№ 2-1-163/2018
Решение
именем Российской Федерации
18 мая 2018 года р.п. Степное
Советский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Степановой О.В.,
при секретаре Якименко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова С.А. к администрации Советского муниципального района Саратовской области о понуждении произвести социальную выплату
установил:
Макаров С.А. обратился в Советский районный суд Саратовской области с требованиями о понуждении администрации Советского муниципального района Саратовской области произвести социальную выплату, указывая, что вступившим в законную силу решением суда признаны незаконными действия администрации Советского муниципального района Саратовской области по исключению семьи истца из списка молодых семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 года.
Истец указывает, что правила и цели предоставления выплат молодым семьям участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» урегулированы Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы».
В соответствии с п. 6 указанных Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на. получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Однако, на момент вступления решения суда в законную силу, Макарову С.А. исполнилось 36 лет, и по правилам программы он уже не мог быть ее участником. Не смотря на то, что решением суда действия ответчика были признаны незаконными, права Макарова С.А. восстановлены не были. Ответом № от 09 января 2017 года Макарову С.А. отказано в восстановлении в очереди программы и в производстве социальной выплаты, предложено обратиться в суд.
Истец указывает, что его семья участвовала в программе в составе 4 человек: он, его жена ФИО3, их дети: ФИО12 и полагает, что незаконными действиями администрации Советского муниципального района, нарушено право его семьи, причинен вред в виде убытков, которые ему обязан возместить органов местного самоуправления, путем производства социальной выплаты в сумме 756000 рублей.
Указанные обстоятельства явились для истца основанием для обращения в суд с требованиями обязать администрацию Советского муниципального района Саратовской области произвести социальную выплату по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в размере 756000 рублей (расчет прилагается к исковому заявлению); компенсацию морального вреда 200000 рублей; расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 рублей; расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.
В судебном заседании представители истца Шестопалова Л.Н., действующая по доверенности, Агаронов А.И., требования Макарова С.А. поддержали в полном объеме, одновременно, уточнили исковые требования, в части взыскания суммы выплаты, просили взыскать с ответчика социальную выплату в сумме 504000 рублей.
Администрация Советского муниципального района, в лице представителя Красновой С.В., действующей по доверенности, исковые требования Макарова С.А. не признала, просила в иске отказать, представила суду письменные возражения, в которых высказала свою позицию по иску, возражения приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица - Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке, представил отзыв на исковое заявление, ходатайство о рассмотрении дело в их отсутствие.
Изучив представленное исковое заявление, заслушав пояснения участников процесса, явившихся свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Советского районного суда Саратовской области от 10 октября 2017 года (л.д.9-17), признаны незаконными действия администрации Советского муниципального района Саратовской области по исключению семьи Макарова С.А. из списка молодых семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 года.
На момент вступления решения суда в законную силу (10 ноября 2017 года) Макарову С.А. исполнилось 36 лет, по правилам программы он не мог быть ее участником.
Ответом № от 09 января 2017 года, Макарову С.А. отказано в восстановлении в очереди программы и в производстве социальной выплаты, предложено обратиться в суд.
Обращаясь в суд с требованиями о понуждении произвести социальную выплату, истец указывает, что незаконными действиями администрации его семье причинены убытки, ввиду незаконного исключения его семьи их списка семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 года, он не смог реализовать свое право на приобретение жилья, предоставленное ему законом.
Суд не может согласиться с указанными доводами Макарова С.А., по следующим основаниям.
Так, в силу ст.15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Причинения истцу убытков стороной ответчика, судом не установлено.
Так, постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы. Основными принципами реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются: добровольность участия в подпрограмме молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы; возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.
Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
В соответствии с названными Правилами правом формирования списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, списков претендентов на получение социальных выплат, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления. Списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, после их формирования направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. п. 4, 17, 20, 21).
В силу положений п. п. 22 - 24 Правил, орган исполнительной власти субъекта РФ, на основании поступивших от органов местного самоуправления списков, формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в установленные сроки (п. 22).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23).
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 24).
Таким образом, исходя из указанных положений нормативного акта, решение о включения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, утверждает список молодых семей - орган исполнительной власти субъекта РФ.
Обеспечение жильем молодых семей осуществляется в соответствии с основным мероприятием «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Механизм реализации мероприятия предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам основного мероприятия в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома (далее - свидетельство), которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в основном мероприятии.
В соответствии с п. 26 Правил, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших в органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы. Такой сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Государственным заказчиком согласно подпрограмме является Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации.
После утверждения Правительством РФ размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на
соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно п. 28 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, оповещает способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
Согласно п. 35 Правил владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня выдачи сдает это свидетельство в банк.
Таким образом, органом принимающим решение о включении, либо исключении молодой семьи из списка молодых семей-участников основного мероприятия, использования является орган местного самоуправления.
Однако, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, денежные средства на реализацию указанной программы выделяются из бюджета субъекта РФ, поступающих из федерального источника бюджетных ассигнований.
Анализируя вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат, денежные средства не выделяются и в бюджете муниципального образования не предусматриваются, в связи с чем, нельзя считать обоснованными заявленные истцом требования о понуждении администрации Советского муниципального района произвести социальную выплату.
Данное обстоятельство подтвердила опрошенная в судебном заседании ФИО9 – начальник отдела промышленности, ТЭК, капстроительства и архитектуры администрации Советского муниципального района, которя пояснила, что если молодая семья, желающая получить социальную выплату, состоящая в очередности, проходит по всем параметрам, Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области выдается сертификат, который в последствии направляется на погашение ипотеки или используется иным образом. Денежные средства не выдаются, тем более администрацией, социальная программа принимается на уровне субъекта, который и утверждает оставление молодой семьи в очередности.
Суд находит несостоятельными доводы истца о том, что неправомерными действиями ответчика, Макарову С.А. причинены убытки.
Решением суда от 10 октября 2017 года, была установлена незаконность действий ответчика по исключению семьи Макаровых из списка молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 – 2015 год.
Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года (в редакции, действующей на 2015 год), социальная выплата используется, в том числе, для:
- оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
- для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома.
О том, что в момент нахождения в очередности, семьей Макаровых в администрацию Советского муниципального района представлялись документы о намерениях семьи приобрести жилое помещение, либо взять кредит на эти цели, стороной истца не доказано.
Как пояснила в судебном заседании свидетель Касымова И.В., Макаров С.А. в 2018 году представил в администрацию договор купли – продажи, из которого следовало, что 21 июня 2017 года он приобрел жилое помещение у Шестопаловой Л.Н. - своей матери. В силу п. 2.1 Правил, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников, в том числе, родителей.
В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела
При указанных обстоятельствах, учитывая доказательства, представленные сторонами в обоснование заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований истца о понуждении ответчика произвести социальную выплату, стоит отказать.
Поскольку суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части понуждения ответчика произвести социальную выплату, следует оставить без удовлетворения и требования о взыскании морального вреда, возмещении судебных расходов.
Отказ в иске не лишает истца возможности осуществлять защиту своих прав иным способом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 56, ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Макарова С.А. к администрации Советского муниципального района Саратовской области о понуждении произвести социальную выплату – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Советский районный суд.
Председательствующий О.В. Степанова