Дело № 2-2124/2016 мотивированное решение составлено 08.08.2016.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Первоуральск 02 августа 2016 года.
Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Кутенина А.С.,
с участием истца Зыряновой О.А., представителя истца Светлакова А.Н., представителя ответчика Проскуряковой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Васильевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2124/2016 по иску Зыряновой ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Первоуральск о признании права на предоставление жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, обязании поставить на учет для целей получения жилого помещения, об установлении факта нахождения без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Зырянова О.А. обратилась в суд с иском, в котором просит суд признать за ней право на обеспечением жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городскому округу Первоуральск (далее Управление социальной политики г. Первоуральска) поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях предоставления специализированного жилого помещения. В обоснование иска указала, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец истца юридически отсутствовал, мать находилась в местах лишения свободы и над Зыряновой (в девичестве Коровиной) О.А. была установлена опека. С 1986 года до момента совершеннолетия истец находилась на полном государственном обеспечении в детском доме, а затем в интернате. По достижению 18 лет истцу жилье предоставлено не было, на учет для обеспечения жилым помещением она поставлена не была. На ее заявление с просьбой поставить на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, ответчик отказал по причине того, что на момент обращения Зырянова О.А. достигла возраста 23 лет. Отмечает, что она не была осведомлена о своем праве обратиться с заявлением о постановке на учет в целях получения жилого помещения, о данном праве она узнала после достижения 23-летнего возраста и незамедлительно обратилась с соответствующим заявлением о постановке на учет. Полагает, что решение ответчика об отказе в постановке на учет для целей получения жилого помещения незаконно и препятствует ей – Зыряновой О.А. – в реализации своего права на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо этого, просит установить юридический факт нахождения без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и признать ее лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку документы, достоверно подтверждающие данное обстоятельство, отсутствуют.
В судебном заседании представитель истца Светлаков А.Н., действующий по устному ходатайству, в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в исковом заявлении основаниям. Суду пояснил, что принадлежность истца к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается материалами дела. Установление данного юридического факта необходимо Зыряновой О.А. для реализации своего права на предоставление жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Квартира, в которой была зарегистрирована истец до момента изъятия из семьи в Чкаловском районе г.Свердловска в 1986 году, за Зыряновой О.А. не закреплена, в настоящее время регистрации в данной квартире истец нее имеет и зарегистрироваться в ней не может без согласия собственников. После окончания обучения в интернате истец посетила данную квартиру и выяснилось, что там проживают посторонние люди. В период прохождения обучения Зыряновой О.А. было предоставлено койко-место в комнате. Данное помещение, где она значится зарегистрированной, предоставлено временно, на период пока она не будет обеспечена жилым помещением, отвечающим требованиям благоустроенности.
Истец Зырянова О.А. в судебном заседании исковые требования и пояснения своего представителя поддержала.
Представитель ответчика Управления социальной политики г.Первоуральска Проскурякова Ю.В. в судебном заседании с иском не согласилась. Суду пояснила, что не оспаривает факт нахождения истца в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку это не противоречит материалам дела. Вместе с этим, Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на лиц данной категории в возрасте от 18 до 23 лет. Поскольку на момент обращения в Управление социальной политики г.Первоуральска Зырянова О.А. достигла возраста 23 лет, не установлена принадлежность ее к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Управление в соответствии с законом приняло решение об отказе в постановке Зыряновой О.А. на жилищный учет.
Третье лицо Белкина О.А. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. В предыдущем судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. С учетом мнения сторон суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как следует из обстоятельств дела, Коровина О.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением Чкаловского районного отдела народных депутатов Исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ №-а определена в детский дом № 1 г.Первоуральск (л.д. 15). Согласно данному решению у Коровиной О.А. отца юридически нет, а мать осуждена.
Факт того, что отец Коровиной О.А. отсутствует, а мать осуждена к лишению свободы также подтверждается актом Отдела народного образования Исполкома Чкаловского райсовета народных депутатов г.Свердловска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). Путевкой № от ДД.ММ.ГГГГ Коровина О.А. направлена в детский дом № 9 по причине того, что ее одинокая мать осуждена (л.д. 70).
