Дело № 12-269/2017
РЕШЕНИЕ
22 декабря 2017 года город Минеральные Воды
Судья Минераловодского городского суда Ставропольского края Чернышова Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда жалобу АО «Ставропласт» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Макаровой А.П. от 14.11.2017 № 17-1494/П/1-562/3 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ АО «Ставропласт» (ИНН 2630000067, ОГРН 1022601450915, юридический адрес: 357201, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Московская, 29),
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Макаровой А.П. от 14.11.2017 № 17-1494/П/1-562/3 АО «Ставропласт» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ АО «Ставропласт» с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Ставропласт» в лице генерального директора Волчанского В.В. подало на него жалобу, в которой просит обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении отменить либо уменьшить размер административного штрафа в порядке ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом административного органа не учтено проведение обществом комплекса мероприятий, направленных на снижение содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в реку Кума, в частности: организацию покоса травы и очистки береговой линии водоприемника в районе выпуска сточных вод, чистку дренажных систем и закрытие путей ливневой канализации, в результате чего достигнуто снижение концентрации загрязняющих веществ до нормативных показателей, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 000142 от 23.07.2013, что подтверждается результатами анализа проб сточной воды. Размер административного штрафа 30 000 рублей не отвечает целям и задачам административного наказания, его уплата негативно отразится на финансовом состоянии общества.
АО «Ставропласт», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы административного дела, суд полагает принятое административным органом постановление законным по следующим основаниям.
Как следует из материалов административного дела, АО «Ставропласт» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1022601450915 с 21.10.2002 и в соответствии с Уставом от 15.06.2017 осуществляет деятельность по производству товаров народного потребления и производственно-технического назначения, изготовлению и ремонту оборудования, инструментов, оснастки, выполнению строительно-монтажных работ, грузовым перевозкам автомобильным транспортом, погрузочно-разгрузочным работам подъемно-транспортными механизмами, выполнению проектно-изыскательских работ, закупке, производству, переработке различных товаров, оказанию различных производственных услуг и др.
У АО «Ставропласт» имеется разрешение № 000142 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 23.07.2013, решение о предоставлении водного объекта в пользование от 26.06.2013 № 575 - сброс сточных вод в реку Кума.
Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в период с 04.10.2017 по 31.10.2017 проведена плановая выездная проверка АО «Ставропласт», в ходе которой установлено превышение обществом нормативных показателей сброса сточных вод в окружающую среду – сточных вод в реку Кума, определенных разрешением № 000142 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 23.07.2013.
Так, в соответствии с протоколом испытаний (измерений) вода № 2006-2010 от 30.10.2017, экспертным заключением № 120 от 30.10.2017, в результате проведенного анализы проб воды установлены превышения содержания загрязняющих веществ по сравнению с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 000142 от 23.07.2017: проба № 2006: по иону аммония в 5,06 раза, по фосфат - иону в 2,5 раза, по нефтепродуктам в 9,00 раза, по хлорид - иону в 6,30 раза, по нитрат-иону в 1,16 раза, по сульфат - иону в 3,75 раза, по сухому остатку в 4,38 раза; проба № 2008: по иону аммония в 4,84 раза, по фосфат - иону в 2,533 раза, по нефтепродуктам в 8,00 раза, по хлорид - иону в 6,16 раза, по нитрат-иону в 1,06 раза, по сульфат - иону в 3,63 раза, по сухому остатку в 4,45 раза; проба № 2010: по иону аммония в 4,90 раза, по фосфат - иону в 2,67 раза, по нефтепродуктам в 7,50 раза, по хлорид - иону в 5,65 раза, по нитрат-иону в 1,21 раза, по сульфат - иону в 3,69 раза, по сухому остатку в 4,36 раза.
Согласно экспертному заключению № 120 от 30.10.2017 на основании проведенных испытаний (измерений) сброс сточных вод АО «Ставропласт» в реку Кума оказывает негативное влияние на водный объект.
Правовые основы использования и охраны водных объектов регулируются Водным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах (ст. 39 ВК РФ). Аналогичное положение содержится в ст. 55 ВК РФ, согласно которой при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) (п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В силу ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 названного Федерального закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Факт совершения АО «Ставропласт» вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, относимость и допустимость которых не вызывает у суда сомнений, в частности: протоколом об административном правонарушении от 31.10.2017 № 17-1494/П/1-562/1, предписаниями об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 31.10.2017 № 2-4, уведомлением о проведении плановой выездной проверки от 21.09.2017, приказами от 21.09.2017 и от 06.10.2017 о проведении выездной плановой проверки в отношении АО «Ставропласт» и внесением в ранее изданный приказ изменений, заявками административного органа на лабораторные исследования ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ставропольскому краю, протоколами отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной деятельности от 12.10.2017, протоколом испытаний (измерений) вод от 30.10.2017, экспертным заключением от 30.10.2017 № 120, от 16.10.2017 № 115, протоколом испытаний (измерений) промышленных выбросов от 12.10.2017 № 614, № 615, от 13.10.2017 № 615, актом проверки от № 1701494/П/1 от 31.10.2017, решением о предоставлении водного объекта в пользование от 26.06.2013 № 575, разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 23.07.2013 № 000142, представлением № 17-1494/П/1-562/4 от 14.11.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Результаты исследований получены при установленной законом процедуре, компетентной организацией и с соблюдения разработанных методик, поэтому сомневаться в достоверности полученных результатов оснований не имеется.
Установив все фактические обстоятельства по делу, административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО «Ставропласт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление содержит в себе сведения, требуемые в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ.
Данных о нарушении должностным лицом административного органа процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении по материалам дела не усматривается.
Вина АО «Ставропласт» заключается в осуществлении сброса сточных вод в реку Кума с превышением допустимых нормативов, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 23.07.2013 № 000142. При этом доказательства принятия АО «Ставропласт» всех зависящих от него мер по предупреждению превышения количества вредных веществ в сточных водах, а также наличия объективных препятствий для исполнения обязанности по соблюдению закона, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в дело не представлены.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося по делу постановления должностного лица, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Основания для освобождения лица от административного наказания в порядке ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Данное правонарушение представляет собой повышенную общественную опасность и могло привести к возникновению необратимых экологических последствий и нанести вред как окружающей среде, так и здоровью граждан.
Наказание АО «Ставропласт» назначено в пределах установленной законом санкции, с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 4.1 КоАП РФ. При этом АО «Ставропласт» назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Возможность применения в рассматриваемом случае положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде штрафа отсутствует, поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, для юридических лиц составляет менее 100000 рублей.
Ссылка в жалобе на принятие АО «Ставропласт» комплекса мероприятий, направленных на снижение содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в реку Кума, свидетельствует о выполнении им требований представления № 17-1494/П/1-562/4 от 14.11.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Макаровой А.П. от 14.11.2017 № 17-1494/П/1-562/3 о привлечении АО «Ставропласт» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и назначении ему административного штрафа в размере 30 000 рублей оставить без изменения, а жалобу АО «Ставропласт» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.В. Чернышова