Дело № 2-299/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Змиевка Орловской области 20 ноября 2019 года
Свердловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Белозерцевой В.Р.,
с участием: представителя ответчика - Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица – военного комиссариата Орловской области Сырцевой О.А., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №,
при секретаре судебного заседания Поремчук Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Брянского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, ссылаясь на то, что военной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите государственной собственности, по результатам которой установлены нарушения требований законодательства. Так, военный комиссариат Свердловского и Покровского районов Орловской области занимает административное здание, находящееся по адресу: <адрес>. Право собственности на вышеуказанный объект недвижимости до настоящего времени не зарегистрировано. Полагал, что в силу закона право собственности на имущество должно быть зарегистрировано в установленном порядке, а при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
Как установлено в ходе проверки, до настоящего времени право собственности Российской Федерации на административное здание, площадью 369,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, не зарегистрировано, сведения в ЕГРН о правах РФ отсутствуют.
Согласно ответу из ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №, данным Учреждением в ДД.ММ.ГГГГ года проведена инвентаризация недвижимого имущества, оформленная актом от ДД.ММ.ГГГГ №, из содержания которого усматривается отсутствие излишков и недостач, что, фактически, по мнению прокурора, не соответствует действительности, поскольку члены инвентаризационной комиссии из состава представителей Учреждения в военный комиссариат Орловской области в указанный период не прибывали.
Считает, что, таким образом, ни Минобороны России, ни ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" мер, направленных на регистрацию права собственности на указанные объекты недвижимого имущества, используемые военным комиссариатом Орловской области в интересах обороноспособности государства, не принимали, допустив, тем самым, нарушение законодательства.
Просит обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России зарегистрировать до ДД.ММ.ГГГГ право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество: административное здание площадью 369,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебное заседание заместитель военного прокурора Брянского гарнизона и представитель Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России (далее – ФГКУ «ЦТУИО») не явились, о месте, дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие сведения.
Заместитель военного прокурора Брянского гарнизона просил рассмотреть дело в свое отсутствие в связи со служебной занятостью, о чем представил письменное ходатайство.
ФГКУ «ЦТУИО» не просило о рассмотрении дела в свое отсутствие, о причинах неявки своего представителя не сообщило.
На основании положений статьи 167 ГПК РФ настоящее дело может быть рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель ответчика – Министерства обороны РФ и третьего лица - военного комиссариата Орловской области по доверенностям Сырцева О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, сославшись на то, что на момент рассмотрения дела в суде на здание военного комиссариата Свердловского и Покровского районов Орловской области зарегистрировано право оперативного управления за Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат Орловской области».
Суд, заслушав объяснения представителя ответчика и третьего лица Сырцевой О.А., проверив доводы искового заявления и письменных возражений сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Орловским областным военным комиссариатом для нужд военного комиссариата Свердловского и Покровского районов используется административное здание, площадью 369,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно материалам реестрового дела указанное здание строилось Свердловским райвоенкоматом хозяйственным способом на основании решения исполнительного комитета Свердловского районного Совета депутатов трудящихся Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. По завершении строительства здание было зарегистрировано за Свердловским райвоенкоматом на основании решения исполкома от ДД.ММ.ГГГГ
С указанного момента здание использовалось в деятельности военного комиссариата, из фактического владения Министерства обороны не выбывало.
Пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее – постановление №) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункте 2 раздела 2 приложения 1 к Постановлению № установлено, что к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Как подтверждено материалами дела, в спорном помещении до 1991 года располагался и в настоящее время располагается военный комиссариат.
Доказательств выбытия спорного имущества из владения и пользования военного комиссариата на момент разграничения собственности в соответствии с Постановлением № не имеется.
Согласно ранее действовавшим Положениям о военных комиссариатах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 979, Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1372, от ДД.ММ.ГГГГ N 1132, а также действующему в настоящее время Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации.Министерство обороны Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1082).
Согласно подпункту 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне").
С учетом изложенного, спорное имущество относится к федеральной собственности в силу прямого указания закона, поскольку на момент законодательного разграничения государственной собственности использовалось в деятельности военного комиссариата и используется им до настоящего времени, из фактического владения не выбывало.
В ходе проверки, проведенной военной прокуратурой западного военного округа Брянского гарнизона, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральным государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации составлен акт №, из которого следует, что комиссией в результате проведения инвентаризации недвижимого имущества выявлено, что фактическое наличие соответствует данным бухгалтерского учета. Недостача и излишки не выявлены.
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон о регистрации) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 69).
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 69).
Таким образом, в рассматриваемом случае регистрация возникшего в силу закона права собственности на объекты недвижимости носит заявительный характер. Понуждение собственника и фактически материального истца - Минобороны РФ в лице учреждения к регистрации права противоречит в данном случае положениям ст. 209 ГК РФ.
Кроме того, само по себе отсутствие сведений в ЕГРН о зарегистрированных правах РФ на спорный объект не является препятствием учета указанного имущества в качестве федерального в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Согласно п. п. 2, 8, 19, 20 указанного постановления учет федерального имущества осуществляется путем внесения сведений в реестр федерального имущества, сопровождается присвоением недвижимому имуществу реестрового номера на основании представленных правообладателем карт сведений об объекте учета.
Бездействие ответчиков по учету спорного имущества в качестве федерального в обоснование иска прокурором не заявлялось.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы прокуратуры, обращающиеся в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, являются процессуальными истцами. Материально-правовым истцом является Российская Федерация в лице соответствующего государственного органа, в данном случае Министерства обороны РФ (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
В ходе рассмотрения дела фактический материальный истец - Министерство обороны РФ возражало против удовлетворения требований в том числе к себе по тем основаниям, что нарушение прав РФ прокурором не обосновано, равно как и способ их восстановления заявленным исковым требованием.
Учитывая заявленное прокурором требование именно о понуждении ответчиков зарегистрировать право собственности на спорный объект недвижимости, что в силу ст. 69 Закона о регистрации не является обязательным, суд полагает, что отсутствуют основания для возложения такой обязанности как на Министерство обороны РФ, так и на Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации".
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Свердловский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения.
Судья В.Р.Белозерцева