Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 мая 2021 года г.Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-613/21 по административному исковому заявлению ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» к начальнику отделения – старшему судебному приставу – исполнителю ОСП Самарского района г. Самары Борзых А.П., ОСП Самарского района г. Самары, УФССП России по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Борзых А.П. вынесено постановление (исполнительное производство №-ИП) о взыскании с ООО «СРПП» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа неимущественного характера (ФС № от ДД.ММ.ГГГГ.), выданного на основании Самарского районного суда г. Самара по делу №. По данному исполнительному документу ООО «СРПП» обязано в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - ФАМРТ) планы на обеспечение транспортной безопасности транспортных средств и обеспечить их утверждение; а также предоставить план обеспечения транспортной безопасности по объекту транспортной инфраструктуры - причальной транспортной инфраструктуры городского округа и обеспечить его утверждение. На данный момент вступили в силу новые требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1637 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта». Согласно новым требованиям необходимо представить в Росморречфлот паспорт обеспечения транспортной безопасности, по форме, приведенной в данных требованиях. К паспорту прилагаются результаты обследования и изучения мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства и другие организационно-распорядительные документы. На данный момент регистрирующие органы не принимают планы обеспечения транспортной безопасности, подготовленные в соответствии с Постановлением Правительства от 16.07.2016 г. № 678. Соответственно ООО «СРПП» необходимо было время для того, чтобы планы обеспечения транспортной безопасности переделать в соответствии с условиями нового Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1638. В настоящее время разработаны, утверждены и готовы к отправке в ФАМРТ паспорта обеспечения транспортной безопасности на «ОМ-338», «ОМ-142», «ОМ-318», «Фарида Муртазина», «Москва-37», «Москва-39», «Москва-95», «Москва-110», «Москва-139». На остальные транспортные средства, а именно «Восход-02», «Восход-07», «Восход-08», «Хивус-1», «Хивус-2», «Хивус-3», «Хивус-4», «Хивус-8», «Нептун-4», «ПС- 296», «Окский-35», «Ингрия-3», в настоящий момент готовятся документы. Таким образом, вина ООО «СРПП» в несвоевременном исполнении судебного решения о отсутствует.
Определением суда в протокольной форме от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего административного ответчика – судебного пристава – исполнителя Иманаевой Е.А. на надлежащего: начальника отделения – старшего судебного пристава – исполнителя ОСП Самарского района г. Самары Борзых А.П.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Административные ответчики: начальник отделения – старший судебный пристав – исполнитель ОСП Самарского района г. Самары Борзых А.П., и представитель УФССП по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо помощник прокурора Куйбышевской транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры в судебном заседании не возражала против удовлетворения административного иска.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, помощника прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 360 КАС РФ следует, что постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Судом установлено, что решением Самарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исковое заявление Куйбышевского транспортного прокурора к ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» об обязании предоставить планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, удовлетворено.
Возложена обязанность на ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, предоставить в ФАМРТ планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств - ОМ-338, ОМ-142, ОМ-318, «Фарида Муртазина», Москва-37, Москва-39, Москва-95, Москва-110, Москва-139, Окский-35, Восход-02, Восход-07, Восход-08, Хивус-1, Хивус-2, Хивус-3, Хивус-4, Хивус- 8, Нептун-4, Нептун-7, Нептун-8, ВРД-819, ПС-296, Ингрия-3 и обеспечить их утверждение; а также представить в ФАМРТ план обеспечения транспортной безопасности по объекту транспортной инфраструктуры - причальной транспортной инфраструктуры городского округа и обеспечить его утверждение.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
На основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Самарским районным судом г. Самары, о возложении обязанности на ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, предоставить в ФАМРТ планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств и обеспечить их утверждение; а также представить в ФАМРТ план обеспечения транспортной безопасности по объекту транспортной инфраструктуры - причальной транспортной инфраструктуры городского округа и обеспечить его утверждение, судебным приставом-исполнителем ОСП Самарского района г. Самары УФССП России по Самарской области Иманаевой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановления о возбуждении направлены сторонам исполнительного производства, а также в орган, выдавший исполнительный документ.
Постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства, в котором указан срок его исполнения – в течение 5-ти суток с момента получения должником копии постановления, ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» получено ДД.ММ.ГГГГ (вх. №).
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения – старшим судебным приставом – исполнителем ОСП Самарского района г. Самары Борзых А.П. вынесено постановление о взыскании с ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП в связи с неисполнением исполнительного документа ФС № в 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается после истечения срока для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю доказательств, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В силу п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно п. 75 указанного Постановления иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
В соответствии с 78 указанного Постановления по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что в целях обеспечения исполнения судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» предпринимаются все необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством.
