Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-51/2022 (2а-456/2021;) ~ М-458/2021 от 21.12.2021

УИД 10RS0001-01-2021-000899-89

Дело №2а-51/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2022 года                                 г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Захаровой М.В.,

при секретаре Павлюк Н.Н.,

с участием представителя административного ответчика - Председателя Карельской региональной общественной организации защиты животных «Подари мне жизнь» Макаровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-51/2022 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия к Карельской региональной общественной организации защиты животных «Подари мне жизнь» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридически лиц

у с т а н о в и л:

Карельская региональная общественная организация защиты животных «Подари мне жизнь» (далее - Организация) создана решением учредительного собрания 1 марта 2019 г., решение о государственной регистрации принято Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2019 г.

Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 26 апреля 2019 г., основной государственный регистрационный номер 1191001004853.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об её исключении из Единого государственного реестра юридически лиц, ссылаясь в обоснование своих требований на допущенные Организацией неоднократные нарушения законов Российской Федерации. Управление усмотрело неоднократность нарушений в том, что Организация вопреки требованиям абзаца 8 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» после вынесения в её адрес предупреждения от 28 июля 2020 г., а впоследствии повторного предупреждения от 26 мая 2021 г., не представила в регистрирующий орган отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников и о целях расходования этих денежных средств за 2019 год по форме N ОН0003, впоследствии не представила аналогичный отчет за 2020 г.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменных пояснениях просил иск удовлетворить по указанным в нем основаниям, дополнительно указал, что Организацией в 2021 году за 2020 год не была предоставлена информация о продолжении деятельности в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц без указания срока устранения нарушений, в связи с чем вынесено предупреждение от 31 марта 2021 г.

Представитель административного ответчика – Председатель Карельской региональной общественной организации защиты животных «Подари мне жизнь» Макарова Ю.В. в судебном заседании относительно удовлетворения иска возражала, пояснила, что Организация продолжает осуществлять свою уставную деятельность, направляет в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность, в том числе представила такую отчетность за 2019 и 2020 гг., в части не предоставления отчета по форме №ОН003 за 2019 г. пояснила, что отчет не был предоставлен по не знанию, обязалась устранить данное нарушение.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод при осуществлении судебного контроля следует исходить из того, что любое ограничение прав и свобод граждан и их объединений должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую цель (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечение обороны страны, безопасности государства и общественного порядка), являться необходимым в демократическом обществе (соответствующим и достаточным, пропорциональным преследуемой социально значимой цели) (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

При этом согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ).

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ общественное объединение, в числе прочего, обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзац 8).

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (абзац 9).

Форма отчета об объеме полученных и израсходованных общественной организацией денежных средств из иностранных источников (отчет № ОН0003), обязанность по предоставлению которого установлена абзацем 8 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, предусмотрена Приказом Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (в редакции Приказа от 6 декабря 2019 г., действовавшего в период существования спорных правоотношений).

Сроки предоставления отчета по форме № ОН0003 утверждены Приказом Минюста России от 26 мая 2020 № 122 (в редакции Приказа от 26 мая 2020 г., действовавшего в период существования спорных правоотношений) «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности». Согласно пунктам 1.2, 2 данного Приказа общественное объединение представляет в Минюст России (его территориальный орган) указанный отчет ежегодно, за 2019 год отчет представляется не позднее 1 июля 2020 г.

Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям. В случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (часть первая статья 38).

Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, является Минюст России.

    Согласно статье 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется в связи с неоднократным или грубым нарушением общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

    В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Изучив представленные административным ответчиком материалы, суд не усматривает в действиях Организации неоднократных нарушений абзаца 8 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.

Как разъяснено в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, предупреждении, вынесенном в адрес общественной организации, а также в актах иных органов.

    Как следует из материалов настоящего дела Организация в срок до 1 июля 2020 г. не представила в территориальный орган Минюста России отчет по форме № ОН0003 за 2019 г.

    По указанным основаниям территориальным органом Минюста России 28 июля 2020 г. в адрес Организации вынесено предупреждение с установлением срока устранения указанного нарушения (предоставления отчета за 2019 год) до 12 октября 2020 г.

    Предупреждение отправлено в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, 30 июля 2020 г., Организацией не получено, в связи с чем 4 сентября 2020 г. возвращено в связи с истечением срока хранения.

    По тем же самым основаниям, а именно в связи с непредставлением Организацией в территориальный орган Минюста России отчета по форме № ОН0003 за 2019 г., а адрес организации вынесено повторное предупреждение 26 мая 2021 г., установлен срок для устранения — 6 июля 2021 г.

    Предупреждение отправлено в адрес Организации почтой 1 июня 2021 г., Организацией не получено, в связи с чем 5 июля 2021 г. возвращено в связи с истечением срока хранения.

    Таким образом, оба предупреждения были вынесены по одному и тому же основанию, а именно в связи с не представлением отчета за 2019 год, что по смыслу разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 64, не образует неоднократности, поскольку обусловлено одним событием.

    Административный истец в обоснование иска также указал, что после допущенных нарушений Организация не представила отчет по форме № ОН0003 за 2020 г., между тем, каких-либо доказательств того, что данный отчет не был представлен и в связи с указанными обстоятельствами в адрес Организации было вынесено предупреждение, применены какие-либо меры ответственности, к исковому заявлению не приложено. Данное нарушение, указанное в обоснование иска, административным истцом не доказано.

    Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года № 1246-О, прекращение деятельности и исключение из ЕГРЮЛ как мера принуждения предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Таким образом, прекращение деятельности общественной организации и исключение ей из ЕГРЮЛ как мера принуждения обусловлено публичными интересами.

