РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 апреля 2014 года с.Сухобузимское
Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Русиной М.П.,
при секретаре Шейфер В.В.,
с участием помощника прокурора Сухобузимского района Рукосуевой Е.Г.,
представителя СПК «Шилинский» и ЗАО АПХ «АгроЯрск» Казаковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-47 по иску прокурора Сухобузимского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к СПК «Шилинский» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по устранению нарушения законодательства,
установил:
Прокурор Сухобузимского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к СПК «Шилинский» с требованиями: признать незаконными действия СПК «Шилинский» по эксплуатации объекта производства без утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проектов зон санитарной охраны эксплуатируемых объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; обязать СПК «Шилинский» в срок до 01.07.2014 года разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проекты зон санитарной охраны эксплуатируемых объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании помощник прокурора Сухобузимского района Рукосуева Е.Г. на удовлетворении иска настаивала в части признания бездействия незаконным, в остальной части иск не поддержала по причине того, что в настоящее время ответчик СПК «Шилинский» никакой деятельности не осуществляет и никакого имущества не имеет.
Представитель СПК «Шилинский» и ЗАО АПХ «АгроЯрск» Казакова Ю.Н. не возражала против удовлетворения первого искового требования, согласившись с изложенными в иске основаниям.
Представители третьих лиц на стороне истца Управлений Росприроднадзора и Роспотребнадзора по Красноярскому краю, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения настоящего дела в суд не явились, о причине неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судом рассмотрено дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса и исследовав доказательства по делу, судом установлено следующее.
СПК «Шилинский» состоит на учете в качестве предприятия, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, являющегося плательщиком экологических платежей. В результате деятельности в 2013 году СПК «Шилинский», расположенного по адресу: 663051 Красноярский край, Сухобузимский район, с. Шила, ул. Солнечная, д.4; образовывались и размещались отходы производства и потребления, осуществлялся выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от эксплуатации стационарных (животноводческие фермы) и передвижных (автотранспорта) источников. Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-й квартал 2013 года предприятием осуществлялся выброс следующих загрязняющих веществ: железа оксид, азота диоксид, аммиак, азота оксид, серы диоксид, пентан, бензол, неорганическая пыль и др. вещества; размещаются следующие виды отходов: мусор от бытовых помещений, мусор от уборки территории предприятия, отходы от механической очистки зерна и др.
При этом на предприятии отсутствовали утвержденный проект нормативов предельно допустимых выбросов и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, проект образования отходов и лимитов на их размещение, проект зон санитарной охраны эксплуатируемых объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Так, в соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона 10.02.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от
№ 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч.1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно ч.З ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно ч.1 ст. 14. Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов, в том числе предельно допустимые выбросы.
Согласно ст. 11, 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В силу ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В нарушение указанных требований СПК «Шилинский» при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработаны, тем самым создавая угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
На основании лицензии СПК «Шилинский» осуществлял пользование недрами в связи с добычей пресных подземных вод из скважин, расположенных в с. Новотроицкое, Шестаково, Шошкино, Ковригино и с. Шила Сухобузимского района.
Согласно ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В нарушение указанных требований законодательства о недрах, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства СПК «Шилинский» проекты зон санитарной охраны эксплуатируемых объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не разрабатывались, надлежащая санитарная охрана в целях недопущения загрязнения добываемых недр (пресная подземная вода) не осуществлялась.
Бездействие ответчика по разработке и утверждению в установленном законом порядке проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проектов зон санитарной охраны эксплуатируемых объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и оформлению разрешения на выброс создавало угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц) и нарушает права граждан на экологическую безопасность, благоприятную окружающую среду.
Таким образом, имеются все основания для удовлетворения требования иска в части признания бездействия ответчика незаконным.
В то же время из материалов дела следует, что в декабре 2013 года СПК «Шилинский» продал все свое имущество в ЗАО АПХ «АгроЯрск» и в настоящее время никакой деятельности не осуществляет. В связи с этим каких-либо оснований для возложения на ответчика обязанностей по устранению нарушений законодательства, суд не усматривает, и в этом части иска полагает правильным отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Сухобузимского района удовлетворить частично.
Признать незаконными действия СПК «Шилинский» по эксплуатации объекта производства без утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проектов зон санитарной охраны эксплуатируемых объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с СПК «Шилинский» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сухобузимский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Сухобузимского районного суда М.П.Русина