Дело № 2а-2825/2023
УИД 73RS0013-01-2023-003898-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ноября 2023 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кудряшевой Н.В., при секретаре Харьковой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Комисарука И. А. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», ФСИН России, начальнику Федерального казенного учреждения «Тюрьма» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Логинову А.Ю., Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания, понуждении к проведению санитарной обработки камеры
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Комисарук И. А. обратился в Димитровградский городской суд с иском в суд к ответчику начальнику ФКУ Т УФСИН России Логинову А.Ю., в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что он отбывает наказание в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, в период отбывания наказания в штрафном изоляторе нарушены его права в связи с ненадлежащими условиями содержания. (ДАТА) года водворен на 15 суток в камеру №* ШИЗО ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области. Указанная камера находится в антисанитарном состоянии: стены сырые, множественные следы протекания канализации, в камере 2 маленьких окна размером 30*40 см, стоит пластиковая перегородка, из-за чего воздух в камеру не может беспрепятственно поступить. К окнам невозможно подобраться, чтобы их открыть. Воздух в камере спертый, затхлый, повышенная влажность. В санузле нет двери, отправление естественных надобностей видно в стационарную камеру, объектив которой направлен в сторону санузла. При этом инспектор, который осуществляет видеонаблюдение – женщина. Сливной бачок не работает. В камере нет горячей воды. Все изложенное, отрицательно сказывается на здоровье административного истца.
Просит взыскать в его пользу компенсацию в размере 30000 руб. и обязать провести санитарную обработку камеры.
В связи с поступление настоящего иска Димитровградским городским судом возбуждено административное дело №*.
(ДАТА) истец Комисарук И.А. обратился в Димитровградский городской суд с аналогичным иском, в котором также просил взыскать денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в камере №* ШИЗО ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области и обязать провести санитарную обработку камеры. В связи с поступление настоящего иска Димитровградским городским судом возбуждено административное дело №*.
Определением Димитровградского городского суда Ульяновской области от (ДАТА) административное дело №* объединено в одно производство с административным делом №*, с присвоением номера №* (л.д.70).
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Федеральная служба исполнения наказаний России (далее ФСИН России), Федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области.
В судебном заседании административный истец Комисарук И.А. участвующий посредством видеоконференцсвязи заявленные требования поддержал, дав пояснения, аналогично доводам административного иска. Указав, что оспаривает условия содержания в камере №* ШИЗО ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, куда был водворен (ДАТА). Считает, что имеются основания для взыскания денежной компенсации за нарушение условий содержания. Просит удовлетворить административный иск в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ Т УФСИН России Будилова Е.А., действующая на основании доверенности (л.д.33), исковые требования не признала, указав, что нарушений каких-либо прав и свобод истца со стороны ответчика не было. В иске просила отказать, подробнее позиция изложена в возражениях, приобщенных к делу..
Представитель ответчика ФСИН России Никишин В.Н., действующий на основании доверенности (л.д.68) в судебное заседание не явился, участвуя в судебном заседании (ДАТА) иск не признал, указав, что оснований для взыскания денежной компенсации в связи с нарушением условий содержания не имеется.
Ответчик начальник ФКУ Т УФСИН России Логинов А.Ю., представитель ответчика УФСИН России по Ульяновской области, прокурор в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования административного не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Комисарук И. А. (ДАТА) г.р. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области с (ДАТА) (л.д.32).
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец Комисарук И.А. указывает на нарушение условий содержания, выразившихся в том, что камера №* ШИЗО не соответствуют санитарным требованиям, в связи с чем просит взыскать денежную компенсацию.
Разрешая указанные доводы, суд руководствуется следующим.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации; порядок осуществления прав осужденных устанавливается поименованным кодексом, а также иными нормативными правовыми актами; при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 2 статьи 10, частей 10 и 11 статьи 12 упомянутого кодекса).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДАТА) N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 приведенного Постановления Пленума).
В свою очередь, статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу положений Федерального закона от (ДАТА) N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно положениям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДАТА) N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от (ДАТА) N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подпункта 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДАТА) N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Как уже отмечено выше, условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
На основании статей 9, 11, 13 Закона Российской Федерации от (ДАТА) N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Доводы истца о том, что камера №* ШИЗО ФКУ Т УФСИН России не соответствует санитарным нормам не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела.
Согласно акта осмотра от (ДАТА) камера №* ШИЗО находится в удовлетворительном состоянии, имеет жилую площадь 8.2 м2, пригодна для содержания 3-х осужденных. В камере имеются 2 окна с фрамугами для открывания и оконными решетками, имеется функция проветривания, механизм закрывания/открывания (поворотная ручка) находится в исправном состоянии ; у младшего инспектора, несущего службу на посту имеется механизм открывания/закрывания фрамуги. Санитарный узел оборудован чашей «Генуя» с бачком верхнего расположения 9сбоев в работе сливной и заливной арматуры не выявлено), имеется светильник дневного освещения, светильник ночного освещения Стены окрашены водоэмульсионной краской. следов сырости, грибка не выявлено. Размер деревянных оконных блоков соответствует требованиям Свода Правил 509.1325800.2021 «Тюрьмы Правила проектирования». Утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (ДАТА) №*/пр.(л.д. 44).
