Дело № 2- 918/2013г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с.Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Дубровского И.Н.,
при секретаре Сидельниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демидкиной Ларисы Николаевны к администрации Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Демидкина Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, в обоснование которого указала, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, является пострадавшей от паводка, произошедшего в июле-августе 2013 года в <адрес> Амурской <адрес>, в связи с чем, она обратилась в администрацию Андреевского сельсовета для получения единовременной денежной компенсации, однако в выплате ей было отказано, так как на момент обследования комиссией на ее приусадебном участке затопления не наблюдалось, в связи с быстрым оттоком воды и отсутствием ущерба (так написано в акте). Считает себя пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, так как ее огород был затоплен, в результате чего овощи пришли в негодность. Просит признать Демидкину Ларису Николаевну пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением дождевым паводком на территории Амурской области в июле-августе 2013 года. Обязать администрацию Андреевского сельсовета включить Демидкину Ларису Николаевну в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Определением Ивановского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, выступающих на стороне ответчика, были привлечены администрация Ивановского района Амурской области и Министерство финансов Амурской области.
От ответчика - главы администрации Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области ФИО13 на исковое заявление Демидкиной Л.Н. поступили возражения от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которым он возражает против удовлетворения требований истца, поскольку согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ комиссия провела обследование приусадебного участка Демидкиной Л.Н. и установила, что в связи с быстрым оттоком воды участок не пострадал. На момент проверки картофель выкопан, овощи не пострадали и произрастали на приусадебном участке (прилагаются фотодокументы). Отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок и дом, отсутствуют фотодокументы подтопления, значимого ущерба нет.
Третьим лицом - администрацией Ивановского района Амурской области на исковое заявление Демидкиной Л.Н. представлено письменное возражение от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указывается, что из искового заявления следует, что в результате подтопления испорчен урожай картофеля и овощных культур. Принимая данный факт во внимание, просит суд признать их пострадавшими и выплатить компенсацию причиненного ущерба, с данными доводами не согласны в полном объеме. Как следует из акта обследования жилого помещения, поврежденного в результате ЧС - наводнения от ДД.ММ.ГГГГ приусадебный участок подтоплен, пострадали только овощные культуры. На основании вышеизложенного, следует, что комиссия обоснованно не включила граждан в список пострадавших, и просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Третьим лицом – Министерством финансов Амурской области на исковое заявление Демидкиной Л.Н. представлен письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 г. № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 г. № 214. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится. Правовым основаниям данной позиции являются положения статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. Кроме того, в данном случае плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не может рассматриваться как имущество также потому, что соответствующая продукция, не достигнув своего созревания в наступившем сезоне вследствие чрезвычайной ситуации, не получила полезные свойства и не обладает стоимостными признаками, присущими имуществу как объекту гражданских прав. Следовательно, нет оснований связывать утрату урожая с утратой имущества. В связи с этим плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество. Выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, компенсаций (единовременных денежных выплат) вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «л» пункта I статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Решением должны определяться случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. В этих целях подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствии крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Указанная компенсация рассматривается в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов. Таким образом, при удовлетворении данного искового заявления у истца может возникнуть право не только на меры поддержки, которые предусмотрены особыми решениями по отдельным категориям граждан, но и на выплаты, на которые он не имеет права, в том числе на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество. Тем самым может быть нарушен баланс между публичными и частными интересами, поскольку на основании решения суда гражданин, утративший урожай, получает те же права, что и граждане, утратившие жилье и иное ценное имущество. При этом ущерб, причиненный истцу, несоразмерен объему прав, предоставляемых по решению суда. На основании изложенного, Министерство финансов Амурской области просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании истец Демидкина Л.Н. на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что она проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. В августе 2013 года в результате ливневых дождей у нее ее земельный участок затопило водой. Вода была в доме в подполье. Сейчас в подполье плесень, сыро. Картофель она с огорода выкопала, но он в настоящее время гниет. Спасти его не удается. Считает, что она является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации. Просит включить ее в списки пострадавших, для получения единовременной материальной помощи.
Дело рассмотрено судом в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания ответчика – администрации Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области и третьих лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, заслушав свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 № 123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Согласно распоряжению и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года № 187, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123-р от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», и в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 года по 7.00 24.07.2012 года выпало более 50 мм осадков). В результате очень сильных дождей были подтоплены жилые дома, огороды в с.Ивановка, с. Среднебелая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия: с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно распоряжению администрации Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области от 06.08.2013 года № 19, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123-р от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», распоряжения и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года № 187 (в ред. от 02.08.2013 года № 189, в ред. от 09.08.2013 г. № 193), в период с 24.07.2013 г. по 06.08.2013 года выпало более 100 мм осадков. В результате чего на территории МО Андреевский сельсовет сложилась сложная обстановка в связи с обильными дождями, были подтоплены подвалы жилых домов, приусадебные участки, огороды в населенных пунктах с. Андреевка и с. Богословка. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия с 08-00 часов 06 августа 2013 года на территории МО Андреевский сельсовет ввести режим «Чрезвычайная ситуация».
Распоряжением главы администрации Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области ФИО14 от 08.08.2013 года № 20, вынесенным на основании распоряжения о введении режима «Чрезвычайная ситуация» на территории МО Андреевского сельсовета № 19 от 06.08.2013 г., создана комиссия по проведению обследования частных жилых помещений, приусадебных участков собственников, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (очень сильных ливневых дождей).
Согласно приказу начальника управления гражданской защиты ипожарной безопасности Амурской области от 10 сентября 2009 № 102-п: длявключения в списки граждан, которым подлежит выплата единовременнойматериальной помощи из резервного фонда Правительства Амурской области,необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайнойситуации; для включения в списки граждан, которым подлежит выплатафинансовой помощи при утрате имущества из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации, а также подтверждения факта утраты имущества (полностью или частично).
Согласно п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 г. № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах:
при оказании гражданам единовременной материальной помощи - 10000 рублей на человека (но не более 50000 рублей на семью);
при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество -100 000 рублей на семью.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.09.2013 года № 40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области. Пунктом 1.2 которых предусмотрено, что настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи исполнительным органам государственной власти Амурской области и органам местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, и содержит разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.2.2 данных Методических рекомендаций, единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество граждан (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке).
Таким образом, исходя из приведенных требований, для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, необходимы обязательные условия, в частности, подтверждение проживания на территории, подвергшейся воздействию чрезвычайной ситуации (таковой может служить регистрация по месту жительства либо иные доказательства, подтверждающие факт проживания на указанной территории) и утрата имущества при чрезвычайной ситуации.
Из показаний свидетеля ФИО9 следует, что ДД.ММ.ГГГГ в результате обильных ливневых дождей у Демидкиной Л.Н. был затоплен огород, двор, сгнил урожай. Соседей Демидкиной Л.Н. признали пострадавшими, а ее нет. Огород Демидкиной находится в низине, поэтому после дождей там стояла вода. Овощи сгнили. Приходила комиссия, составила акт. Она проживает через дом от Демидкиной Л.Н., ее признали пострадавшей, а Демидкину Л.Н. нет.
Из показаний свидетеля ФИО10 следует, что она живет по соседству с Демидкиной Л.Н. В результате ливневых дождей в августе 2013 года у Демидкиной Л.Н. во дворе и в огороде была вода. Все утонуло, овощи сгнили. Картошку Демидкина Л.Н. с огорода выкопала, но она тоже гниет.
Как следует из копии паспорта №, выданного <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, Демидкина Лариса Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Амурская <адрес>.
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ года, Демидкиной Ларисе Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты>., кадастровый номер №, расположенный по адресу: Амурская <адрес> (похозяйственная книга № ДД.ММ.ГГГГ г., л/счет № №). Иных правоустанавливающих документов на жилой дом и земельный участок истицей не представлено.
Из копии из похозяйственной книги №, следует, что Демидкина Лариса Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения проживает по адресу: <адрес>, совместно с ней проживают муж ФИО3, дочь ФИО4, дочь ФИО5, зять ФИО6.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Амурской <адрес>, в результате обследования приусадебного участка и жилого помещения, расположенного в <адрес> комиссией установлено, что с быстрым оттоком воды участок не пострадал, на момент проверки картофель выкопан, овощи не пострадали и произрастали на приусадебном участке, как видно на прилагаемых фотодокументах. Отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок и дом. Отсутствуют фотодокументы подтопления. На момент осмотра участка установить факт ущерба и затопления невозможно. Заключение комиссии: отказать в признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации.
Из распоряжения главы администрации Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Демидкиной Л.Н. отказано в признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, в связи с тем, что с быстрым оттоком воды участок не пострадал, на момент проверки картофель выкопан, отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, значимого ущерба нет.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Амурской <адрес>, в результате обследования приусадебного участка и жилого помещения, расположенного в <адрес> установлено, что на момент проверки в подполье грунтовой воды нет, фундамент с отмосткой не подвергался подтоплению в виду высокой нулевой отметки, здание находится на высоком месте с уклоном от здания, овощи хранится в подполье, запаха плесени нет. В период обильных осадков, в виду нарушения строительства надворных построек - сараев и отсутствия водоотводных канав (засыпаны навозом), происходит ежегодно подтопление грунтовыми водами. На период обследования вода отсутствовала, подтопления нет, надворные постройки не пострадали. Для подтопления дома водой с реки, необходимо подняться уровню на высоту отметки равной больше 2,5 метров. Фотодокументы подтопления усадьбы и наличие воды в доме отсутствуют. По результатам рассмотрения заявления комиссий по обследованию приусадебного участка и дома принято решение: имущество не утрачено. Отказать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации. Демидкина Л.Н. с заключением комиссии не согласна, указала, что овощи в подполье не хранятся, находятся в ванной комнате. В подполье влажно, сыро.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах судом установлено, что у Демидкиной Л.Н. на момент чрезвычайно ситуации – подтопления ливневыми дождями, произошедшего в августе 2013 года на территории Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области пострадал только земельный участок, пришли в негодность овощи, следовательно, Демидкина Л.Н. не относятся к числу лиц, имеющих право на получение помощи в счет компенсации ущерба, причиненного их имуществу в результате последствий чрезвычайной ситуации, а поэтому требования Демидкиной Л.Н. являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
При этом судом так же учитывается тот факт, что истицей не подтверждена утрата имущества в результате чрезвычайной ситуации, в частности, не представлено доказательств, что на принадлежащем ей земельном участке имелось принадлежащее ей имущество первой необходимости, которое было утрачено. Сам факт затопления земельного участка, установленный актом обследования земельного участка, не может являться подтверждением того, что имущество истца пострадало либо утрачено.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Демидкиной Ларисы Николаевны к администрации Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н.Дубровский