Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1386/2018 ~ М-524/2018 от 08.02.2018

Гражданское дело №2-1386/2018

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

09 апреля 2018 года

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи:    Чекаловой Н.В.,

при секретаре:                Журавлевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колянникова Алексея Александровича к Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Управлению опеки и попечительства Министерства образования М. <адрес> по Ногинскому муниципальному району, городским округам Черноголовка и Электросталь и Администрации муниципального образования «Город Н. М. области» о признании незаконными действий и решения о закреплении жилого помещения, об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Истец Колянников А.А. обратился в суд с иском к Администрации Ногинского муниципального района М. <адрес>, Управлению опеки и попечительства Министерства образования М. <адрес> по Ногинскому муниципальному району, городским округам Черноголовка и Электросталь и Администрации муниципального образования «Город Н. М. области» о признании незаконными действий и решения о закреплении жилого помещения, об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Просил суд признать несоответствующим законодательству действия и решения Главы администрации города Н. и Управление опеки и попечительства по Ногинскому муниципальному району М. <адрес> по защите прав ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Обязать Управление опеки и попечительства по Ногинскому муниципальному установить факт невозможности проживания в жилом помещении, закрепленном за мной в нарушение действующего законодательства

Обязать управление опеки и попечительства по Ногинскому муниципальному району включить Колянникова А. А.овича в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения по специализированному найму за счет бюджета М. <адрес>.

    В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из прилагаемой к иску справке и письма отдела защиты прав детей Уполномоченного по правам ребенка в Московской области, проводившего проверку по его – истца жалобе в 2015 году по факту нарушения его жилищных прав, факты незаконного бездействия со стороны органов опеки и попечительства нашли подтверждение.

Нарушение жилищных прав началось, когда ему- истцу исполнилось 5 лет и продолжается до настоящего времени.

Материалами проверки установлено, что в 2000 году он был помещен в приют, однако, не указано по каким основаниям он был отобран у матери и помещен в приют. В случае, если был отобран органами опеки и попечительства в порядке статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации, то органы опеки должны были немедленно проинформировать об этом прокурора и в течение 7 дней обратиться в суд с иском о лишении матери родительских прав.

Но из справки Уполномоченного по правам ребенка следует, что материалы на лишение матери родительских прав собирались органами опеки 3 года.

Между тем, если бы органы опеки и попечительства действовали бы в соответствии с порядком, установленным законом, и могли своевременно обратиться в суд с иском о признании сделки по договору купли-продажи двухкомнатной квартиры по адресу: г. Н., <адрес>, где он – истец проживал, недействительной в связи с тем, что были нарушены права детей, поскольку сделка была совершена ДД.ММ.ГГГГ, а он – истец был помещен в приют в 2000 году.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он – истец был направлен в детское учреждение с закреплением жилой площади без установления ее принадлежности, по факту его прописки, которая была произведена незаконно в отсутствии данных о договоре.

Он – истец в связи с малолетним возрастом не мог ничего предпринять, а только в 2013 году было установлено, что сделки с жильем, проведенные его матерью были незаконными.

В соответствии с Постановлением Правительства М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , утвердившим порядок установления факта о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях факт невозможности проживания устанавливается на основании заявления законного представителя детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поданного в отдел опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С заявлением может также обратиться лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если его законные представители с таким заявлением не обращались.

Руководствуясь указанным постановлением, он сам обратился в Управление опеки и попечительства Ногинского муниципального района с заявлением об установлении факта невозможности проживания в закрепленном жилом помещении, так в Управлении опеки и попечительства долго не хотели принимать заявление.

Согласно выписки из ЕГРН на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилое помещение по адресу: г. Н., <адрес>, который незаконно был закреплен за ним на основании Постановления Главы Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , не является его – истца собственностью, право собственности на него закреплено за иными лицами.

Истец Колянников А.А. в суд не явился, о явке в суд извещен.

Ранее, в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержал полностью, приведя суду доводы, аналогичные тем, что изложены выше.

В судебном заседании представитель истца Колянникова А.А.Корковидов А.К., действующий по доверенности, исковые требования поддержал полностью, приведя суду доводы, аналогичные тем, что изложены выше.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Ногинского муниципального района М. <адрес> Франчук М.А., действующая по доверенности, против удовлетворения иска возражала, представила письменный отзыв в котором ссылались на то, что в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предоставление жилья за счет субвенций из бюджета Московской области данной категории лиц с 01.01.2013 года осуществляется в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Часть 4 ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-03 "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" определены основания признания невозможности проживания для включения в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жильем за счет субвенции из бюджета Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 N 75/5 "О мерах по реализации Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" определен порядок предоставления жилья данной категории лиц, который предусматривает письменное обращение в органы опеки и попечительства с приложением перечня документов, подтверждающих статус и невозможность проживания в жилом помещении.

Включение детей-сирот и лиц из их числа в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, должно осуществляться на основании признания указанных лиц нуждающимися в предоставлении жилых помещений

Нуждаемость в предоставлении жилых помещений устанавливается на основании определения обеспеченности жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма и признания невозможности проживания в занимаемом жилом помещении.

Признание невозможным проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

В список детей-сирот и лиц из их числа подлежат включению граждане по достижении ими 14-летнего возраста. Заблаговременное включение граждан в список субъекта Российской Федерации для обеспечения жилыми помещениями призвано создать все необходимые условия для предоставления жилых помещений гражданам немедленно по достижении ими 18 лет или более раннего возраста в случаях, предусмотренных в Федеральном законе N 159-ФЗ и законодательством субъектов Российской Федерации.

Включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в список субъекта Российской Федерации должно осуществляться на основании: заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, приемных родителей, руководителей специализированных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей); в случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в указанный список; заявления лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае непринятия мер по включению указанных лиц в список до достижения ими 18-летнего возраста.

Для этой цели согласно пункту 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (далее - Список).

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации.

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

На основании вышеуказанных норм, истцом не указаны основания и не обоснованы обстоятельства для включения в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Н. М. области» в суд не явился, о явке в суд извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и письменный отзыв относительно заявленных требований, аналогичный тем возражениям, что указаны выше.

Также в обоснование возражений администрация муниципального образования ссылалась на то, что вопросы местного значения городского, сельского поселения закреплены в ст. 14 Федерального законно от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Уставом муниципального образования «Город Ногинск Московской области», вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не входит в компетенцию администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области», в связи с чем, просили суд в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району, городским округам Черноголовка и Электросталь Солонкина Т.В. против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что Колянников А. А.ович ДД.ММ.ГГГГ г.р., имел статус лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Колянникова А.А. - Колянников А. Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать, Колянникова С. В. злоупотребляла спиртными напитками, длительное время нигде не работала, бродяжничала. ДД.ММ.ГГГГ мать Колянникова С.В. умерла.

С июня 2000 года, Колянников А.А находился на полном государственном обеспечении в дошкольном детском доме и группах для детей-сирот школы-интерната.

Колянников А.А. на момент возникновения у него статуса был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, и зарегистрирован по указанному адресу до настоящего времени. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Колянниковым А.А. и его родным братом Мешковым А.И. закреплено жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу.

Данное постановление соответствует требованиям ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой «дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы».

Согласно штампу, проставленному на домовой книге, домовладение площадью 62,4 кв.м, принадлежит по ? доле Колянникову А.А, и Мешкову А.И.

При поступлении детей в образовательное учреждение, обнаружить оригиналы документов на дом не представилось возможным, а восстановление отсутствующих документов заняло продолжительное время, в связи с тем, что матерью несовершеннолетних регистрация перехода права собственности должным образом оформлена не была, а оригиналы документов утеряны.

Согласно сведениям из ЕГРП собственником &apos;/2 доли дома, где были зарегистрированы по месту жительства малолетние Колянников А. и его брат Мешков Антон, числилась Шитнева Н. П.. <адрес> всего жилого дома составляет 84,6 кв. метров.

Совладельцами другой половины дома являлись Поляков А.Н. (1/8 доля дома) и Полякова Н.А. (3/8 доли дома). Совладельцы дома проживают в своей изолированной части жилого дома с отдельным входом.