Так, согласно Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», а именно статьи 4 п. 3 Требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в редакции настоящего Федерального закона), с учетом категорий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные до 02 марта 2019 г., применяются до дня вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 270-ФЗ), с учетом категорий, предусмотренных законодательством РФ в области обеспечения транспортной безопасности.
На данный момент вступили в силу новые требования по обеспечению транспортной безопасности утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 г. № 1637 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта», согласно новым требованиям необходимо представить в Росморречфлот паспорт обеспечения транспортной безопасности, по форме приведенной в данных требованиях. К паспорту прилагаются результаты обследования и изучения мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства и другие организационно-распорядительные документы.
В связи с выходом новых требований по обеспечению транспортной безопасности субъектам транспортной инфраструктуры необходимо провести обследование являющееся приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности и направить данные документы в ФАМРТ. При этом паспорт обеспечения транспортной безопасности и план обеспечения транспортной безопасности это разные документы, разрабатываемые на основании разных нормативно правовых документов.
Согласно новым требованиям субъекту транспортной инфраструктуры необходимо разработать новые организационные документы, заново их согласовать с МВД, ФСБ, Ространснадзором. Далее субъект транспортной инфраструктуры согласно п. 7, п.п. 4 Постановления Правительства РФ от 08 октября 2020 г. № 1637 разрабатывает, утверждает и направляет в ФАМРТ паспорт обеспечения транспортной безопасности.
Так же утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1638 Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта».
Для объектов транспортной инфраструктуры вся процедура по категорированию и разработке документов разрабатываемых для обеспечения транспортной безопасности в связи с выходом новых требований по обеспечению транспортной безопасности запускается заново. Тем самым сначала проводится процедура категорирования, далее проводится и разрабатывается оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и на основании оценки уязвимости разрабатывается план обеспечения транспортной безопасности, все эти процедуры проводятся на основании вновь принятых требований по обеспечению транспортной безопасности.
В связи с тем, что регистрирующие органы не принимают планы обеспечения транспортной безопасности, подготовленные в соответствии с Постановлением Правительства от 16.07.2016 № 678. Соответственно ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» необходимо было время для того, чтобы планы обеспечения транспортной безопасности переделать в соответствии с условиями нового Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1638.
В настоящее время ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» разработаны, утверждены и готовы к отправке в ФАМРТ паспорта обеспечения транспортной безопасности на «ОМ-338», «ОМ-142», «ОМ-318», «Фарида Муртазина», «Москва-37», «Москва-39», «Москва-95», «Москва-110», «Москва-139». На остальные транспортные средства, а именно «Восход-02», «Восход-07», «Восход-08», «Хивус-1», «Хивус-2», «Хивус-3», «Хивус-4», «Хивус-8», «Нептун-4», «ПС- 296», «Окский-35», «Ингрия-3», в настоящий момент готовятся документы.
Согласно п. 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1637 паспорта разрабатываются на суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров. Судно «ВРД-819», согласно документам Российского Речного Регистра не перевозит пассажиров, соответственно на него не требуется паспорт обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» в установленный шестимесячный срок, не представлялось возможным в связи с фактической отменой Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» с ДД.ММ.ГГГГ, на основании Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № и вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1637 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта» и Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта», о чем ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» проинформировало ОСП Самарского района, ДД.ММ.ГГГГ банком было списано со счета ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» 50 000 рублей (исполнительский сбор).
Кроме того, с момента возбуждения исполнительского производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора ДД.ММ.ГГГГ до истечения установленного шестимесячного срока решением суда после вступления его в законную силу (решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ). В связи с чем, вина ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» в несвоевременном исполнении судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. Соответственно оснований для применения в отношении ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» санкций за неисполнение требований исполнительного документа в форме исполнительского сбора не имеется.
Учитывая приложенные в обоснование заявления документы, отсутствие причиненного вреда, степени вины правонарушителя, суд полагает необходимым освободить ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» от исполнительского сбора, в связи с чем, требование об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 183, 363 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» к начальнику отделения – старшему судебному приставу – исполнителю ОСП Самарского района г. Самары Борзых А.П., ОСП Самарского района г. Самары, УФССП России по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, - удовлетворить.
Освободить ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления начальника отделения – старшего судебного пристава – исполнителя ОСП Самарского района г. Самары УФССП России по Самарской области Борзых А.П. от ДД.ММ.ГГГГ года № о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Самарского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.05.2021 года.
Судья: О.П. Коваленко