    Согласно статье 6 КАС РФ основополагающим принципом административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

    Руководствуясь указанным принципом и исходя из того, что требование иска направлено на защиту публичных интересов, судом у административного истца для целей установления неоднократности нарушений законодательства были запрошены доказательства не предоставления Организацией отчета по форме № ОН0003 за 2020 г., вынесения в связи с указанными обстоятельствами предупреждения, которых представитель административного истца на запрос суда не представил.

    Вместе с тем, в ответ на указанный запрос суда административный истец представил информацию дополняющую по своему содержанию основание административного иска (л.д. 45), опровергнув ранее заявленные им доводы о непредставлении организацией отчета по форме по форме № ОН0003 за 2020 г., и указав, что Организацией не была предоставлена информация за 2020 год о продолжении деятельности в объеме сведений, включенных в ЕГРЮЛ без указания срока устранения нарушений, в связи с чем вынесено предупреждение от 31 марта 2021 г.

Каких-либо доказательств непредставления данных сведений, копии предупреждения от 31 марта 2021 г., доказательств его направления в адрес организации, применения к организации мер ответственности суду также не представлено.

В силу части 2 статьи 59 КАС РФ в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, системы веб-конференции, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (часть 1 статьи 61 КАС РФ).

Оценивая доводы административного истца о наличии неоднократности нарушений законодательства с учетом предупреждения, вынесенного 31 марта 2021 г., суд с учетом положений ст.ст. 59 и 62 КАС РФ приходит к выводу о том, что административным истцом каких-либо доказательств неоднократности нарушения Организацией российского законодательства не представлено.

Сами по себе доводы о непредставлении информации согласно ч. 1 ст. 61 КАС РФ такими доказательствами служить не могут.

Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 64, при осуществлении контроля за реализацией властных требований уполномоченного органа суд не вправе самостоятельно изменять правовые основания административного искового заявления, например определять нарушения как грубые и (или) неоднократные, если уполномоченный орган их таковыми не расценивал (часть 1 статьи 46 КАС РФ).

    Каких-либо иных доводов, помимо неоднократности нарушения требований абзаца 8 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ (дважды непредставление отчета за 2019 год), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия в обоснование требования о признании Организации прекратившей свою деятельность не приводит.

    Исследовав фактические обстоятельства дела по представленным административным истцом доказательствам, суд приходит к выводу о том, что неустранение ранее выявленных нарушений (непредставление в 2020 и 2021 гг. отчета за один и тот же период — 2019 год) по смыслу Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Наличие со стороны Организации каких-либо иных нарушений административным истцом не доказано. По указанным основаниям признание Организации прекратившей свою деятельность для восстановления законности не требуется, в связи с чем в настоящем иске надлежит отказать.

    Кроме того, принимая решение об отказе в иске, суд также учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 28 июня 2012 года № 1246-О, в котором указано, что положения ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ закрепляют возможность признания общественной организации как общественного объединения недействующей в судебном порядке, предусматривая право органа, принимающего решение о регистрации общественного объединения обратиться в суд с соответствующим иском.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении организацией своей деятельности.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).

По смыслу действующего законодательства, данная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, указанная норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Как следует из письменных пояснений административного органа (л.д. 45) Организация к каким-либо мерам публичной ответственности, в том числе административной ответственности по ст. 19.7 КоАП (на что было указано в предупреждении) за непредставление отчетов и информации не привлекалась, административным органом каких-либо действий для этого не предпринималось.

Из ответа МИФНС России №2 по Республике Карелия следует, что Организация предоставила налоговую отчетность за 2019-2020 гг.(л.д.46).

Из приобщенных в судебном заседании документов, в том числе налоговой декларации за 2020 г., усматривается, что Организация является действующей, получает целевое финансирование и расходует его на уставные цели.

Извещение о настоящем судебном заседании организацией получено, руководитель организации на слушание дела явился и пояснил, что организация непрерывно с апреля 2019 года осуществляет уставную деятельность, содержит приют для бездомных бродячих животных, имеет группу в социальной сети «В Контакте», привлекает внимание общественности к данной проблеме.

В части фактов непредставления отчетности по форме ОН0003 руководитель Организации пояснил, что ею заключен договор с бухгалтерской организацией на предоставление налоговой отчетности, о необходимости предоставления иных отчетов она не знала, обязалась устранить данное нарушение.

Таким образом, судом с учетом имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что Организация осуществляет социально значимую общественную деятельность, фактически свою деятельность не прекращала, в связи с чем признание её в судебном порядке прекратившей свою деятельность не является адекватной мерой публичного реагирования на допущенные нарушения статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.

В настоящем случае необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность для общественной организации, которая в рассматриваемом случае является адекватной и достаточной мерой реагирования на нарушение юридическим лицом требований закона.

С учетом изложенных обстоятельств и принимая во внимание, что судом не установлено в действиях административного ответчика неоднократных нарушений статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, допущенные нарушения являются устранимыми, организация фактически свою деятельность осуществляет, её деятельность является социально полезной, направлена на развитие гражданского общества, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании данной организации прекратившей свою деятельность.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, КАС РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия к Карельской региональной общественной организации защиты животных «Подари мне жизнь» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридически лиц отказать.

Решение может быть обжаловано через Беломорский районный суд Республики Карелия в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                          М.В. Захарова

Решение в окончательной форме принято 13 января 2021 года.

2а-51/2022 (2а-456/2021;) ~ М-458/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Министертсва юстиции Российской Федерации по Республике Карелия
Ответчики
Карельская региональная общественная организация защиты животных "Подари мне жизнь"
Другие
ИФНС по г.Петрозаводску
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Захарова Мария Викторовна
Дело на странице суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
21.12.2021Регистрация административного искового заявления
21.12.2021Передача материалов судье
23.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2022Судебное заседание
13.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее