дело № 5-60/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
пгт Пряжа 24 июля 2017 года
Судья Пряжинского районного суда Республики Карелия Ощепков Д.А., при секретаре Ивановой О.В., с участием представителя ОАО «Совхоз «Ведлозерский» - К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Совхоз «Ведлозерский», расположенного по адресу: <адрес>
установил:
ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов при проведении административного расследования на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении молочно-товарной фермы (далее МТФ) <адрес>, принадлежащей Открытому акционерному обществу «Совхоз «Ведлозерский» (далее ОАО «Совхоз «Ведлозерский») было выявлено, что юридическое лицо, допустило нарушение Сан ПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СаН Пин 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», СП 4542-87 «Санитарные правила для животноводческих предприятий», «санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм колхозов, совхозов и подсобных хозяйств, а именно:
на территории сбор и хранение навоза от деятельности МТФ <адрес> проводится прямо на земле без обработки, отсутствует герметичная площадка;
не проводятся мероприятия по обработке навоза и стоков, территория МТФ загрязнена, вокруг разбросаны опилки, навозная жижа, солома; отсутствует программа производственного контроля, которая включает в себя: охрану водоемов от паразитарного загрязнения; использование индустриальных методов дезинвации (обеззараживания); благоустройства населенных пунктов, фермерских, индивидуальных хозяйств, мест отдыха, территорий содержания и убоя скота; поддержание чистоты территорий населенных мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и индивидуальных хозяйств; сбор, хранение и обеззараживание твердых бытовых отходов; обеспечение дезинвазии осадков сточных вод, образующихся на водоочистных станциях и очистных сооружениях канализации, перед их утилизацией; недопущение сброса в поверхностные водоемы сточных вод и их осадков, в том числе животноводческих стоков без проведения непрерывной дезинвазии индустриальными методами; осуществление производственного контроля сточных вод и их осадков на очистных сооружениях канализации, животноводческих комплексах, фермах по паразитологическим показателям;
на МТФ д. Савиново не проводится дезинвазия жидкого навоза и навозных стоков;
в нарушение санитарных норм жидкие стоки от МТФ напрямую отгружаются в яму, не обрабатываются, отсутствуют очистные сооружения;
территория МТФ не соответствует требованиям пунктов 2.2 и 2.3 «Санитарные и ветеринарные правила для молочных ферм, колхозов и подсобных хозяйств», а именно частично обнесена по всему периметру изгородью и полосой зеленых насаждений.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель юридического лица ОАО «Совхоз «Ведлозеркий» К. в судебном заседании вину Общества признала полностью, пояснив, что в настоящее время принят ряд мер, предотвративших сток загрязнений в озеро, а также в срок установленный предписанием Роспотребнадзора допущенные нарушения будут устранены.
Заслушав представителя юридического лица, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение мероприятий по охране окружающей среды от загрязнения возбудителями паразитарных болезней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности ОАО «Совхоз «Ведлозерский» является животноводство. ДД.ММ.ГГГГ в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, прокуратуру Республики Карелия поступило обращение Я. по факту стекания навоза в озеро <адрес>. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГг. главным специалистом – экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Совхоз «Ведлозерский» по ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, а также об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. В рамках проверки ДД.ММ.ГГГГг. был проведен осмотр территории ОАО «Совхоз «Ведлозерский» с участием директора П. Согласно протоколу осмотра принадлежащей юридическому лицу территории от ДД.ММ.ГГГГг. в ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении главным специалистом-экспертом отдела Роспотребнадзора по РК был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, оценив в совокупности, изложенные выше обстоятельства совершения правонарушения, исследовав материалы дела, суд находит, что в действиях ОАО «Совхоз «Ведлозерский» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и вина юридического лица ОАО «Совхоз «Ведлозерский» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий от ДД.ММ.ГГГГ с копией фотографии, протоколом об изъятии вещей и документов, протоколами лабораторных исследований, экспертным заключением, заявлениями Я., сведениями ЕГЮРЛ в отношении ОАО «Совхоз «Ведлозерский», Уставом, копией свидетельства о постановке на учет, копией приказа о назначении исполняющим обязанности Генерального директора ОАО «Совхоз «Ведлозерский» К., протоколом ее опроса.
Протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности, установленных и изложенных в нем нарушений, у суда нет оснований. Доказательства, положенные в основу протокола об административном правонарушении, нахожу допустимыми, поскольку они отражают событие и обстоятельства вменяемого правонарушения.
Руководствуясь разъяснениями, данными в п. 23.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при назначении вида и размера наказания суд считает, что наказание в виде приостановлении деятельности ОАО «Совхоз «Ведлозерский» не может быть применено, так как в протоколе об административном правонарушении должностным органом не указаны и не мотивированы, какие обстоятельства могут влиять на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
В соответствии с санкцией ст. 8.2. КоАП РФ совершение данного правонарушения кроме приостановления деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, признание вины, имущественное и финансовое положение виновного, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, к которым суд относит совершение впервые административного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
Оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным суд не усматривает.
С учетом установленных обстоятельств, считаю возможным назначить ОАО «Совхоз «Ведлозерский» наказание в виде административного штрафа.
Представителем ОАО «Совхоз «Ведлозерский» заявлено ходатайство о снижении административного штрафа по ст. 8.2 КоАП РФ. В обоснование уменьшения размера штрафа Общество ссылается на тяжелое финансовое положение.
В связи с этим, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, отношения привлекаемого лица к совершенному правонарушению, при определении меры наказания суд считает возможным применить правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П.
По мнению суда, предусмотренное для юридических лиц наказание по ст.8.2 в виде минимального штрафа в размере сто тысяч рублей в данном случае не соответствует тяжести совершенного ОАО «Совхоз «Ведлозерский» правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ, является неадекватной мерой ответственности и приведет к ограничению имущественных прав и интересов общества, привлекаемого к административной ответственности.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, а также принимая во внимание установленные судом конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, имущественное положение юридического лица и характер допущенных им нарушений, суд считает возможным назначить Обществу наказание в виде штрафа менее минимального размера.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать Открытое акционерное общество «Совхоз «Ведлозерский» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, по которой назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: реквизиты
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Пряжинский районный суд Республики Карелия.
Судья Д.А. Ощепков