Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-193/2015 (2-846/2014;) ~ М-688/2014 от 04.12.2014

Дело № 2-193/2015

                                                  РЕШЕНИЕ

                                                 Именем Российской Федерации                                           (копия)

27 января 2015 года                                                                                                             г. Канск

Судья Канского районного суда Красноярского края Гришанина Н.В.,

с участием процессуального истца - помощника прокурора Канской межрайонной прокуратуры - Кадач В.И.,

представителя ответчика - Мироновой О.Н.,

при секретаре Манухиной С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора о признании бездействия администрации Краснокурышинского сельсовета Канского района по факту не разработки муниципальных нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции и возложении обязанности по их разработке,

                                               УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с требованием о признании бездействия администрации Краснокурышинского сельсовета Канского района по факту не разработки муниципальных нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции и возложении обязанности по их разработке.

Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка в администрации Краснокурышинского сельсовета, по результатам которой установлено, что правовая основа реализации антикоррупционных мер на территории Краснокурышинского сельсовета в полном объеме не создана. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие кoppyпции в пределах своих полномочий (ч. ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ). Согласно п.38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения. На территории Краснокурышинского сельсовета понастоящего времени не разработан муниципальный нормативный правовой акт, создающий совещательный орган при главе муниципального образования по вопросам противодействия коррупции. Статьей 275 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что лицо, поступающее на должность руководителя муниципального учреждения (при поступлении на работу), и руководитель муниципального учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

На территории сельсовета данный нормативный правовой акт отсутствует.

Администрацией Краснокурышинского сельсовета Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных руководителями муниципальных учреждений, в сети Интернет не разработан.

На муниципальном уровне при наличии соответствующих полномочий правовой акт, регулирующий порядок проведения проверок полноты и достоверности сведений о доходах руководителей муниципальных учреждений не издан. Администрация Краснокурышинского сельсовета уклоняется от реализации возложенных законом, на органы местного самоуправления полномочий.

Просит признать незаконным бездействие администрации Краснокурышинского сельсовета по факту не разработки муниципальных нормативных правовых актов:

-создающих совещательный орган при главе муниципального образования пo вопросам противодействия коррупции;

-утверждающих Порядок предоставления руководителями муниципальных учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

-Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных pyкoвoдитeлями муниципальных учреждений, в сети Интернет;

-Порядок проведения проверок полноты и достоверности сведений о доходах руководителей муниципальных учреждений.

Обязать администрацию Краснокурышинского сельсовета разработать и утвердить в установленном законом порядке данные муниципальные нормативные правовые акты в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Кадач В.И. поддержала требования, объяснив обстоятельства их возникновения.

Представитель ответчика Миронова О.Н. исковые требования признала частично, поскольку действительно не разработали ранее нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции. 19 и 27 января 2015 администрацией Краснокрушинского сельсовета Канского района принято четыре постановления № 2,3,4,5. Данные постановления будут опубликованы в официальном печатном издании. Бездействие не признает, поскольку срок разработки данных актов не установлен, предписание по исполнению не вносилось.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела:

постановление администрации Краснокурышинского сельсовета Канского района № 2 от 19.01.2015 «О создании совещательного органа при главе муниципального образования Краснокурышинского сельсовета пo вопросам противодействия коррупции»;

постановление администрации Краснокурышинского сельсовета Канского района № 3 от 19.01.2015 «Об утверждении Порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений Краснокурышинского сельсовета, и лицами, замещающими данные должности»;

постановление администрации Краснокурышинского сельсовета Канского района № 4 от 19.01.2015 «Об утверждении Порядка предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений Краснокурышинского сельсовета, руководителями муниципальных учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

постановление администрации Краснокурышинского сельсовета Канского района № 5 от 27.01.2015 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера pyкoвoдитeлей муниципальных учреждений и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы главной, ведущей, старшей группы в администрации Краснокурышинского сельсовета на официальном сайте администрации Краснокурышинского сельсовета»,

суд находит, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую ocнову противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обшепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие кoppyпции в пределах своих полномочий (ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 47 приведенного Федерального закона муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с ч. 3 ст. 47 названного Федерального закона порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно п.38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Частью 1 ст. 8 Закона Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3610 «Опротиводействии коррупции в Красноярском крае» установлено, что органы местного самоуправления противодействуют коррупции в пределах своих полномочий путем осуществления мер, предусмотренных федеральным законодательством, а также настоящим Законом, иными законами Красноярского края, нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Красноярского края, а также нормативными правовыми актами иных органов государственной власти и государственных органов Красноярского края, правовыми актами органов местного самоуправления. Аналогичная правовая норма закреплена ч. 1 ст. 5 Закона края № 8-3610.

Частью 2 ст. 5 Закона края № 8-3610 предусмотрено, что органы местного самоуправления могут принимать целевые программы по профилактике и противодействию коррупции, проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводить антикоррупционный мониторинг, участвовать в формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, организовывать информирование граждан о фактах коррупции и о мероприятиях по противодействию коррупции, создавать совещательные органы по противодействию коррупции.

Статьей 275 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что лицо, поступающее на должность руководителя муниципального учреждения (при поступлении на работу), и руководитель муниципального учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

На территории сельсовета данный нормативный правовой акт отсутствует.

В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона №273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, (муниципальные служащие, лица, замещающие должности руководителей муниципальных учреждений) размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Канским межрайонным прокурором оспаривается бездействие администрации Краснокурышинского сельсовета Канского района, которая уклонилась от исполнения обязанности по разработке нормативных правовых актов, во исполнение требований Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

На территории Краснокурышинского сельсовета на муниципальном уровне при наличии соответствующих полномочий до настоящего времени не разработаны муниципальные нормативные правовые акты: о создании совещательного органа при главе муниципального образования по вопросам противодействия коррупции, о Порядке предоставлении и размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных руководителями муниципальных учреждений, в сети Интернет, о Порядке проведения проверок полноты и достоверности сведений о доходах руководителей муниципальных учреждений. Администрация Краснокурышинского сельсовета уклоняется от реализации возложенных законом на органы местного самоуправления полномочий. На момент обращения прокурора в суд с заявлением нормативно-правовые акты не были разработаны.

С учетом изложенного следует признать, что администрация муниципального образования обязана была принять меры к разработке нормативных правовых актов. Факт непринятия администрацией муниципального образования мер до момента обращения прокурора в суд установлен судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в связи с чем на момент обращения с иском имелись все основания для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Краснокурышинского сельсовета в части непринятия мер к разработке муниципальных нормативных правовых актов.

Добровольное удовлетворение администрацией требований прокурора после возбуждения гражданского дела, также по существу свидетельствует об их правомерности. В такой ситуации оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований не имеется. Суд считает необходимым удовлетворить заявленные Канским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования. В связи с добровольным исполнением ответчиком после обращения в суд требований прокурора решение не обращать к исполнению.

           Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                         РЕШИЛ:

          Иск Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Краснокурышинского сельсовета Канского района Красноярского края по факту не разработки муниципальных нормативных правовых актов:

-создающих совещательный орган при главе муниципального образования пo вопросам противодействия коррупции;

-утверждающих Порядок предоставления руководителями муниципальных учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

-Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных pyкoвoдитeлями муниципальных учреждений, в сети Интернет;

-Порядок проведения проверок полноты и достоверности сведений о доходах руководителей муниципальных учреждений.

В связи с добровольным исполнением ответчиком после обращения в суд требований прокурора о разработке и утверждении в установленном законом порядке данных муниципальных нормативных правовых актов, решение не обращать к исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

                        Судья -                                                  Н.В. Гришанина

2-193/2015 (2-846/2014;) ~ М-688/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канский межрайонный прокурор
Другие
Администрация Краснокурышинского сельсовета
Суд
Канский районный суд Красноярского края
Судья
Гришанина Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
kanskray--krk.sudrf.ru
04.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2014Передача материалов судье
09.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2015Судебное заседание
27.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2015Дело оформлено
04.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее