Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2300/2017 ~ М-1947/2017 от 28.08.2017

Дело № 2-2300/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2017 года г.Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего: судьи Рыжовой Т.В.

При секретаре Вороновой Д.А.

С участием истцов Сульдина А.С.,

Судьдиной А.Р.,

Представителя истца Сульдина А.С. - Юркова А.В.,

Представителя ответчика Администрации г. Лесосибирска -

Журовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сульдина А.С. и Сульдиной А.Р., действующих в своих интересах и как законные представители своих малолетних детей ФИО4 и ФИО5, к Администрации г. Лесосибирска, Правительству Красноярского края, Администрации Губернатора Красноярского края о предоставлении безвозмездной ссуды (сертификата) для строительства (приобретения) жилья,

УСТАНОВИЛ:

Сульдины А.С. и А.Р., действующие в своих интересах и как законные представителя своих малолетних детей ФИО12 и ФИО5., обратились в суд с иском к Администрации г. Лесосибирска, Правительству Красноярского края, Администрации Губернатора Красноярского края о предоставлении безвозмездной ссуды (сертификата) для строительства (приобретения) жилья, мотивируя свои требования тем, что Сульдины А.С., А.Р., ФИО28 являлись собственниками жилого дома, надворных построек, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 24 мая 2017 года, указанное имущество пострадало и не может быть использовано по прямому назначению. Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в г. Лесосибирске были выделены финансовые средства, которые должны были быть направлены и для выплат компенсации за утраченное вследствие чрезвычайной ситуации жилье. Право выбора формы получения компенсации за утраченное жилье принадлежит лицам, лишенным в результате чрезвычайной ситуации принадлежащего им на праве собственности жилья. Однако Администрация г. Лесосибирска лишает истцов права выбора формы получения компенсации. По мнению истцов, последние лишены собственности в результате бездействия государственных органов, которые должны были обеспечить безопасность принадлежащего им на праве собственности имущества. На заявление о предоставлении безвозмездной ссуды для строительства (приобретения) жилья Администрацией г. Лесосибирска Сульдиным было отказано. Просили обязать Администрацию г. Лесосибирска, Администрацию Красноярского края, Правительство Красноярского края предоставить им безвозмездную ссуду (сертификат) в счет компенсации за утраченное в результате чрезвычайной ситуации имущество, состоящее из жилого дома с надворными постройками (гаражом и баней), расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, в размере 100% стоимости утерянного жилья..

В судебном заседании истец Сульдин А.С., его представитель Юрков А.В., истица Сульдина А.Р. исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердили.

Представитель ответчика Администрации г.Лесосибирска Журова М.С. в возражениях показала, что Администрация г. Лесосибирска занималась только составлением списков лиц, пострадавших от чрезвычайной ситуации, для предоставления данных списков в орган исполнительной власти субъекта РФ. Полномочиями для распоряжения денежными средствами, которые выделяются для выплаты соответствующей компенсации, Администрация г. Лесосибирска не наделана.

Представители ответчика Администрации Губернатора Красноярского края в судебное заседание не явился, судом надлежаще уведомлен о времени и месте слушания дела, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Суд находит возможным рассмотреть дело его отсутствие.

Представитель ответчика Правительства Красноярского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыву просил в удовлетворении исковых требований Сульдиных отказать, поскольку для предоставления сертификата гражданам необходимо соблюсти обязательный заявительный порядок реализации права на получение сертификата. Между тем в материалах дета отсутствуют документы, свидетельствующие о соблюдении истцами обязательного порядка реализации права на получение сертификата в соответствии с действующим законодательством. Имеющееся в материалах дела заявление истцов о предоставлении безвозмездной ссуды для строительства (приобретения) жилья, адресованное Администрации г. Лесосибирска, не позволяет квалифицировать его в качестве надлежащего заявления. Процедура предоставления сертификатов гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, предполагающая последовательные действия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта РФ, федеральных органов исполнительной власти, в данном случае не соблюдена. Кроме того, в материалах дела имеются сведения о том, что имущество истцов пострадало в результате чрезвычайной ситуации, в то время, как законодательством предусмотрено, что имущество должно быть утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Представитель третьего лица Красноярского краевого фонда жилищного строительства в судебное заседание не явился, судом надлежаще извещен о времени и месте слушания дела, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыву просил в удовлетворении исковых требований Сульдиных отказать, поскольку на этапе формирования списков граждан, пострадавших в результате пожаров в 2017 году на территории пос.Стрелка гор.Лесосибирска, от Сульдины выбрали форму компенсации в виде строительства индивидуального жилого дома в данном поселке. Соответствующий жилой дом был построен, он отвечал требованиям, предъявляемым к строительству такого типа жилого дома. Однако истцы отказались от заселения.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явился, судом надлежаще извещен о времени и месте слушания дела, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск Сульдиных А.С. и А.Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на: чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей (подп. "а"); чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера (подп. "б"), иные.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, относится к компенсациям и социальным гарантиям. При этом порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750, определяют финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. Данные правила не распространяются на чрезвычайные ситуации муниципального характера.

Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, установлен Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982, Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 N 561.

Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09 октября 1995 года № 982 выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.

На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению N 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.

Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.

Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их.

Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.

Как установлено в суде и никем не оспаривается, Сульдины А.С., А.Р., ФИО28. являются собственниками квартиры, общей площадью 68,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, по ? доли в праве собственности каждый. Истцы также являются собственниками земельного участка, расположенного по тому же адресу, по ? доли в праве каждый. Постановлением Администрации г. Лесосибирска от 24 мая 2017 года № 547 на территории г. Лесосибирска введен режим «Чрезвычайная ситуация». Согласно справке Администрации г. Лесосибирска, последняя подтверждает, что квартира (дом) Сульдиных по адресу: <адрес> и все имущество пострадало в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей 24 мая 2017 года на территории г. Лесосибирска, в том числе в п. Стрелка.

Суд считает, что чрезвычайная ситуация, имевшая место 24 мая 2017 года, относится к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, соответствующее постановление о чрезвычайности ситуации вынесено органом местного самоуправления. Данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.

Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750, на которые ссылаются Сульдины, определяют финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Выводы истцов, по мнению суда, о наличии у них права на получение сертификата в соответствии с указанными Правилами являются ошибочными, поскольку данная форма поддержки граждан (сертификат) осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства РФ на основании решения Правительства РФ в части исполнения расходных обязательств РФ. Данные правила не распространяются на чрезвычайную ситуацию, возникшую в границах муниципального образования.

Более того, предусмотренный порядок (изложен выше) для получения такого сертификата истцами Сульдиными безусловно не соблюден.

Исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного ст. 10 Конституции Российской Федерации, суд не правомочен подменять собою орган государственной власти и принимать судебное решение о возложении обязанности предоставить сертификат в нарушение установленной процедуры.

В судебном заседании также установлено, что на этапе формирования списков граждан, пострадавших в результате пожаров в 2017 году на территории пос.Стрелка гор.Лесосибирска, Администрацией г.Лесосибирска от Сульдиной А.Р. были получены сведения (соответствующее заявление суду представлено) о выборе компенсации в виде строительства индивидуального жилого дома в данном поселке.

Как следует из информации Красноярского краевого фонда жилищного строительства, земельный участок, отобранный Администрацией г.Лесосибирска, полностью отвечает требованиям, предъявляемым к строительству такого типа жилого дома, что подтверждается Техническим отчетом об инженерно-экологических изысканиях Раздела 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» Проектной и рабочей документации по объекту Одноквартирные жилые дома, расположенные в поселке Стрелка городского округа Лесосибирска Красноярского края 1292-17/2-ИЭИ Том 12.5.

Изложенное истцами с учетом правил ст. 56 ГПК РФ не опровергнуто. В судебном заседании на иное не указано.

В соответствии с условиями Мероприятия 18, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 514-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан» в рассматриваемой ситуации на строительство и приобретение жилых домов (жилых помещений) в муниципальных образованиях края предусмотрено предоставление субсидии Красноярскому краевому фонду жилищного строительства (с целью обеспечения жилыми помещениями, в том числе граждан, пострадавших от пожаров в 2017 года).

Таким образом, истцами было реализовано право на получение компенсации в виде строительства индивидуального жилого дома, соответствующий     индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> был построен, передан истцам, однако истцы отказались от заселения в данный дом. Соответствующий акт в деле имеется, истцами не оспорен.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Сульдиных А.С. и А.Р. надлежит отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сульдина А.С. и Сульдиной А.Р., действующих в своих интересах и как законные представители своих малолетних детей ФИО4 и ФИО5, к Администрации г. Лесосибирска, Правительству Красноярского края, Администрации Губернатора Красноярского края о предоставлении безвозмездной ссуды (сертификата) для строительства (приобретения) жилья отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.

Председательствующий: Т.В.Рыжова

2-2300/2017 ~ М-1947/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сульдин Алексей Сергеевич, Сульдина Алла Робертовна, Сульдина Надежда Алексеевна, Сульдин Алексей Алексеевич
Ответчики
Правительство Красноярского края
Администрация Красноярского края
Администрация г. Лесосибирска
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Рыжова Т.В.
Дело на странице суда
lesosib--krk.sudrf.ru
28.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2017Передача материалов судье
28.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2017Судебное заседание
07.11.2017Судебное заседание
13.12.2017Судебное заседание
18.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2018Дело оформлено
03.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее