 июня 2020 года мотивированное решение
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Неграмотнова А.А., при секретаре Наследниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маммадовой Зафды Панах Кызы к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, включении в страховой стаж периода работы, признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости с момента обращения,
УСТАНОВИЛ:
Маммадова З. П. К. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФ РФ № по <адрес> и Московской области с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что ответчиком ДД.ММ.ГГ принято решение об отказе в установлении ей страховой пенсии на основании заявления, поданного в пенсионный орган ДД.ММ.ГГ.
Отказывая в назначении страховой пенсии по старости, пенсионным органом обоснованно не учтены периоды работы по предоставленной трудовой книжке сер. <...> № от ДД.ММ.ГГ из-за несоответствия на титульном листе трудовой книжки фамилии и имени заявителя на азербайджанском языке (фамилия и имя - МаММедова ЗаВда) паспортным данным (МаММадова З.). Указанные несоответствия обусловлены лишь особенностью перевода с азербайджанского языка на русский в тот или иной период. Дата заполнения трудовой книжки и подпись ответственного лица имеется на титульном листе трудовой книжки на азербайджанском языке, отсутствие указанных данных на титульном листе на русском языке не может являться основанием для признания указанной трудовой книжки ненадлежащим доказательством. Надлежащее оформление и заполнение трудовой книжки относится к обязанностям работодателя, ввиду чего наличие недостатков в трудовой книжке не может вменяться истцу в качестве основания для отказа в назначении пенсии.
Из представленных в пенсионный орган трудовой книжки и нотариального перевода трудовой книжки следует, что стаж истца составляет <...> лет <...> месяцев <...> дней.
Из оспариваемого решения следует, что с ДД.ММ.ГГ не подтверждена уплата страховых взносов, а уплата страховых взносов до указанных периодов подтверждена истцом. В связи с указанным, истец полагает, что периоды с 1991 года подлежат включению в страховой стаж.
Истец просит установить факт принадлежности ей трудовой книжки сер. <...> № от ДД.ММ.ГГ включить в страховой стаж <...> лет <...> месяцев <...> дней следующие периоды работы: с с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. в должности рабочего в бригаде № виноградарского Совхоза, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя сада № виноградарского совхоза, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя дома малютки, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в воспитательном учреждении успешный ребенок, признать незаконным решение ГУ - ГУПФР № по <адрес> и Московской области от ДД.ММ.ГГ об отказе в установлении пенсии истцу по старости и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости, начиная с ДД.ММ.ГГ, взыскать с ГУ - ГУПФР № по <адрес> и Московской области в пользу Маммадовой З. П. расходы по оплате госпошлину в сумме 300 рублей.
Истец и ее представитель в судебное заседание явились, настаивали на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и Московской области по доверенности Ноздря А.И. в судебном заседании возражал против иска по доводам, изложенным в отзыве на иск. Указал, что Главным управлением ДД.ММ.ГГ вынесено решение об отказе в установлении пенсии в соответствии с ч. 1, ст. 8 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. Заявителем представлена трудовая книжка серии <...> № от ДД.ММ.ГГ., однако, на титульном листе трудовой книжки на русском языке указана фамилия - "Маммедова ", имя "Завда", что не соответствует паспортным данным, где значиться Маммадова З.. Кроме того, Пенсионным Фондом не проводился анализ и исследование указанной трудовой книжки, не давалась оценка периодам работы, указанным в трудовой книжке, не проверялось наличие достаточного индивидуального пенсионного коэффициента истца с учетом включенных периодов работы, указанных в трудовой книжки. Периоды работы за пределами территории РФ включаются в стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами либо при условии уплаты в ПФ РФ страховых взносов.
Суд, выслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы сторон, считает, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на день обращения истца за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона).
Частями 1 - 3 ст. 35 Федерального закона предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с ДД.ММ.ГГ ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С ДД.ММ.ГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ).
В целях сохранения прав граждан государств - республик бывшего СССР Российской Федерацией заключены Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГ (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГ определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Истец осуществляла свою трудовую деятельность в Азербайджанской ССР, с которой данное Соглашение не подписано.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения за назначением страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии, не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с ДД.ММ.ГГ и действовал до ДД.ММ.ГГ - даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с ДД.ММ.ГГ, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до ДД.ММ.ГГ - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по ДД.ММ.ГГ - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 555 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от ДД.ММ.ГГ N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с ДД.ММ.ГГ стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГ, за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГ должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С Азербайджанской Республикой, где осуществляла трудовую деятельность истец до 1994 года, соглашение (договор) о социальном (пенсионном) обеспечении не заключено.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГ N 1369-18, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, (в том числе Азербайджанская Республика), осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до ДД.ММ.ГГ, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГ N 88-16), а периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что решением ГУ - ГУ ПФР N 3 по <адрес> и Московской области от ДД.ММ.ГГ Маммадовой З.П. К. ДД.ММ.ГГ года рождения (заявление от ДД.ММ.ГГ) отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа (<...> лет). В страховой стаж пенсионным органом не учтены все периоды работы согласно сведениям трудовой книжки <...> №.
Согласно сведениям трудовой книжки, истец осуществляла трудовую деятельность в Азербайджанской СССР.
Основанием для не включения периодов работы заявителя в страховой стаж послужило то обстоятельство, что трудовая книжка имеет два раздела: на русском и национальном (азербайджанском) языках. Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях все записи в трудовую книжку на русском и национальном языках вносятся одновременно и дублируют друг друга. На титульном листе трудовой книжки на русском языке: фамилия и имя (МаммЕдова ЗаВда) не соответствует паспортным данным (МаммАдова З.), отсутствует дата заполнения, печать организации и подпись ответственного лица. На титульном листе трудовой книжки на азербайджанском языке отсутствует печать.
Согласно оспариваемому решению период работы с ДД.ММ.ГГ-ДД.ММ.ГГ г.г. заявитель работала в Денюк-Кыпыклинском виноградорском совхозе имя Зафды П. К. в книгах лицевого счета по заработной плате не встречалась. В 1981 году работала под фамилией Гасанова. Приказы о приеме и увольнении с работы отсутствуют, что следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГ.
Период работы с ДД.ММ.ГГ-ДД.ММ.ГГ г. приказы о приеме и увольнении с работы отсутствуют согласно Акта проверки от ДД.ММ.ГГ Компетентными органами Республики Азербайджан период работы не подтвержден. С ДД.ММ.ГГ не подтверждена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. Свидетельства о браке и другие документы о стаже заявителям не представлены.
Пенсионным Фондом не проводился анализ и исследование указанной трудовой книжки, не давалась оценка периодам работы, указанным в трудовой книжке, не проверялось наличие достаточного индивидуального пенсионного коэффициента истца с учетом включенных периодов работы, указанных в трудовой книжки, поскольку она была выписана на имя истца, не соответствующему ее паспорту.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
На основании ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца об установлении факта принадлежности ей трудовой книжки <...> №, заполненной ДД.ММ.ГГ на имя Маммадовой З.П.К., подлежат удовлетворению, поскольку по смыслу п. 5 статьи 264 ГПК РФ, юридический факт принадлежности документа устанавливается в том случае, если суд установит тождественность лица, обратившегося с заявлением, и лица, указанного в документе, при различном наименовании данного лица в его документах (паспорте, свидетельстве о рождении) и в правоустанавливающем документе.
Согласно вывода ответчика в оспариваемом решении на титульной стороне трудовой книжки выполненной на русском языке фамилия истца Маммадова записана с ошибкой как Маммедова. Вместе с тем, из –за особенности почерка лица, заполнявшего трудовую книжку фамилия записана как Маммадова. Ссылка пенсионного органа о наличии ошибки в фамилии истца в трудовой книжке предоставленной истцом является формальным основанием для сомнения в данном документе.
Принимая во внимание, что тождественность истца, и лица, указанного в трудовой книжке подтверждается пояснениями стороны истца, письменными материалами дела, имя З. и Завда являются особенностью перевода с азербайджанского языка на русский, учитывая, что установление данного факта имеет для истца юридическое значение, так как позволяет реализовать право на получение пенсии по старости, получение истцом надлежащих документов в ином порядке невозможно, суд устанавливает факт того, что трудовая книжка серии ИТ-1 N 0323433, заполненная ДД.ММ.ГГ на имя Маммадовой ЗаФды П. К., принадлежат истцу.
Дата заполнения трудовой книжки и подпись ответственного лица имеется на титульном листе трудовой книжки на азербайджанском языке, отсутствие указанных данных на титульном листе на русском языке не может являться основанием для признания указанной трудовой книжки ненадлежащим доказательством. Надлежащее оформление и заполнение трудовой книжки относится к обязанностям работодателя, ввиду чего наличие недостатков в трудовой книжке не может вменяться истцу в качестве основания для отказа в назначении пенсии.
Поскольку трудовая книжка истца содержит сведения о ее приеме, увольнении и переводах, со ссылкой на соответствующие приказы работодателя, послужившие основанием к их изданию, записи в трудовой книжке истца внесены последовательно, с соблюдением нумерации, представленная трудовая книжка подтверждает факт осуществления трудовой деятельности истца и факт работы истца в спорные периоды времени нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенного выше правового регулирования имеются основания к исключению периодов работы истца по представленной трудовой книжке с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. в должности рабочего в бригаде № виноградарского Совхоза, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя сада № виноградарского совхоза, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя дома малютки, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в воспитательном учреждении успешный ребенок.
За период с ДД.ММ.ГГ период работы в <адрес> в страховой стаж для назначения пенсии включаться не должен, поскольку лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до ДД.ММ.ГГ, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, что истцом не подтверждено.
Вместе с тем, требования истца о признании незаконным решения пенсионного органа и назначении страховой пенсии с ДД.ММ.ГГ не подлежит удовлетворению, поскольку спорные периоды времени не могли быть включены в страховой стаж заявителя без установления факта принадлежности истцу трудовой книжки в судебном порядке, на момент обращения истца с заявлением трудовая книжка не принималась во внимание.
При этом, суд учитывает, что истец не лишена права повторно обратиться к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ по общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", по смыслу статей 98, 100 ГПК РФ, статей 111, 112 КАС РФ, статьи 110 АПК РФ, судебные издержки возмещаются при разрешении судами материально-правовых споров. Поскольку рассмотрение дел, предусмотренных главами 28 - 30, 32 - 34, 36, 38 ГПК РФ, главой 27 АПК РФ, направлено на установление юридических фактов, определение правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права, а не на разрешение материально-правового спора, издержки, понесенные в связи с рассмотрением указанных категорий дел, относятся на лиц, участвующих в деле, которые их понесли, и не подлежат распределению по правилам главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ, главы 9 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, исходя из требований истца, с ответчика в ее пользу госпошлина не подлежит взысканию.
Вместе с тем, согласно подп. 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Исходя из того, что истец при обращении в суд оплатила госпошлину в размере 300 рублей, от которой она освобождена, то указанная пошлина подлежит ей возврату из бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Маммадовой Зафды П. К. – удовлетворить частично.
Установить факт принадлежности Мамадовой Зафде П. К. трудовой книжки сер. <...> № от ДД.ММ.ГГ г.
Включить Маммадовой Зафде П. К. периоды работы с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. в должности рабочего в бригаде № виноградарского Совхоза, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя сада № виноградарского совхоза, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя дома малютки, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в воспитательном учреждении успешный ребенок в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
В удовлетворении требований о признании незаконным решение ГУ - ГУПФР № по <адрес> и Московской области от ДД.ММ.ГГ об отказе в установлении пенсии истцу по старости, включении в страховой стаж периодов работы после ДД.ММ.ГГ, в назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ, взыскании расходов по оплате госпошлине - отказать.
Возвратить из бюджета Мамадовой Зафде П. К. госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Неграмотнов А.А.