УИД 77RS0004-02-2022-007254-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2022.
Мотивированное решение изготовлено 11.10.2022.
04.10.2022 Гагаринский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Голубковой А.А., при секретаре Рамазанове Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-0876/2022 по административному иску Профессионального союза адвокатов России к Гагаринской межрайонной прокуратуре г. Москвы, Прокуратуре г. Москвы, Министерству юстиции Российской Федерации об отмене результатов внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Профессиональный союз адвокатов обратился в суд с указанным административным иском, с учётом уточнённых исковых требований просит отменить результат внеплановой документарной проверки, проведённой 16.03.2022 в период с 10:00 до 17:00 помощником Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы Макаровой Н.В. совместно с заместителем начальника отдела по делам общественных объединений и политических партий Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России Дорофеевой Н.В. в отношении Профессионального союза адвокатов России, в том числе: признать ничтожными вводы, полученные в ходе проверки, признать полученным с нарушением федерального закона и не влекущими юридических последствий акт проверки и все полученные в ходе проверки документы, признать недействительным решение по итогам проверки, указав в обоснование заявленных требований, что основанием проверки является п.2 ч.2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», поручение Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры г. Москвы по обращению Министра юстиции РФ Чуйченко К.А. от 21.02.2022 №12/18068-КЧ, из которого усматривается, что обращение направлено на принятие мер, предусмотренных п.3 ст.10 Федерального закону от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», то есть, связано с приостановлением деятельности или ликвидации профсоюза. 16.03.2022 помощник Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы Макарова Н.В. составила акт проверки, из которого следует, что проверка проведена 16.03.2022 в период с 10:00 до 17:00. 24 апреля 2022 года по итогам проверки генеральный прокурор РФ обратился в Верховный суд РФ с административным иском о ликвидации некоммерческой организации Профсоюза адвокатов России. Однако по состоянию на 16.03.2022 у Гагаринской межрайонной прокуратуры г. Москвы отсутствовали запрошенные документы, которые подлежали исследованию в ходе проверки: карточка Организации; Устав Организации; документы, подтверждающие юридический и фактический адрес; протоколы, подтверждающие общероссийский статус; протоколы исполнительного комитета; соглашения, заключённые Профсоюзом и Общероссийским отраслевым объединением работодателей в области права и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Запрошенные документы были представлены Профсоюзом 23.03.2022. Проверка была проведена не по месту нахождения органа прокуратуры, а по месту нахождения Минюста России по учётному делу Профсоюза, имеющемуся в Минюсте России, а не по запрошенным прокуратурой документам. При этом фактически проверку провело должностное лицо, в отношении которого действует прямой запрет федеральным законом на проведение таких проверок, – заместителем начальника отдела по делам общественных объединений и политических партий Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России Дорофеевой Н.В. Кроме того, проверка деятельности самой организации, а не её органов управления и руководителей, не относится к предмету прокурорского надзора и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Представители административного истца заявленные требования с учетом уточнений поддержали.
Представитель административного ответчика Гагаринской межрайонной прокуратуры города Москвы заявленные требования не признала по основаниям письменных возражений и дополнений к ним.
Выслушав представителей сторон, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Как указано в п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В соответствии со ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу положений ч.2 ст.227 КАС РФ, для признания оспариваемых действий незаконными необходимо установление совокупности двух обстоятельств – несоответствия оспариваемых действий закону и нарушения ими прав административного истца. При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как следует из материалов дела, 16.03.2022 помощником Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы Макаровой Н.В. во исполнение поручений Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры г. Москвы по обращению Министра юстиции РФ Чуйченко К.А. от 21.02.2022 №12/18068-КЧ в период с 10:00 до 17:00 проведена проверка деятельности Профессионального Союза Адвокатов, о чём 16.03.2022 составлен акт проверки.
Согласно акта проверки, совместно заместителем начальника отдела по делам общественных объединений и политических партий Департамента по делам некоммерческих организаций в деятельности общественной организации выявлены нарушения федерального законодательства, в том числе: ст.ст. 54, 65.3, 123.7 ГК РФ, п.1 ст.2, с.т3 Федерального закона от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Проверкой также установлено, что Профсоюзом, претендующим на статус общероссийского как при создании, так и в настоящее время, в нарушение требований ст.3 Федерального закона от 12.01.1996 №10-ФЗ не обеспечены деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединение более половины адвокатов страны.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно п.1 ст. 21 указанного Федерального закона предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В силу п.2 указанной статьи, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Согласно п.6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь – для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
Каких-либо требований к проведению и оформлению результатов прокурорского надзора действующее законодательство не содержит.
Судом также установлено, что вступившим в законную силу решением Верховного суда Российской Федерации от 08.06.2022 по делу №АКПИ22-400 по иску Генерального прокурора Российской Федерации государственная регистрация общественной организации Профессиональный союз адвокатов России (ОГРН 1027739221916) признана недействительной, Профессиональный союз ликвидирован. При принятии решения суд, в том числе, руководствовался результатами прокурорской проверки от 16.03.2022.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного иска.
Определением суда от 05.09.2022 приняты меры предварительной защиты, которые подлежат отмене после вступления настоящего решения в законную силу в соответствии со ст. 89 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Профессионального союза адвокатов России к Гагаринской межрайонной прокуратуре г. Москвы, Прокуратуре г. Москвы, Министерству юстиции Российской Федерации об отмене результатов внеплановой проверки – отказать.
После вступления настоящего решения в законную силу отменить меры предварительной защиты, принятые на основании определения суда от 05.09.2022, в виде запрета Федеральной налоговой службе и Управлению Федеральной налоговой службы по городу Москве вносить в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации и (или) сведения о прекращении юридического лица в отношении Профессионального союза адвокатов России Общественная организация (ОГРН 1027739221916, ИНН 7720244437).
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с даты изготовления судом Решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Москвы.
Судья А.А. Голубкова
1