Управлением опеки и попечительства совместно с администрациями учреждений, в которых воспитывались дети, вёлся поиск правоустанавливающих документов на ? долю жилого дома и оформление правоустанавливающих документов на право пользования жилым помещением Колянникова А.А. было затруднено наличием объективных причин, требовавших проведения длительной работы по восстановлению утраченных документов, место оформления которых было неизвестно.

С ДД.ММ.ГГГГ Колянников А.А. был отчислен из МБСКОУ СКОШ 8 вида в связи с поступлением на обучение в ПУ <адрес>.

На момент достижения совершеннолетия, а также отчисления из школы-интерната в соответствии с ранее действующим жилищным законодательством, Колянников А.А. не признавался нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, так как имел закрепленное жилое помещение, общая площадь жилого помещения – ? доли которого составляет 42,3 кв. метров, а законодательство, действовавшее в указанный период времени не предусматривало предоставление помещений указанной категории граждан, (в соответствии с ч.2 ст.8 вышеуказанного закона действовавшей с 2004 года до ДД.ММ.ГГГГ, «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм».

После окончания обучения в ПУ Колянников А.А. вернулся на прожививание в школу-интернат, прожил непродолжительное время, затем написал заявление об отчислении его в связи с намерениями проживать самостоятельно. От предложенной помощи в подготовке жилого помещения в заселению он оказался, пояснив, что нашел вариант съемного жилья. Колянников А.А. сначала снимал жилье, затем патронатный воспитатель помог ему устроиться на работу на Караваевскую бумажную фабрику с проживанием в ведомственном жилье, с Колянников стал злоупотреблять спиртными напитками и был уволен с данного предприятия.

В конце 2015 года Колянников А.А. принял решение вселиться в вышеуказанный жилой дом, однако заранее о своих намерениях не сообщал, в связи с чем заблаговременно провести подготовку жилого помещения к его заселению не представилось возможным.

В ? доле дома газ не был подключен, АГВ отсутствовало (демонтировано Мешковым и Колянниковым) требовалось проведение ремонта.

В январе-феврале 2016 года Управлением опеки и попечительства было организовано проведение ремонта помещений в вышеуказанном жилом доме, с подключением электричества, с целью создания условий для пользования Колянниковым А.А. половиной дома. Были заменены непригодные к эксплуатации оконные блоки на стеклопакеты ПВХ, установлен новый отопительный котел, установлены радиаторы, произведен ремонт и отделка жилых помещений. В газоснабжающую организацию Управлением опеки направлено ходатайство об оказании содействия в подключении газоснабжения, вопрос урегулирован.

ДД.ММ.ГГГГ Колянниковым А.А. было написано заявление о вселении в помещение по адресу регистрации после ремонта и отсутствии претензий по сантехническому состоянию жилья, администрацией школы-интерната составлен акт о вселении, о чем имеются фотоматериалы о состоянии жилого помещения после проведенного ремонта.

В апреле 2016 года были подготовлены документы для обращения Колянникова суд по вопросу реализации их права на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда (признания не приобретшим права собственности на жилое помещение, признании права на включение в Список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений).

Колянников А.А. отказался подписывать какие-либо документы в суд, поскольку считает что ему «и так положено жилье».

ДД.ММ.ГГГГ в Управление опеки и попечительства поступило заявление Колянникова А.А. о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ногинского муниципального района. Заявление находится в стадии рассмотрения. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе во включении в Список Колянникова А.А., в связи с чем издано Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении».

Таким образом, фактов неисполнения органами опеки и попечительства Ногинского муниципального района требований законодательства по защите прав ребенка Колянникова А.А. не имеется, документов, достаточных для установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, ни в органы опеки и попечительства, ни в суд не предоставлено, оснований для включения Колянникова А.А, в Список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Ногинского муниципального района не имеется.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц собственники жилого дома Полякова Н.А., Полякова О.Ф. и Шитнева Н.П. в суд не явились, о явке в суд извещены.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Колянникова А.А., представителя ответчика Администрации муниципального образования «Город Н. М. области», и третьих лиц: Поляковой Н.А., Поляковой О.Ф. и Шитневой Н.П. надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени судебного разбирательства.

