Дело --
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре Федотове С.А.,
с участием:
помощника прокурора -- Москвина В.В.,
административного ответчика Костина Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц к Костину Юрию Геннадьевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, аннулировании водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
-- в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Костину Ю.Г. и заинтересованным лицам: МО МВД России «Мазановский», ГБУЗ АО «Мазановская больница» о прекращении действия права на управление транспортными средствами у Костина Ю.Г., -- года рождения, аннулировании водительского удостоверения серии № --, выданное --.
В обосновании иска прокурор указал, что прокуратурой -- в рамках осуществления надзора за безопасностью дорожного движения проведена проверка соблюдения требований Федерального закона РФ от -- № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». По результатам проверки установлено следующее.
-- Костину Ю.Г. выдано водительское удостоверение № -- категории «В, С» на право управления транспортным средством. Согласно информации ГБУЗ АО «Мазановская больница» Костин Ю.Г., -- года рождения с -- состоит на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога с диагнозом «Средняя (вторая) стадия зависимости от алкоголя». Находился на стационарном лечении в Дубовской психиатрической больнице с -- по --. Посещал врача нарколога не регулярно, последний прием в июне 2015 года.
Постановлением Правительства РФ от -- -- «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Согласно Перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами Международной статистической классификации болезней и проблем со здоровьем (МКБ-10) код классификации диагноза «Средняя (вторая) стадия зависимости от алкоголя» - F10.212, что является противопоказанием для управления транспортными средствами, связанными с употреблением психоактивных веществ.
Таким образом, Костин Ю.Г., страдающий заболеванием «Средняя (вторая) стадия зависимости от алкоголя», в нарушение требований закона, обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, что влечет нарушение прав граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В настоящее время Костин Ю.Г. с учета у врача-нарколога в ГБУЗ АО «Мазановская больница» в связи с наличием стойкой ремиссии не снят. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Прокурор просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами у Костина Юрия Геннадьевича, -- года рождения, аннулировать водительское удостоверение серии № --, выданное --. Решение суда направить в МО МВД России «Мазановский» для розыска и изъятия водительского удостоверения, и внесения сведений федеральную информационную систему ГИБДД-М.
Представители заинтересованных лиц МО МВД России «Мазановский», ГБУЗ АО «Мазановская больница» надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, свою позицию по поводу заявленного административного иска не выразили. С учетом мнения участвующих лиц суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора -- Москвин В.В. подтвердил обстоятельства, изложенные в административном иске, просил суд удовлетворить административный иск по изложенным в нём основаниям, дополнений не имел.
Административный ответчик Костин Ю.Г. по существу заявленных требований не возражал, указывая на то, что в 2009 году был поставлен на учет, проходил стационарное лечение в больнице. Административный иск признает.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой -- в сентябре 2017 года была проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения. В связи, с чем были запрошены сведения в ГБУЗ АО «Мазановская больница» о лицах, состоящих на Д-учёте у врача нарколога, а также в МО МВД России «Мазановский» о наличии у лиц, страдающих алкогольной зависимостью и наркоманией водительских удостоверений.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Положениями части 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в -- -- и ратифицированной Указом Президента Верховного Совета СССР от --, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от -- № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (п.1). Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (п.2). Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения (п.4).
Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующими удостоверениями. В силу положений ст. 25 Федерального закона № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона (п.2). Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением (п.4).
Статьей 26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств (п.10. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (п.6). Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) (п.7). По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (п.8).
Пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Согласно пункту 4 ст. 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которому психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболевания по МКБ-10: F10-F16, F18, F19) являются противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от -- --, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Снятие с диспансерного учета производится также в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением). Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливается следующий срок диспансерного учета: для больных хроническим алкоголизмом - 3 года.
Статьей 28 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Согласно подпункту «ж» ст. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от -- -- (ред. от --, далее Правила), Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Статьей 27 Правил установлено, что Российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Костину Юрию Геннадьевичу, -- года рождения, проживающему по адресу: --, -- выдано водительское удостоверение № -- категории «В, С», которое действительно с -- по --.
Согласно информации ГБУЗ АО «Мазановская больница», Костин Ю.Г. состоит на учете у врача психиатра-нарколога с -- с диагнозом МКБ-10 «психическое преимущественно галлюцинаторное расстройство в результате употребления алкоголя. Средняя (вторая) стадия зависимости от алкоголя F10.212. Находился на лечении в Дубовской психиатрической больнице с -- по --. Посещал врача нарколога не регулярно, последний прием в июне 2015 года. Заключение: является противопоказанием для управления транспортным средством. Сведения о постановке на учет Костина Ю.Г. и прохождении лечения подтверждаются исследованной в судебном заседании медицинской картой на имя Костина Ю.Г. от врача нарколога ГБУЗ АО «Мазановская больница».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что у Костина Ю.Г. подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, однако выданное ему водительское удостоверение в настоящее время даёт ему право на управление транспортными средствами.
В силу ч. 3 ст. 14 КАС РФ сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Доказательств, опровергающих исследованную в настоящем судебном заседании информацию ответчиком Костиным Ю.Г. в соответствии с ч. 3 ст. 14 КАС РФ, суду не представлено.
Суд учитывает, что управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Суд полагает, что Костин Ю.Г. пользуясь правом на управление транспортными средствами, осуществляет водительскую деятельность, которая создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в связи, с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела по существу суд также полагает необходимым отметить, что в дальнейшем, при доказанности факта стойкой ремиссии после прохождения лечения, ответчик не лишен возможности инициировать вопрос о восстановлении права на управление транспортным средством.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку в судебном заседании установлено, что административный истец – прокурор, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, то с ответчика Костина Ю.Г., не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 114 КАС РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц к Костину Юрию Геннадьевичу, заинтересованным лицам: МО МВД России «Мазановский», ГБУЗ АО «Мазановская больница» о прекращении действия права на управление транспортными средствами, аннулировании водительского удостоверения, удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами на период заболевания Костина Юрия Геннадьевича, -- года рождения, уроженца --, на основании водительского удостоверения -- категории «В, С» со сроком действия до --.
Водительское удостоверение -- категории «В, С», выданное -- Костину Юрию Геннадьевичу, -- года рождения, считать недействительным и аннулировать.
Взыскать с Костина Юрия Геннадьевича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.--