Доводы административного истца о наличие грибка на стенах, нарушения вентиляции, в камерах, указанных выше, не нашел своего подтверждения.
Разрешая доводы истца о нарушении условий содержания ввиду отсутствия горячего водоснабжения и нарушения санитарных норм в период отбывания наказания в камере ШИЗО №*, суд исходит из следующего.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (ДАТА) №*/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», в соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 которого здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе, горячим водоснабжением согласно требований СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Доводы административного истца о том, в период отбывания им наказания в камере №* ШИЗО, в камере отсутствовало горячее водоснабжение, не оспаривался стороной ответчика ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, вместе с тем, ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области проводились компенсирующие мероприятия.
Согласно п. 566 ПВР ИУ от (ДАТА) №* помывка осужденных к лишению свободы в ШИЗО осуществляется покамерно в душевой, оборудованной в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных к лишению свободы, содержащихся в разных камерах.
Помывка осужденных проводится согласно графиков.
Согласно п. 3.13 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных" (утв. Минюстом РФ (ДАТА) N 18/29-395) бани и прачечные обеспечены горячей и холодной водой.
Также из дела следует, что по просьбе осужденного дополнительно кипяченая горячая вода для гигиенических целей и питья предоставляется младшим инспектором ежедневно с учетом потребности.
Нарушений каких-либо прав и свобод истца со стороны ответчика ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области не было.
Административный истец не указал и не представил доказательств о том, каким образом пребывание в камере ШИЗО №* повлекли нарушение прав истца.
То обстоятельство, что в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области проводились прокурорские проверки, по итогам установлены отдельные недостатки условий содержания в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в части санитарных норм, не свидетельствует о допущенных в отношении административного истца существенных нарушениях содержании в бесчеловечных условиях, и не являются основанием для присуждения ему компенсации морального вреда.
Доводы истца о том, что в санузле указанной камеры нет двери, так как видеокамера направлена в сторону санузла, чем нарушают права административного истца, так как производят запись сотрудники женщины, объективно ничем не подтверждены.
Согласно справке за подписью инспектора внутренней службы ОРиН ФКУ Т УФСИН России Н.Е.Панькина (л.д.125) видеокамера, установленная в камере №* ШИЗО не направлена в сторону санузла.
УИК РФ (ч. 1 ст. 83) предоставляет администрации исправительного учреждения право использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля. Осуществление видеонаблюдения не нарушает прав осужденного, не унижает его человеческое достоинство и не запрещено на законодательном уровне, является допустимым и оправданным в целях осуществления контроля и безопасности, поэтому не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права истца, в то время как доказательств, свидетельствующих о нарушении сотрудниками учреждения должностных обязанностей или превышение ими полномочий при осуществлении видеонаблюдения, административным истцом не представлено и судом в ходе судебного разбирательства не установлено.
Исходя из анализа приведенных норм закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДАТА) №*, компенсаторного механизма присуждения компенсации за нарушение условий содержания, для правильного разрешения вопроса о размере компенсации необходимо учитывать в совокупности характер выявленных нарушений условий содержания, их длительность, какие последствия они повлекли именно для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей (например, возраст, состояние здоровья), были ли они восполнены каким-либо иным способом.
Доказательств претерпевания административным истцом физических и нравственных страданий по вышеуказанным причинам материалы дела не содержат. Сам по себе факт содержания истца в камере №* ШИЗО в отсутствии горячего водоснабжения не является безусловным основанием для вывода о причинении ему каких-либо страданий в более высокой степени, чем тот уровень лишений, который неизбежен при принудительном лишении свободы, и не может свидетельствовать о бесчеловечном обращении.
Обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечно обращении в отношении истца, нарушении административными ответчиками его прав и свобод, включая право на уважение достоинства личности, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Конвенции о защите основных прав и свобод, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Доказательств, причинения вреда здоровью и нравственных страданий истцу не установлено. При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска о взыскании денежной компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания следует отказать.
Поскольку судом не установлено нарушений санитарных требований, в удовлетворении иска о понуждении к проведению санитарной обработки камеры №* ШИЗО ФКУ Т УФСИН России следует отказать.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Комисаруку И. А. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», ФСИН России, начальнику Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Логинову А.Ю., УФСИН России по Ульяновской области о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания, понуждении к санитарной обработке камеры отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – (ДАТА).
Председательствующий судья Н.В. Кудряшева