Решением Исполнительного комитета Первоуральского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-в Белкина О.А. назначена опекуном Коровиной О.А., поскольку отец ребенка Коровин А.В. в ее свидетельстве о рождении записан со слов матери, а мать – Коровина Л.П. воспитанием девочки не занимается, ее место пребывания неизвестно (л.д. 61).
Справкой Управления образования Администрации муниципального образования «город Первоуральск» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Коровина О.А. осталась без попечения родителей в 1986 года и находилась под опекой (л.д. 69).
Также факт нахождения истца на государственном обеспечении подтверждается и справкой Первоуральского детского дома № 1 от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Коровина О.А. являлась воспитанницей школы-интернат № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72).
После регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ Коровиной О.А. присвоена фамилия Зырянова (л.д. 18).
Факт нахождения истца в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей подтверждается как иными письменными материалами дела, так и пояснениями третьего лица Белкиной О.А. – в прошлом опекуна Коровиной О.А.
Поскольку документы, устанавливающие нахождение в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, а отсутствие надлежащего документального подтверждения принадлежности к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, препятствует истцу в реализации своего права на обеспечение жилым помещением, то установление данного факта имеет для Зыряновой О.А. юридическое значение.
Таким образом, суд считает, что факт того, что Зырянова О.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, полностью нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Совокупность представленных доказательств, отсутствие каких-либо возражений со стороны иных лиц дает суду основание для признания Зыряновой О.А. лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с тем, что иным образом истец не может установить факт нахождения без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает требования в данной части подлежащими удовлетворению.
ДД.ММ.ГГГГ Зырянова О.А. обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на жилищный учет как лица, относящегося к категории лиц, оставшихся без попечения родителей (л.д. 13).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке на учет истцу было отказано по причине достижения Зыряновой О.А. возраста 23 лет, а также отсутствия документального подтверждения принадлежности к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 35).
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
К указанной категории лиц Федеральный закон относит детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет (статья 1 Закона).
Соответственно, по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие Зыряновой О.А. на учете нуждающихся в жилом помещении без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
На момент достижения истцом совершеннолетия в 1999 году, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусматривала возможность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением только в случае отсутствия за указанными лицами закрепленного жилого помещения.
Действующая редакция Закона № 159-ФЗ исключила понятие закрепленности, а указывает на объективную нуждаемость, а именно: лица, относящиеся к указанной категории не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма; не являются членами семьи нанимателя по договору социального найма; не являются собственником жилого помещения, а если и являются, то если их проживание в этих жилых помещениях невозможно.
Как установлено судом, при помещении истца в детский дом, за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 52). Сведения о сохранности жилого помещения отсутствуют. Несмотря на отсутствие у истца жилого помещения, Зырянова О.А. на жилищный учет поставлена не была. В судебном заседании не оспорено, что на период прохождения обучения в училище истец была зарегистрирована в комнате общежития по адресу: <адрес>.
Вместе с этим, в соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что до вступления в силу изменений, внесенных в Федеральный закон № 159-ФЗ, Зырянова О.А. не реализовала свое право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Бремя негативных последствий ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления своей обязанности по обеспечению истца, как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не может быть возложено в настоящее время на истца, как на наименее защищенного участника спорных правоотношений, и не может являться основанием для лишения его конституционного права на жилище.
Данные обстоятельства не были учтены при рассмотрении Управлением социальной политики г. Первоуральска заявления Зыряновой О.А. о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что истец на праве собственности каких-либо жилых помещений не имеет (л.д. 23).
При таких обстоятельствах, причины, по которым Зырянова О.А. не смогла реализовать свое право на обеспечение жильем, следует признать уважительными, а заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Зыряновой ФИО2 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Первоуральск о признании права на предоставление жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, обязании поставить на учет для целей получения жилого помещения, об установлении факта нахождения без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворить.
Установить факт того, что Зырянова ФИО3 является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Признать Зырянову Оксану Александровну лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать право Зыряновой ФИО4 на предоставление жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Обязать ТОИОГВ Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Первоуральск поставить на учет для целей получения жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области Зырянову ФИО5.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.
Председательствующий: