Дело № 3а-721/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2021 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
с участием прокурора Быхановой Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Тягай А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савельевой Н.В. о признании недействующим нормативного акта в части,
установил:
Губернатором Московской области 12 марта 2020 года принято Постановление №108-ПГ, которым с 00 часов 00 минут 13 марта 2020 года на территории Московской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области (далее Постановление Губернатора Московской области №108-ПГ).
Первоначальный текст Постановления Губернатора Московской обалсти № 108-ПГ опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 12.03.2020 и в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 45 13.03.2020.
В последующем в данный нормативный правовой акт вносились изменения постановлениями Губернатора Московской области от 13 марта 2020 года №115-ПГ, от 16 марта 2020 года №126-ПГ, от 18 марта 2020 года №132-ПГ, от 19 марта 2020 года № 133-ПГ, от 20 марта 2020 года №135-ПГ, от 23 марта 2020 года № 136-ПГ, от 24 марта 2020 года №141-ПГ, от 25 марта 2020 года №143-ПГ, от 26 марта 2020 года №144-ПГ, от 27 марта 2020 года №161-ПГ, от 29 марта 2020 года № 162-ПГ, от 31 марта 2020 года № 163-ПГ, от 02 апреля 2020 года N 171-ПГ, от 04 апреля 2020 года N 174-ПГ, от 09 апреля 2020 года N 175-ПГ, от 10 апреля 2020 года N 176-ПГ, от 12 апреля 2020 года N 178-ПГ, от 18 апреля 2020 года N 193-ПГ, от 21 апреля 2020 года N 204-ПГ, от 28 апреля 2020 года N 214-ПГ, от 29 апреля 2020 года N 216-ПГ, от 01 мая 2020 года N 222-ПГ, от 07 мая 2020 года N 227-ПГ, от 11 мая 2020 года N 229-ПГ, от 17 мая 2020 года N 239-ПГ, от 22 мая 2020 года N 244-ПГ, от 28 мая 2020 года N 263-ПГ, от 01 июня 2020 года №268-ПГ, от 11.06.2020 N 282-ПГ, от 19.06.2020 N 293-ПГ, от 30.06.2020 N 306-ПГ, от 08.07.2020 N 318-ПГ от 23.07.2020 N 344-ПГ, от 01.08.2020 N 353-ПГ, от 06.08.2020 N 354-ПГ, от 20.08.2020 N 374-ПГ, от 18.09.2020 N 414-ПГ, от 25.09.2020 N 420-ПГ, от 01.10.2020 N 429-ПГ, от 07.10.2020 N 439-ПГ, от 15.10.2020 N 455-ПГ, от 19.10.2020 N 463-ПГ, от 31.10.2020 N 485-ПГ, от 06.11.2020 N 496-ПГ, от 09.11.2020 N 502-ПГ, от 20.11.2020 N 518-ПГ, от 26.11.2020 N 530-ПГ, от 11.12.2020 N 558-ПГ, от 12.01.2021 N 1-ПГ, от 21.01.2021 N 16-ПГ, от 08.02.2021 N 33-ПГ, от 12.03.2021 N 67-ПГ, от 25.05.2021 N 138-ПГ, от 13.06.2021 N 178-ПГ.
Действующая редакция Постановления Губернатора Московской области № 108-ПГ введена постановлением от 13.06.2021 года № 178-ПГ. Документ опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru.
Данное постановление принято Губернатором Московской области в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области на основании указанных в нем нормативно-правовых актов, в том числе, Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Законом Московской области № 110/2005-ОЗ «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положением о Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 04.02.2014 № 25/1 «О Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 №2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 31.01.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», от 07.07.2020 № 18 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 03.04.2020 № 10 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», предписанием Главного государственного санитарного врача по Московской области от 29.03.2020 № 50-01/п «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий)», письмом Главного государственного санитарного врача по Московской области от 11.05.2020 N 3573-06 «О рекомендациях по снятию ограничений», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области.
Подпункт 2 пункта 6 постановления Губернатора Московской области №108-ПГ от 12 марта 2020 года (в редакции постановления №344-ПГ от 23.07.2020 года) запрещает проведение на территории Московской области публичных мероприятий, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением.
Приведенное выше положение, как указывает в административном исковом заявлении Савельева Н.В., налагает бланкетный запрет на проведение публичных мероприятий на всей территории Московской области, что нарушает ее законное, гарантированное Конституцией Российской Федерации право собираться мирно, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты и противоречит положениям Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (ч.1 ст.1, ч.65, ст.12) и положениям Устава субъекта. Полагает, что введение ограничений должно приниматься только на основании тщательно собранных и проверенных данных, свидетельствующих об их необходимости. Между тем, в настоящее время нет объективной необходимости в сохранении запрета на проведение публичных мероприятий на территории Московской области, в формулировке, приведенной в оспариваемом положении. Запрет на проведение публичных мероприятий на протяжении года, по мнению заявителя, является несоразмерным вмешательством в права административного истца на свободу собраний. На сегодняшний день на территории Московской области отменены практически все принятые Постановление Губернатора Московской области №108ПГ ограничения, тем не менее, запрет на поведение массовых мероприятий сохранен.
Поскольку на данный момент запрет на проведение публичных мероприятий не отменен, на граждан возложены чрезмерные, несоразмерные ограничения, не обусловленные объективной необходимостью. Просит признать норму постановления противоречащей Конституции Российской Федерации и признать подпункт 2 пункта 6 Постановления Губернатора Московской области №108-ПГ о запрете на проведение публичных мероприятий на территории Московской области недействующим.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель Губернатора Московской области возражала относительно заявленных требований, указала, что оспариваемое постановление принято Губернатором в пределах предоставленных полномочий, порядок принятия и процедура соблюдены. Также указала, что ограничения, введенные на запрет проведения массовых мероприятий отмене не подлежат в виду сложившейся на территории региона сложной эпидемиологической обстановке. Ограничения соответствуют рекомендациям министерства здравоохранения Московской области и Роспотребнадзора, действуют для обеспечения недопущения роста заболеваемости.
Представитель министерства здравоохранения Московской области в судебном заседании подержала представленные возражения, полагала, что с учетом эпидемиологической обстановке в регионе оснований для признания нормативного правового акта недействующим не имеется.
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в отзыве просило отказать в заявленных требованиях.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В.полагавшей, что оснований для удовлетворения требований не усматривается, приходит к выводу об отказе в заявленных требованиях исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе вопросы защиты прав в области жизни и здоровья), обеспечение общественной безопасности относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 22 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения, данные акты, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации и не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Статьи 1 и 10 Закона Московской области № 41/2003-03 «О Губернаторе Московской области» (далее - Закон № 41/2003-03) устанавливают, что Губернатор Московской области является высшим должностным лицом Московской области и возглавляет исполнительную власть Московской области, в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, имеющие юридическую силу на всей территории Московской области.
Согласно статье 12 Закона № 41/2003-03 постановления Губернатора Московской области, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и (или) «Информационном вестнике Правительства Московской области», а также размещению (опубликованию) на интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo. gov.ru).
Днем официального опубликования считается день первой публикации полного текста в указанных средствах массовой информации. Постановления Губернатора Московской области, имеющие нормативный характер, вступают в силу после дня их первого официального опубликования.
Оспариваемое Постановление Губернатора Московской области № 108-ПГ является нормативным актом.
Первоначальный текст Постановления Губернатора Московской области № 108-ПГ опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 12.03.2020 и в издании «Ежедневые Новости. Подмосковье» № 45 13.03.2020 года.
Действующая редакция Постановления Губернатора Московской области №108-ПГ введена постановлением от 13.06.2021 N 178-ПГ, опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru.
Исходя из изложенного, оспариваемый акт принят в соответствии с компетенцией Губернатора Московской области в установленной законом форме и в установленном законом порядке.
Административный истец оспаривает подпункт 2 пункта 6 Постановления Губернатора Московской области №108-ПГ от 12 марта 2020 года «О введении в Московской области режима повешенной готовности для органов управления силами Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» содержащий запрет проведение на территории Московской области публичных мероприятий, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением. Оспариваемая норма в ведена постановлением №344-ПГ от 23.07.2020 года.
В первоначальной редакции нормативный акт запрет с 13.03.2020 на проведение на территории Московской области спортивны, зрелищных и иных массовых мероприятий с числом участников более 5000 человек содержался в пункте 2. В последующем указанная норма претерпела изменение, в частичности пунктом 6 постановления от 29.03.2020 №162-ПГ наложен запрет с 10.04.2020 на проведение на территории Московской области спортивны, зрелищных и иных массовых мероприятий.
Полномочия и компетенция Губернатора Московской области на принятие Постановления Губернатора Московской области №108-ПГ являлась ранее предметом судебной проверки, в том числе по административному делу №3а-1365/2020, судебное решение по которому вступило в законную силу и признано соответствующим нормам действующего законодательства, а поэтому данные обстоятельства в силу положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказываются вновь, и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.
Вместе с тем, подпункт 2 пункта 6 Постановления Губернатора Московской области №108-ПГ о запретить проведение на территории Московской области публичных мероприятий, претерпел трансформацию 23.07.2020 год, то есть после принятия судом решения, самостоятельно не оспаривался и судом на положения Федерального закона от 19.06.2004 №54ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не проверялся. Кроме того, Федеральным законом от 30.12.2020 №497-ФЗ положения данного закона, в том числе статья 12, претерпели изменения после принятого судом решения, поэтому суд счел возможным рассмотрение данного дела по существу.
Оценивая довода административного истца о противоречии оспариваемого положения нормам федерального законодательства суд, исходит из следующего.
Организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно преамбуле названного Федерального закона, его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу данного Федерального закона органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут функционировать в режиме: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации, проводится предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия и ограничительные мероприятия (карантин) (пункты1,2 статьи 2, статьи 6,29,31).
С учетом приведенного правового регулирования Губернаторам Московской области принято Постановление №108-ПГ от 12 марта 2020 года «О введении в Московской области режима повешенной готовности для органов управления силами Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области».
30 января 2020 года по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой короновирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении 49-П от 25.12.2020, выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в ситуациях, связанных с распространением заболеваний, относится по общему правилу к дискреции законодателя, а если такие правовые средства имеют характер мер по ограничению иных прав, то применительно к российской правовой системе - к дискреции федерального законодателя. В то же время отсутствие правового регулирования, адекватного по своему содержанию и предусмотренным мерам чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и здоровью граждан, притом что такая угроза реальна и безусловна, не может быть оправданием для бездействия органов публичной власти по предотвращению и сокращению случаев наступления смертей и тяжелых заболеваний.
Запрет на проведение на территории Московской области публичных мероприятий, установленный подпунктом 2 пункта 6 Постановления Губернатора Московской области №108-ПГ, действующим во взаимосвязи с общей системой конституционно-правового и соответствующего отраслевого реагирования на беспрецедентную угрозу распространения коронавирусной инфекции, преследует конституционно закрепленные цели защиты жизни и здоровья, и является соразмерным.
Подобная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в вышеприведенном Постановлении применительно к нормативному правовому акту, регулирующему вопросы режима повышенной готовности на территории Московской области.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 приведенного федерального закона, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями
Согласно части 1 статьи 8 Закона, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
При таких обстоятельствах, оспариваемые положения подпункта 2 пункта 6 Постановления Губернатора Московской области №108-ПГ предусматривающий запрет на проведение публичных мероприятий, вопреки доводам административного истца, не противоречит положениям Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку данных запрет обусловлен необходимостью оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции, что допускается Конституцией Российской Федерации (ч.3, ст.17, ст.19,55,ч.2, ст.3, ч.3 ст.56), допускающими возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина лишь в целях защиты конституционно значимых ценностей при справедливом соотношении публичных и частных интересов.
Суд полагает необходимым отметить, что определяющую роль в принятии оспариваемой нормы имеют предписания Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей благополучия человека, в том числе Главного государственного санитарного врача по Московской области.
В соответствии с пунктом 2 Предписания 50-01/П от 29.03.2020 года о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий Главным государственным санитарным врачом Московской области предписано утвердить перечень профилактических, противоэпидемиологических и лечебно-диагностических мероприятий, в том числе обязать граждан не покидать место проживания (пребывания), определить, определить исключительные случае, при которых возможен выход граждан из дома.
Данные меры являются требованиями медико-санитарных властей и основаны на положениях части 2 статьи 50, статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, Международными медико-санитарными правилами ММСП 2005, санитарно-эпидемиологическими правилами СП3.4.2318-09 «Санитарная охрана территории Российской Федерации» и СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требовании по профилактике информационных и паразитарных болезней».
Оспариваемая нома была установлена в рамках реализации полномочий по введению режима повышенной готовности на основании и в порядке реализации Федерального закона №68-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции». Правил поведения и предписания Главного санитарного врача по Московской области во исполнение конституционного принципа единства публичной власти.
Согласно части 1 статьи 1 и абзаца шестого статьи 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», право граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено на территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Суд полагает, что в сложившейся ситуации распространение новой коронавирусной инфекции подпадает под предмет правового регулирования Федерального закона №68-ФЗ. Меры по введению повышенной готовности включают в себя возможность регламента права на свободу передвижения в ходе реализации положений указанного закона, законодательства о санитарно-эпидемиологического благополучия населения и приведенного выше предписания Главного санитарного врача Московской области.
В свою очередь принятие мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией обусловлено защитой здоровья и жизни человека, как высшей конституционной ценности, что является непосредственной обязанностью исполнительных органов государственной власти Московской области.
Не состоятельным является и довод административного истца о том, что запрет на проведение публичных мероприятий, установленный оспариваемым положением носит бессрочный и абсолютный характер, поскольку согласно совокупности нормативных правовых актов, позиции органов государственной власти медико-санитарных властей, в том числе письма Главного санитарного врача Московской области от 11.05.2020 №3573-6 осуществляется поэтапное снятие ограничительных мероприятии, что подтверждает временный характер мер по запрету публичных мероприятий, обусловленных оспариваемым пунктом.
Ссылки административного истца на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации о наличии оснований для признания оспариваемой нормы, не действующей не свидетельствуют и не опровергают того, что оспариваемые ограничения преследовали социально значимую, законную цель, основанную на нормах действующего законодательства, при их введении учитывались особенности складывающейся эпидемиологической ситуации на территории Московской области и прогноза ее развития, а также иные имеющие значение для этого обстоятельства, совокупность которых позволяет считать их необходимыми, соразмерными и не свидетельствующими о нарушении конституционных прав административного истца.
Изложенное, позволят суду прийти к выводу, что нормативные положения оспариваемые заявителем соответствуют законодательству имеющими большую юридическую силу по выше приведенных судом основаниям. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований Савельевой Н.В. о признании недействующим пп.2, п.6 Постановления Губернатора Московской области №108-ПГ от 12 марта 2020 года «О введении в Московской области режима повешенной готовности для органов управления силами Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» (в редакции постановления №344-ПГ от 23.07.2020 года) -отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2021 года.
Судья М.Ю. Елизарова