Дело № (88RS0№-51)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2019 года <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,,
с участием прокурора <адрес> ФИО3,
представителя ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1-ФИО4 согласно доверенности № <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании разработать, утвердить и предоставить на согласование в Управление Росприроднадзора по <адрес> паспорта на опасные отходы в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю (далее-ИП) ФИО1 об обязании разработать, утвердить и предоставить на согласование в Управление Росприроднадзора по <адрес> паспорта на опасные отходы в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> в ходе проведенной проверки установлено, что ИП ФИО1 не соблюдаются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. ИП ФИО1 осуществляет деятельность по розничной продаже продуктов питания и бытовой химии в магазине «Жарки» по адресу: <адрес>, пом. 10, в результате деятельности которой образуются различные отходы, в том числе отходы (мусор) от уборки территории и помещений, пищевой продукции, напитков, табачных изделий. В соответствии с приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» федеральный классификационный каталог отходов – перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. В результате деятельности предприятия образуются следующие виды отходов: отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли, отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий, которые являются отходами IV класса опасности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. В соответствии с п.п. 3, 7, 8 Правил проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № паспорт отходов I – IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, паспорт дей ствует бессрочно. В нарушение данного законодательства ответчиком не составлены и не утверждены паспорта на указанные опасные отходы. На этом основании прокурор <адрес> просит обязать ИП ФИО1 разработать, утвердить и предоставить на согласование в Управление Росприроднадзора по <адрес> паспорта на опасные отходы в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу
В судебном заседании прокурор ФИО3 требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Индивидуальный предприниматель ФИО1, извещенная о судебном заседании, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела с участием её представителя ФИО4
Представитель ФИО4, действующая в интересах ИП ФИО5 согласно нотариально удостоверенной доверенности с полными процессуальными правами стороны, в том числе с правом признания иска, заключения мирового соглашения, обжалования решений суда, заявила, что с исковыми требованиями прокурора согласна, готова разработать и направить на утверждение паспорт отходов.
Управление <адрес>, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований, в судебное заседание не явилось, ходатайствовав о рассмотрении дела без их представителя, заявили, что исковые требования прокурора поддерживают.
В соответствии с ч. 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 39 данного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
На основании статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (часть 2 указанной статьи).
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3 указанной статьи).
Согласно Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от ДД.ММ.ГГГГ №, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4 (п. 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее Правила проведения паспортизации отходов).
В силу пунктов 4 и 7 Правил проведения паспортизации отходов, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорт опасных отходов является документом, который должен удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержать сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 вышеназванного Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что прокурором <адрес> была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли, отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий.
Отсутствие у индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами, на момент проверки разработанных и согласованных в установленном порядке паспортов является нарушением требований вышеуказанного Закона.
При таких обстоятельствах, учитывая признание иска ответчиком, требование прокурора <адрес> к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об бязании разработать, утвердить и предоставить на согласование в Управление Росприроднадзора по <адрес> паспорта на опасные отходы в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подлежит удовлетворению.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В это случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина- в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Прокуроры при подаче иска в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены.
Ответчик -ИП ФИО1 по закону от уплаты судебных расходов не освобождена, следовательно, госпошлина подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера взыскивается в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора <адрес> к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании разработать, утвердить и предоставить на согласование в Управление Росприроднадзора по <адрес> паспорта на опасные отходы в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 разработать, утвердить и предоставить на согласование в Управление Росприроднадзора по <адрес> паспорта на опасные отходы в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд путем подачи апелляционной жалобы (представления).
В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.Н. Джимбеева