Выслушав объяснения стороны истца, принимая во внимание письменные возражения стороны ответчиков, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно положений 121 Семейного Кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Указанное положение также закреплено в ст. 8 Закона Московской области N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 8 Федерального закона № 159 – ФЗ от 21.12.1996 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

В силу ч.4 названной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Судом в ходе рассмотрения данного дела установлено, что отец Колянникова А.А. - Колянников А. Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18, л.д.20).

Мать истца, Колянникова С. В. злоупотребляла спиртными напитками, длительное время нигде не работала, бродяжничала.

С июня ДД.ММ.ГГГГ, Колянников А.А находился на полном государственном обеспечении в дошкольном детском доме и группах для детей-сирот школы-интерната, поскольку был изъят из семьи.

ДД.ММ.ГГГГ мать Колянникова С.В. умерла (л.д.19).

Колянников А. А.ович ДД.ММ.ГГГГ г.р., имел статус лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В период жизни матери истца - Колянниковой С.В., последняя действуя от имени несовершеннолетних детей Колянникова А.А. и Мешкова А.И. заключила ДД.ММ.ГГГГ с Шитневой Н. П. договор дарения доли жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому в собственность двух несовершеннолетних детей переходит указанная выше доля жилого дома (л.д.99-101).

В установленном законом порядке ни регистрация договора, ни переход права собственности по договору дарения не производился, собственником ? доли до настоящего времени значится Шитнева Н.П.

После заключения договора дарения, Колянникова С.В. сняла двух своих несовершеннолетних детей с регистрационного учета в квартире по адресу: М. <адрес> зарегистрировала детей в указанном выше жилом доме.

ДД.ММ.ГГГГ Колянникова С.В. продала принадлежащую ей на праве собственности <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> гражданину Романову А. В., сняв перед этим двух несовершеннолетних детей с регистрационного учета в данной квартире (л.д.102-104).

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ГК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ в указанной редакции право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Положением ч. 3 ст. 433 ГК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии ч. 3 ст. 574 ГК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Таким образом исходя из требований законодательства, действующих на момент подписания ДД.ММ.ГГГГ матерью истца договора дарения ? доли дома по адресу: <адрес> Шитневой Н.П., указанный договор дарения, не прошедший государственную регистрацию, нельзя считать заключенным, а права истца на долю жилого дома возникшими.

Согласно штампу, проставленному на домовой книге, домовладение площадью 62,4 кв.м, принадлежит по ? доле Колянникову А.А, и Мешкову А.И., однако согласно выписке из ЕГРП истец не является правообладателем ? доли.

Согласно сведениям из ЕГРП собственником ? доли дома, где были зарегистрированы по месту жительства малолетние Колянников А. и его брат Мешков Антон, числилась Шитнева Н. П.. <адрес> всего жилого дома составляет 84,6 кв. метров.

Совладельцами другой половины дома являлись Поляков А.Н. (1/8 доля дома) и Полякова Н.А. (3/8 доли дома).

Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (пункт 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от ДД.ММ.ГГГГ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что надлежащих доказательств возникновения прав истца на ? долю жилого дома по адресу: <адрес> материалы дела представлено не было.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Колянниковым А.А. и его родным братом Мешковым А.И. закреплено жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу: <адрес>

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» № 25 от 23.06.2015 года).

В соответствии с ч. 1, 4 ст. 15 ЖК РСФСР (в редакции от 31.12.2002 года) районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда: руководят подведомственным жилищным хозяйством; распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении.

Положением ст. 127 ЖК РСФСР в указанной редакции было установлено, что граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру других граждан, а также сдавать их внаем на условиях и в порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Жилые дома, квартиры, находящиеся в личной собственности граждан, не могут быть у них изъяты, собственник не может быть лишен права пользования жилым домом, квартирой, кроме случаев, установленных законодательством Союза СССР и РСФСР.

Из совокупного анализа ч. 1 ст. 671 ГК РФ и ст. 674 ГК РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

С учетом приведенного, в связи с имеющимися в материалах гражданского дела сведений ЕГРН о том, что весь жилой дом с 2003 года находится в долевой собственности Шитневой Н.П., Полякова А.Н., Поляковой Н.А., по причине отсутствия договора найма между указанными лицами и истцом на вселение и регистрацию по месту жительства в указанный жилой дом, суд приходит к выводу о том, что Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято вопреки требованиям вышеприведенных норм ЖК РСФСР.

При таких обстоятельствах, суд не применяет указанный правовой акт органа местного самоуправления, как противоречащий ст. 127 ЖК РСФСР в момент его принятия.

В связи с изложенным, поскольку бремя доказывания обоснованности и законности принятого ненормативного правового акта возложена на принявший его орган исполнительный власти, ответчик Администрация Ногинского муниципального района М. <адрес> не представил суду доказательств, опровергающих приведенные по тексту выводы.

Таким образом, материалы гражданского дела не содержат сведений не только о наличии права собственности истца на долю жилого дома, но и о наличии законного основания для пользования Колянниковым А.А. указанным жилым помещением.

С ДД.ММ.ГГГГ Колянников А.А. был отчислен из МБСКОУ СКОШ 8 вида в связи с поступлением на обучение в ПУ <адрес>.

После окончания обучения в ПУ Колянников А.А. вернулся на проживание в школу-интернат, прожил непродолжительное время, затем написал заявление об отчислении его в связи с намерениями проживать самостоятельно.

После отчисления из интерната, Колянников А.А. сначала снимал жилье, затем в конце 2015 года Колянников А.А. принял решение вселиться в вышеуказанный жилой дом.

Также судом установлено, что при направлении истца в детское учреждение в учетном личном деле документы по жилью отсутствовали, принадлежность и техническое состояние закрепленной жилой площади не было установлено, соответствие требованиям СанПиН и пригодность проживания жилья не устанавливалась, ремонт не производился, нуждающимся истец признан не были. После выпуска из детского дома, истец был вселен в закрепленное за ним жилое помещение без решения вопроса о приведении жилого помещения в надлежащем санитарно-техническое состояние. При выезде на место комиссией по уполномоченному по правам ребенка в Московской области, куда истец обратился с заявлением, было установлено, что в доме разбиты стекла, отсутствует отопление и газовое оборудование, имеется только ввод в дом газовой трубы, отсутствует освещение, электропроводка находится в нерабочем состоянии, проживать в закрепленном жилом помещении невозможно.

В связи с тяжелой жизненной ситуацией были приняты меры по предоставлению истцу временного жилья. ДД.ММ.ГГГГ администрацией предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес> в закрепленном жилом помещении в январе 2016 года начат ремонт с подключением п и электричества.

Согласно справки по выезду ДД.ММ.ГГГГ в г. Н. по обращению Колянникова А.А. по жалобе от ДД.ММ.ГГГГ за подписью консультанта отдела защиты прав детей Уполномоченного по правам ребенка в М. <адрес>, по результатам выезда и анализа полученных документов и материалов установлено нарушение прав заявителя в результате неправомерных сделок с жильем, проведенных матерью истца, а также нарушение жилищных и имущественных прав при возникновении статуса на сохранение в надлежащем санитарно-техническом состоянии закрепленного жилого помещения, вселения после окончания пребывания в детском учреждении в жилое помещением, в соответствии требованиям СанПиН со стороны органов опеки и попечительства и законных представителей - детских учреждений, в связи с чем факты, указанные в обращении, нашли подтверждение (л.д.9-11).

В январе-феврале 2016 года Управлением опеки и попечительства было организовано проведение ремонта помещений в вышеуказанном жилом доме, с подключением электричества, с целью создания условий для пользования Колянниковым А.А. половиной дома.

Были заменены непригодные к эксплуатации оконные блоки на стеклопакеты ПВХ, установлен новый отопительный котел, установлены радиаторы, произведен ремонт и отделка жилых помещений. В газоснабжающую организацию Управлением опеки направлено ходатайство об оказании содействия в подключении газоснабжения, вопрос урегулирован.

ДД.ММ.ГГГГ Колянниковым А.А. было написано заявление о вселении в помещение по адресу регистрации после ремонта и отсутствии претензий по сантехническому состоянию жилья, администрацией школы-интерната составлен акт о вселении, о чем имеются фотоматериалы о состоянии жилого помещения после проведенного ремонта.

В апреле 2016 года были подготовлены документы для обращения Колянникова суд по вопросу реализации их права на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда (признания не приобретшим права собственности на жилое помещение, признании права на включение в Список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений), однако данные документы поданы не были.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление опеки и попечительства поступило заявление Колянникова А.А. о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ногинского муниципального района.

Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе во включении в Список Колянникова А.А., в связи с чем издано Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении».

Постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 N 75/5 "О мерах по реализации Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" определен порядок предоставления жилья данной категории лиц, который предусматривает письменное обращение в органы опеки и попечительства с приложением перечня документов, подтверждающих статус и невозможность проживания в жилом помещении.

С учетом приведенных по тексту решения обстоятельств, подтверждающих отсутствие у истца закрепленного за ним жилого помещения с 1999 года, необходимость доказывания невозможности проживания в жилом помещении, которое у истца отсутствовало не имелось.

В этой связи, принимая во внимание, что в материалы дела представлены достаточные и объективные доказательства, свидетельствующие о наличии у истца статуса лица, оставшегося без попечения родителей, факта обращения с заявлением о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения до достижения истцом 23 летнего возраста, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, которое не было закреплено за истцом, а как следствие решение об отказе во включении истца в Список из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющего право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для однократного обеспечения жильем за счет субвенции из бюджета Московской области и предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения – нельзя признать законными и обоснованными.

Потому, суд полагает возможным удовлетворить заявленные истцом Колянниковым А.А. к Администрации Ногинского муниципального района М. <адрес>, Управлению опеки и попечительства Министерства образования М. <адрес> по Ногинскому муниципальному району, городским округам Черноголовка и Электросталь исковые требования в полном объеме.

В удовлетворении иска Колянникова А.А. к Администрации муниципального образования «Город Н. М. области» о признании незаконными действий и решения о закреплении жилого помещения, об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, суд отказывает, поскольку данный ответчик является ненадлежащим ответчиком.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                        РЕШИЛ:

Иск Колянникова А. А.овича к Администрации Ногинского муниципального района М. <адрес>, Управлению опеки и попечительства Министерства образования М. <адрес> по Ногинскому муниципальному району, городским округам Черноголовка и Электросталь о признании незаконными действий и решения о закреплении жилого помещения, об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, удовлетворить.

Признать Постановление <адрес> М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за Колянниковым А. А.овичем доли жилого дома по адресу: <адрес> не соответствующим требованиям закона;

Признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р управления опеки и попечительства по Ногинскому муниципальному району, городским округам Черноголовка и Электросталь «Об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении».

    Признать Колянникова А. А.овича, лицом, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющего право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для однократного обеспечения жильем за счет субвенции из бюджета Московской области и предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району включить Колянникова А. А.овича в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет субвенции из бюджета Московской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать Министерство образования Московской области включить Колянникова А. А.овича в Сводный список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет субвенции из бюджета Московской области.

Обязать администрацию Ногинского муниципального района Московской области за счет средств субвенции из бюджета Московской области предоставить Колянникову А. А.овичу жилое помещение в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Московской области № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

В удовлетворении иска Колянникова А. А.овича к Администрации муниципального образования «Город Н. М. области» о признании незаконными действий и решения о закреплении жилого помещения, об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

2-1386/2018 ~ М-524/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Колянников Алексей Александрович
Ответчики
Администрация г. Ногинск
АНМР
Управление опеки и попечительчтыо по Ногинскому муниципальному району МО
Суд
Ногинский городской суд Московской области
Судья
Чекалова Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
noginsk--mo.sudrf.ru
08.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2018Передача материалов судье
12.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.03.2018Предварительное судебное заседание
02.04.2018Судебное заседание
09.04.2018Судебное заседание
20.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2019Дело оформлено
20.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее