ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 09 июля 2015 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Волгаевой И.Ю.
при секретаре Шамгуновой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лазаревой С.А. к администрации Ленинского района г.Красноярска о признании права собственности на жилое помещение
УСТАНОВИЛ:
Истец Лазарева С.А. обратилась в суд с указанным иском к администрации Ленинского района г.Красноярска, в котором просит признать за ней право собственности жилое помещение – дом, расположенный по адресу: <адрес>
Свои требования мотивирует тем, что в 2008 году истец построила дом по вышеуказанному адресу, который соответствует санитарным правилам и нормам, все работы выполнены в соответствии с действующими строительными нормами, пожарной безопасности. Поскольку постройка данного дома была осуществлена без соответствующих разрешительных документов, т.е. распоряжения о выделении земли под дом, то он попадает под понятие самовольной постройки. В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившем постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
Истец Лазарева С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежаще и своевременно, доверила защиту своих интересов своему представителю Дорошок Е.В.
Представитель истца – Дорошок Е.В., полномочия проверены, в судебном заседании поддержала исковые требования по обстоятельствам изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что согласно полученной истцом информации из Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска вопрос о предоставлении земельного участка будет разрешен после разрешения вопросов о формировании земельного участка и зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества на данном земельном участке.
Представители ответчика администрации Ленинского района г. Красноярска, третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрации г. Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, отзыв на исковое заявление не предоставили.
Третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Лазарев Г.С. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии, с исковыми требованиями согласился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в заочном порядке в соответствие с главой 22 ГПК РФ, против чего представитель истца не возражал.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В силу п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Ст.85 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентами к определенным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно п.12 ст.9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с п. 2, 8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзацем 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство любого объекта капитального строительства должно осуществляться при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, разрешение вопроса о правомерности создания недвижимого имущества зависит от того, был ли предоставлен земельный участок под строительство конкретного объекта, получены ли разрешение на строительство и необходимые согласования, соблюдены ли при строительстве градостроительные и строительные нормы и правила.
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела по адресу: <адрес> расположен одноэтажный трехкомнатный жилой дом общей площадью 39,5 кв.м., жилой площадью 27,4 кв.м, с холодной пристройкой площадью 6,6 кв.м., что подтверждается техническим паспортом, составленным Красноярским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 11.08.2009г. (л.д.10-17).
Согласно кадастрового паспорта № от 23.01.2015г. данный жилой дом имеет кадастровый номер 24:50:0500367:180, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – 23.12.2014г., при этом в разделе особых отметок указано, что в Государственном кадастре недвижимости содержится запись об объекте капитального строительства с аналогичным местоположением литера А1, наименование незавершенный объект строительства, кадастровый номер 24:50:0500367:52.
Как следует из сообщения № от 17.03.2009г. Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю (л.д.7) в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на спорный объект недвижимого имущества отсутствуют.
Из сообщения Департамента градостроительства администрации г.Красноярска №А-6536ск от 03.07.2014г. следует, что работы по формированию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> не осуществлялись. На вышеуказанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества (л.д.44). По сообщениям Департамента градостроительства администрации г.Красноярска №3120-ек от 03.12.2014г. (л.д.62), Департамента муниципального имущества и земельных отношений №13312 от 07.04.2015г., №316 от 09.04.2015г. информация о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют. Аналогичная информация предоставлен филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю», исх.№1-6/06241 от 22.04.2015г. При этом, как следует из письма Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска исх.№Л-7651 от 07.05.2015г. в ответ на обращение Лазаревой С.А. от 21.04.2015г., для формирования земельного участка и рассмотрения вопроса о его предоставлении на объект недвижимости, расположенный на земельном участке должно быть зарегистрировано право собственности.
ООО «ЗемКом» сформирован план границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.41-43).
Согласно сведений, предоставленных Департаментом градостроительства администрации г.Красноярска в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, данный участок не попадает в границы территорий, на которые утверждены документы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г.Красноярска, находится в зоне жилой усадебной застройки (Ж.1) с наложением зон с особыми условиями использования территорий, на которых разрешено размещение усадебных и блокированных жилых домов этажностью не более трех этажей и отступ от красных линий которых составляет не менее 3 метров (исх.№Л-5020-СК от 27.05.2014г.).
Таким образом, поскольку администрацией Ленинского района г. Красноярска, администрацией г. Красноярска, Департаментом муниципального имущества и земельных отношений г.Красноярска не заявлено возражений против удовлетворения исковых требований, более того, Департаментом муниципального имущества и земельных отношений г.Красноярска заявлено о возможности формирования и выделения земельного участка истцу после оформления права собственности на объект недвижимого имущества, притязания иных лиц на данный земельный участок отсутствуют, суд считает возможным прийти к выводу о том, что истец пользуется земельным участком, на котором располагается спорный объект недвижимого имущества, на законных основаниях, с ведома и согласия муниципальных органов.
В соответствии с заключением ООО «СПАС-2007» от 17.12.2014г. эксплуатация жилого дома, расположенного <адрес> соответствует противопожарным требованиям нормативных документов. К аналогичному выводу ранее пришел ст.инженер ГУ «СЭУ ФПС ИПЛ», согласно акту №305 от 22.06.2009г. противопожарное состояние обследованного частного жилого <адрес> не противоречит требованиям пожарной безопасности, позволяет обеспечить соблюдение требований ПБ в период эксплуатации (л.д.8).
Согласно экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» №6713 от 23.12.2014г. условия проживания в жилом доме по адресу: <адрес> соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. При этом, расположение земельного участка соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. СанПиН 2.1.2.2645-10», земельный участок расположен на территории существующей малоэтажной застройки, не входит в санитарно-защитные зоны производственных объектов, не входит в территории зон санитарной охраны источников водоснабжения и санитарно-защитные полосы водопроводов.
В соответствии с техническим заключением ОАО «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект» №4306-52/15 от 12.12.2014г. обследуемый объект недвижимого имущества – одноэтажный деревянный жилой <адрес>, состоящий из основного строения Лит.А1 и холодного пристроя Лит.а1, техническое состояние всех основных несущих и ограждающих конструкций обследуемого жилого дома оцениваются в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» п.3.11 как работоспособное (категория технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений обеспечивается) и они могут быть использованы по своему назначению. Техническое состояние строительных конструкций, качество строительно-монтажных работ, примененные материалы при строительстве, тепло-влажностный режим помещений соответствуют строительным нормам и правилам (СНиП) и обеспечивают дальнейшую безопасную эксплуатацию жилого <адрес> по его назначению на нормативный срок службы и не создают угрозу здоровью и жизни проживающим в нем гражданам.
Истец несет расходы по содержанию жилого дома, что подтверждается платежными документами за декабрь 2013г., май 2014г., июнь 2014г., ноябрь 2014г., январь 2015г., квитанциями от 04.02.2014г., 04.07.2014г., 05.08.2014г., 20.12.2014г., 20.12.2014г., 16.03.2015г., счет-квитанцией за ноябрь 2014г.
При таких установленных обстоятельствах, оценив представленные стороной истца доказательства, учитывая, что спорное жилое помещение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, противопожарным требованиям, располагается на земельном участке, которым истец пользуется с ведома муниципальных органов власти, а также учитывая что в случае признания права собственности на объект недвижимого имущества будет решен вопрос о предоставлении земельного участка истцу, участок находится в зоне жилой усадебной застройки (Ж.1), суд считает возможным признать за Лазаревой С.А. право собственности на спорный объект недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Лазаревой С.А. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (Лит.А1, Лит.а1), общей площадью 39,5 кв.м., жилой площадью 27,4 кв.м, холодным пристроем площадью 6,6 кв.м..
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: И.Ю. Волгаева