Дело № 33а-5267/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 05 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой С.Г.,
судей Муратовой С.В., Рябинина К.В.,
при секретаре Гринь Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Морозова Виталия Степановича на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области 17 мая 2019 года, которым в удовлетворении иска Морозова Виталия Степановича к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области об оспаривании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и решений об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков СНТ «СУ-322», взыскании судебных издержек в размере 300 рублей - отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
установила:
Административный истец Морозов В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ленинградской области, в котором просил:
- признать незаконными и недействительными решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятые Филиалом ФКП «Росреестра» по Ленинградской области от 18.01.2016 г. № 47/16-3592, от 04.02 2016 г. № 47/16-10456, от 25.02.2016 г. № 47/16-18965, от 01.0.4.2016 г. № 47/16-34742, от 18.04.2016 г. № 47/16-40686, от 18.0.4.2016 г. № 47/16-40688 (отказ), от 04.05.2016 г. № 47/16-46395, от 31.05.2016 г. № 47/16-55856, от 04.07.2016 г. № 47/16-67912 по заявлениям кадастрового инженера Морозова B.C. № 35-3161462 от 25.12.2015 г. и № 35-3622503 от 19.04.2016 г. о постановке на кадастровый учет 21-го объекта недвижимости (земельных участков) СНТ «СУ-322»;
- признать незаконными и недействительными решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятые Филиалом ФКП «Росреестра» по Ленинградской области от 18.01.2016 г. № 47/16-3570, от 04.02.2016 г. № 47/16-10429, от 24.02.2016 г. № 47/16-18188, от 01.04.2016 г. № 47/16-34669, от 18.04.2016 г. № 47/16-40577, от 18.04.2016 г. № 47/16-40578 (отказ), от 04.05.2016 г. № 47/16-46367, от 31.05.2016 г. № 47/16-55806, от 04.07.2016 г. № 47/16-67876; по заявлениям кадастрового инженера Морозова B.C. № 35-3159782 от 25.12.2015 г. и № 35-3622110 от 19.04.2016 г. по постановке на кадастровый учет 17-ти земельных участков садоводческого некоммерческого товарищества «Мир»;
- признать незаконными и недействительными решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятые Филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» по Ленинградской области от 18.01.2016 г. № 47/16-3176, от 04.02.2016 г. № 47/16-10434, от 24.02.2016 г. № 47/16-18192, от 04.04.2016 г. № 47/16-35418, от 18.04.2016 г. № 47/16-40894, от 18.04.№47/16-40904 (отказ), 05.05.2016 г. № 47/16-47396, от 01.06.2016 г. № 47/16-56043, от 04.07.2016 г. № 47/16-67648 по заявлениям кадастрового инженера Морозова B.C. № 35-3160609 от 25.12.2015 г. и № 35-3622418 от 19.04.2016 г. о постановке на кадастровый учет 6-ти земельных участков садоводческого некоммерческого товарищества «Урожай»;
обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «ФКП Росреестра» по Ленинградской области выплатить Морозову B.C. судебные издержки на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Определением суда от 17.04.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены СНТ «СУ-322», СНТ «Мир», СНТ «Урожай» (т.2 л.д. 58).
Определением суда от 26.04.2019 г. административные исковые требования Морозова В.С. о признании незаконными и недействительными решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и решений об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятых филиалом ФКП «Росреестра» по Ленинградской области от 18.01.2016 г. № 47/16-3570, от 04.02.2016 г. № 47/16-10429, от 24.02.2016 г. № 47/16-18188, от 01.04.2016 г. № 47/16-34669, от 18.04.2016 г. № 47/16-40577, от 18.04.2016 г. № 47/16-40578 (отказ), от 04.05.2016 г. № 47/16-46367, от 31.05.2016 г. № 47/16-55806, от 04.07.2016 г. № 47/16-67876; по заявлениям кадастрового инженера Морозова B.C. № 35-3159782 от 25.12.2015 г. и № 35-3622110 от 19.04.2016 г. по постановке на кадастровый учет 17-ти земельных участков СНТ «Мир»; признании незаконными и недействительными решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и решений об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятых филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» по Ленинградской области от 18.01.2016 г. № 47/16-3176, от 04.02.2016 г. № 47/16-10434, от 24.02.2016 г. № 47/16-18192, от 04.04.2016 г. № 47/16-35418, от 18.04.2016 г. № 47/16-40894, от 18.04.№47/16-40904 (отказ), 05.05.2016 г. № 47/16-47396, от 01.06.2016 г. № 47/16-56043, от 04.07.2016 г. № 47/16-67648 по заявлениям кадастрового инженера Морозова B.C. № 35-3160609 от 25.12.2015 г. и № 35-3622418 от 19.04.2016 г. о постановке на кадастровый учет 6-ти земельных участков СНТ «Урожай», с местоположением в г. Сланцы, Ленинградской области, в районе ул. ДОК, выделены в отдельное производство.
В судебном заседании первой инстанции административный истец поддержал доводы, указанные в ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока, пояснив, что, по его мнению, срок обращения в суд с настоящими административными требованиями им не пропущен, поскольку он считал оспариваемые решения о приостановлении кадастрового учета и об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков СНТ «СУ-322» частично законными вплоть до 10.01.2019 г., т.е. до вступления в законную силу решения Сланцевского городского суда Ленинградской области от 24.09.2018 г. по административному делу 2а–318/2018, которым были признаны незаконными решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 18.05.2018 г. 42 земельных участков СПК «Берёзка»; уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета 42-х земельных участков СПК «Берёзка» от 05.02.2018 г. № 47/18-10674; решение заседания апелляционной комиссии при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 27.03.2018 г. № 47/18-52 по заявлению кадастрового инженера Морозова В.С. от 01.03.2018 г. В указанном решении дана правовая оценка действиям и доводам ответчика, изложенным в оспоренных решениях, ознакомившись с которой он, не имея юридического образования, только тогда понял незаконность принятых ответчиком решений и в отношении СНТ «СУ-322». На незаконность принятых ответчиком оспариваемых решений указывает и тот факт, что без устранения каких-либо замечаний ответчик 01.08.2016 г. поставил земельные участки СНТ «СУ-322» на кадастровый учет.
Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области в судебное заседание не явился, не смотря на то, что был надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил (т. 2 л.д. 105-106).
Представитель заинтересованного лица председатель СНТ «СУ-322» в судебное заседание не явился, несмотря на то, что извещался судом надлежащим образом о предварительном судебном заседании по адресу его места нахождения: <адрес>, <адрес>, судебное извещение возвращено в суд с отметкой организации почтовой связи об истечении срока хранения (л.д. 105-107)
Решением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 17.05.2019 г. в удовлетворении административного иска было отказано в связи с пропуском срока на обжалование (полный текст решения изготовлен 21.05.2019 (т.2 л.д.113-119)).
В апелляционной жалобе Морозов В.С. просит решение отменить, по доводам, изложенным в заявлении о восстановлении срока на обжалование (т.2 л.д.130-135).
Рассмотрев административное дело в полном объеме, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований к отмене решения суда и необходимости направления дела на новое рассмотрение ввиду следующего.
С 01.01.2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, таким органом является Управление Росреестра.
Согласно части 3 статьи 3 упомянутого ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 N П/0515 Кадастровая палата, как подведомственная организация, наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав. При этом Кадастровая палата не осуществляет кадастровый учет объектов недвижимости; указанное полномочие передано Управлению Росреестра.
Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав отнесены к исключительной компетенции органа регистрации - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальным органам, которым на территории Ленинградской области приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" является Управление Росреестра по Ленинградской области, который к участию в деле привлечен не был.
Кроме того, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с п. 1.4, 1.5 Положения о Филиале, являющийся приложением №49 к приказу ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» от 25.10.2011 №128, филиал не является юридическим лицом и полную ответственность за деятельность филиала несет Учреждение, которое судом также не привлечено к участию в деле.
Учитывая изложенное, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, в силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ оно подлежит отмене с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду надлежит верно определить состав лиц, участвующих в деле и по результатам надлежащей оценки всех собранных доказательств, применительно нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, постановить законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы административного истца судебная коллегия не оценивает, так как суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции по результатам судебного разбирательства.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 17 мая 2019 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
(судья Дударева О.Ф.)