РЕШЕНИЕ
20 августа 2018 г. <адрес>
Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Прокосова М.М., при секретаре судебного заседания Цыреновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ТСЖ «Лидер» Сафоновой Н. Н. на постановление и.о руководителя Межрайонной ИНФС России № по РБ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к Сафоновой Н.Н. административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Межрайонной ИНФС России № по РБ от ДД.ММ.ГГГГ председатель ТСЖ «Лидер» Сафонова Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Сафонова Н.Н. подала жалобу, в которой просит отменить вышеназванное постановление и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что ТСЖ, в силу своего правового статуса не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Члены ТСЖ вносят обязательные платежи и взносы на содержание некоммерческой организации и ведение уставной деятельности. В этой связи положениями ФЗ № 54-ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Налоговой орган неверно отнес деятельность ТЖС «Лидер» к бытовым услугам «услуги по уборке и обслуживанию жилых домов, квартир….» код услуги 81.21.10., в связи с чем, неправильно применил нормы материального права. ТСЖ соответствует коду 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение на договорной основе» при этом в соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ № 54-ФЗ расчеты при приеме за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт… вправе не применять контрольно – кассовую технику и не выдавать бланки строгой отчетности до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Сафонова Н.Н., ее представитель Балалаева О.И. доводы жалобы поддержали. Дали пояснения аналогичные жалобе. Пояснили, что согласно уставу, уставной деятельностью ТСЖ является совместное управление общим имуществом в многоквартирных домах и обеспечение их эксплуатации. Обязанности по выдаче квитанции, при помощи контрольно – кассовых аппаратов у ТСЖ не имеется. Опалта принималась у члена ТСЖ Кобрина В.В. за содержание и текущий ремонт, что является уставной деятельностью ТСЖ. Более того, при проведении проверки налоговым органом не исследовался вопрос о членстве в ТСЖ. При этом они давали пояснения о том, что все собственники жилых помещений является членами ТСЖ и вносят членский взнос. Просят жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить.
Представители МРИ ФНС № по РБ по доверенностям Николаева Е.В., Манзаев Б.Г. возражали против удовлетворения жалобы, представили письменный отзыв, суду пояснили, что действительно в постановлении указан неверный код по ОКВЭД, но данное обстоятельство не опровергает доводы налогового органа и не нарушает права и законные интересы товарищества. Более того это была лишь описка, которую до настоящего времени налоговый орган не устранил. ТСЖ вправе не применять контрольно – кассовую технику, если платежи относятся к категории вступительных, членских, целевых взносов некоммерческой организации на покрытие расходов, понесенных с осуществлением уставной деятельности, так как их уплата в кассу ТСЖ не является операцией по реализации товаров, и следовательно, не подпадает под действие Закона № 54-ФЗ. В данном случае в кассу ТСЖ от Кобрина В.В. поступили иные денежные средства, не являющимися членскими взносами, не целевыми. При этом денежные средства от не членов ТСЖ должны приниматься в соответствии с Законом № 54-ФЗ. Вопрос о том, являются ли членами ТСЖ все собственники домов, в ходе проверки не устанавливался. Изменения, внесенные в Закон № 54-ФЗ вступили в действие лишь с ДД.ММ.ГГГГ при том, что правонарушение совершено Сафоновой Н.Н. до указанной даты. Просят в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав названных лиц, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере соблюдения установленного порядка осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ, а в части, касающейся административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин, - на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил использования контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 222-О, применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок, что отражается на определении налоговой базы и размере налогов, подлежащих уплате. Такая мера призвана осуществить должный контроль со стороны налоговых органов за движением наличных денежных средств и формированием налоговой базы.
Отношения, связанные с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", указанный федеральный закон требует применения контрольно-кассовой техники каждой организацией и индивидуальным предпринимателем в случае продажи ими товаров (оказания услуг или выполнения работ) и выдачи покупателям (клиентам) кассового чека в момент оплаты.
В силу ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", налоговым органам предоставляется право проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
По смыслу п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 506, Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядок и условиями ее регистрации и применения.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и в ходе проведения должностными лицами МРИ ФНС № России по РБ на основании поручения руководителя № от ДД.ММ.ГГГГ проверки Товарищества собственников жилья «Лидер», установлено, что ТСЖ «Лидер» в нарушение требований ст. ст. 1.2, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в период времени с 10.05.2017г. по 09.06.2017г. допущено осуществление налично-денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи квитанций, без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ).
Законом о применении контрольно-кассовой техники в ст. 2 четко определены виды деятельности (полный перечень), при осуществлении которых, в силу "специфики деятельности либо особенностей местонахождения" организаций и индивидуальных предпринимателей, допускаются денежные расчеты без применения ККТ. При этом деятельность некоммерческой организации, созданной собственниками жилья для управления многоквартирным домом - товарищества собственников жилья, в этот перечень не входит.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Кроме того, статьей 1.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ предусмотрено понятие "расчеты" - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Вместе с тем, из устава ТСЖ «Лидер», утвержденного протоколом общего собрания членов ТСЖ «Лидер2 от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что товарищество создано для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах и обеспечение их эксплуатации.
В силу п. 2 ст. 291 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ, товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданным для совместного управления общим комплексом имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 152 ЖК РФ установлено, что товарищество собственников жилья наделено правом осуществлять обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 5 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 152 ЖК РФ товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности, в том числе обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме. Эта деятельность является одним из видов уставной деятельности, во исполнение которой создано само товарищество.
Из буквального токования указанных норм следует, что товарищество собственников жилья создано для управления собственным имуществом без извлечения прибыли, и не осуществляет деятельность, отличную от интересов собственников жилья.
В ходе проверки налоговым органом установлено что член ТСЖ «Лидер» <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. внес денежные средства в размере 8225,50 руб., в том числе за содержание и текущий ремонт, отопление, холодное водоснабжение, КНС, ГВС, электроэнергию, целевой взнос и капитальный ремонт. Такие же платежи поступили от члена ТСЖ «Лидер» <данные изъяты> в размере 8306,97 руб.
Налоговый орган, привлекая председателя ТСЖ «Лидер» Сафонову Н.Н. к административной ответственности, исходил из того что согласно перечня кодов услуг в соответствии с общероссийским классификатором продукции по экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, содержание и текущий ремонт общего имущества ТСЖ следует классифицировать как жилищные услуги, предоставляемых жильцам МКД организациями различных организационно – правовых форм «услуги по уборке и обслуживанию жилых домов, квартир…» (код услуги 81.21.10).Таким образом деятельность ТСЖ приравнена к оказанию жилищных услуг, что в свою очередь, является основанием для распространения на ТСЖ «Лидер» положений ФЗ от 22.05.2003г. № 54-ФЗ.
В этой связи довод налогового органа о том, что в постановлении допущена описка является необоснованным, так как исходя из указанного кода услуги ТСЖ «Лидер» в лице председателя привлечено к административной ответственности.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данным выводом административного органа.
Так, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ТСЖ «Лидер» является код 68.32.1 – управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
При этом данная услуга, по коду ОКВЭД 81.21.10. – услуги по общей уборке зданий, включает в себя услуги по уборке и обслуживанию жилых домов, услуги по мытью и натирке полов, услуги по чистке стен внутри помещения, услуги по полировке мебели прочие, услуги по обслуживанию зданий и сооружений, включая мелкий ремонт.
В этой связи суд приходит к выводу об ошибочном отнесении налоговым органом деятельности ТСЖ «Лидер» к виду экономической деятельности, осуществляя которую юридическое лицо обязано применять контрольно – кассовую технику.
Безусловно, в случае оказания услуг, не относящихся к уставной деятельности товарищества, обязанность по выдаче квитанции у ТСЖ «Лидер» сохраняется. Однако в данном случае ТСЖ оказало члену ТСЖ <данные изъяты> услугу по сбору обязательных платежей, что прямо соответствует уставной деятельности товарищества.
В данном случае денежные средства приняты от члена ТСЖ <данные изъяты> для целей деятельности товарищества, в связи с чем не могут относится к расчетам для целей ФЗ от 22.05.2003г. № 54-ФЗ.
Как установлено в судебном заседании заявитель <данные изъяты>. является членом ТСЖ, вносит членские взносы в размере 10 руб. ежемесячно, при этом налоговым органом не выяснялся факт членства собственников жилья в товариществе, однако в постановлении ссылается на то, что товарищество обязано применять контрольно – кассовую технику при расчетах с не членами ТСЖ.
Анализируя вышеуказанное, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях председателя ТСЖ «Лидер» Сафоновой Н.Н. состава административного правонарушения и наличии оснований для прекращения производства по делу
Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.
К элементам состава административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
В любом случае о наличии состава правонарушения речь может идти только тогда, когда лицо, совершившее противоправное деяние, является именно тем субъектом, которому за это деяние статьями КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В данном случае, суд приходит к выводу о том, что председатель ТСЖ «Лидер» Сафонова Н.Н. не является лицом, в отношении которого распространяется действие ФЗ «№ 54-ФЗ, в связи с чем не является субъектом вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя ТСЖ «Лидер» Сафоновой Н.Н. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу председателя ТСЖ «Лидер» Сафоновой Н. Н. удовлетворить.
Постановление и.о руководителя Межрайонной ИНФС России № по РБ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к Сафоновой Н.Н. административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ отменить.
Производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья М.М.Прокосова