25RS0005-01-2020-003875-64
Гр.дело № 2-27/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Покровка 01 февраля 2021 года
Октябрьского района Приморского края
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Загорулько А.В.,
при секретаре Чирковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» к Шомуродову А.Т. о возмещении ущерба в порядке регресса,
У С Т А Н О В И Л :
Истец АО «Московская акционерная страховая компания» (далее АО «МАКС») обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.
ДД.ММ.ГГГГ в результате действий ответчика, управлявшего транспортным средством «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого причинены механические повреждения транспортному средству «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №. Гражданская ответственность ответчика застрахована в АО «МАКС», полис №, а потерпевшего в САО «ВСК», полис №. САО «ВСК» и АО «МАКС» являются участниками соглашения о прямом возмещении ущерба. Потерпевший, реализуя свое право на прямое возмещение убытков, обратился в САО «ВСК». Согласно соглашению о прямом возмещении убытков ООО «РСА-Клиринг» для расчета между страховыми компаниями сохраняет реестр требований по каждой произведенной выплате. Определяет сумму денежных обязательств каждого страховщика и формирует сводный реестр. По данным этого реестра расчетный банк (где хранятся денежные средства страховщиков) производит списание (зачисление) денежных средств в размерах указанных в сводном реестре. АО «МАКС» в порядке соглашения о прямом возмещении убытков перечислило САО «ВСК» по данному страховому случаю 87 569 рублей.
С учетом положений ч. 1 п. «ж» ст. 14 Федерального закона РФ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», действовавшего на момент заключения договора ОСАГО, к страховщику, выплатившему страховое возмещение переходит право требование потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Ввиду того, что на момент заключения договора ОСАГО пункт «ж» не утратил силу в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то АО «МАКС» имеет право регрессного требования к ответчику. Ответчик не обращался в филиал АО «МАКС» и не направлял иными средствами связи экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП, в связи с чем сумма страхового возмещения подлежит взысканию с ответчика. Просит взыскать с ответчика в возмещение ущерба 87 569 рублей, а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 2827,07 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца на основании заявленного ходатайства.
Ответчик Шомуродов А.Т. исковые требования не признал. Пояснил, что извещение о дорожно-транспортном происшествии передавал в филиал страховой компании АО «МАКС» в <адрес> в течение 5 рабочих с момента ДТП. Адрес нахождения представительства страховой компании в <адрес>, не помнит. Извещение о ДТП было подписано им и аварийным комиссаром. Подписывало ли извещение лицо, пострадавшее в ДТП, не помнит. Факт подачи извещения о ДТП в филиал страховой компании АО «МАКС» ничем подтвердить не может.
Изучив исковые требования, выслушав ответчика, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Шомуродов А.Т., управляя автомобилем ««<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, двигался в районе <адрес> в <адрес>, где совершил столкновение с впереди идущим транспортным средством «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак В 272 КН 125, в результате автомобилю потерпевшего были причинены механические повреждения.
Вина Шомуродова А.Т. в произошедшем дорожно-транспортном происшествии подтверждена материалами дела, ответчиком не оспорена.
В связи с тем, что Шомуродов А.Т. не оспаривал вину в дорожно-транспортном происшествии, то оформление документов о ДТП произведено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Гражданская ответственность владельца транспортного средства «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, застрахована по договору № № от ДД.ММ.ГГГГ в страховой компании АО «МАКС».
Согласно экспертному заключению № № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость затрат на восстановительный ремонт автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № ( с учетом износа) составила 87 569 рублей.
На основании ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» истец перечислил страховой компании потерпевшего САО «ВСК» страховое возмещение в размере 87 569 рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
АО «МАКС» направило ответчику претензию, в которой просило его добровольно возместить убытки, причиненные в результате ДТП в размере 87 569 рублей, которая оставлена без удовлетворения.
В соответствии со ст. 11.1 Закона об ОСАГО оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России.
Согласно пункту 3.6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 431-П, при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств заполняют извещение о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе или в случае, указанном в абзаце шестом настоящего пункта, могут составить его в виде электронного документа. Извещение о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе заполняется обоими водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, при этом обстоятельства причинения вреда, схема дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений удостоверяются подписями обоих водителей. Каждый водитель подписывает оба листа извещения о дорожно-транспортном происшествии с лицевой стороны. Оборотная сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии оформляется каждым водителем самостоятельно.
В соответствии с п. 3.8 заполненные водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные на бумажном носителе в соответствии с пунктом 3.6 настоящих Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Электронное извещение, считается направленным страховщикам, застраховавшим гражданскую ответственность водителей причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, при получении каждым из них в специальном программном обеспечении отчета о направлении электронного извещения. После заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе, составления электронного извещения водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении (составлении) извещения о дорожно-транспортном происшествии любым доступным способом не позднее пяти рабочих дней.
На основании ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Согласно п.п. "ж" п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.04.02 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действовавшей до 01 мая 2019 года, и на дату заключения причинителем вреда договора ОСАГО, и на дату ДТП) к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
Обстоятельством, имеющим значение по данному делу, является факт исполнения ответчиком указанной выше обязанности.
Абзацем третьим п.п. "а" п. 10 ст. 2 Федерального закона от 01 мая 2019 года N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" п.п. "ж" п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО признан утратившим силу. При этом п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01 мая 2019 года N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что п. 8, абз. 3 п.п. "а", п.п. "б" п. 10, п.п. "б" п. 11 ст. 2, ст. ст. 4, 5 и 6 названного Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования, то есть с 01 мая 2019 года.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1). По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. п. 2 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", по общему правилу, к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяется закон, действующий в момент заключения соответствующего договора страхования (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Изменение положений Закона об ОСАГО, Правил после заключения договора не влечет изменения положений договора (в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях), за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 1 и 2 ст. 422 ГК РФ).
В Федеральном законе от 01 мая 2019 года N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не указано, что он распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, в силу изложенных выше обстоятельств и приведенных норм права, поскольку договор обязательного страхования гражданской ответственности был заключен 19 января 2018 года, то есть до 01 мая 2019 года, оснований для применения положений Федерального закона от 01 мая 2019 года N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при разрешении настоящего спора не имеется.
Учитывая, что оформление дорожно-транспортного происшествия происходило без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, а ответчик не направил страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия, у истца возникло право регрессного требования к ответчику.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы ответчика о том, что извещение о ДТП им было представлено в филиал страховой компании АО «МАКС» в <адрес> в течение 5 рабочих дней с момента ДТП, являются голословными и ничем объективно не подтверждены.
По изложенному, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, и взыскании с ответчика в пользу истца в возмещение ущерба в порядке регресса 87 569 рублей.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 2827,07 рублей, которые подтверждены платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» к Шомуродову А.Т. о возмещении ущерба в порядке регресса, удовлетворить.
Взыскать с Шомуродова А.Т. в пользу Акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» в возмещение ущерба в порядке регресса 87 569 рублей, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 2827,07 рублей, а всего 90 396,07 рублей.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 04.02.2021.
Судья А.В. Загорулько