Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1675/2015 ~ М-1789/2015 от 18.05.2015

Дело № 2-1675/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Ширяева А.С.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

представителя истца ФИО1ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя ответчика – войсковой части ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

помощника прокурора <адрес> ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, МВД Российской Федерации – войсковая часть 3737 о возмещении вреда, причиненного здоровью,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением (впоследствии уточненным) к Министерству финансов Российской Федерации, МВД Российской Федерации – войсковая часть 3737 о возмещении вреда, причиненного здоровью.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Шпаковский районный суд <адрес> с исковым заявлением к войсковой части 3737 о возмещении вреда, причиненного его здоровью, в обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части 3737 с/ч он исключён из списков личного состава войсковой части и со всех видов довольствия на основании приказа KB CKO ВВ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ л/с о его увольнении по состоянию здоровья.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу на различных должностях Внутренних войск МВД РФ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением командира войсковой части 3737 от ДД.ММ.ГГГГ освидетельствован Госпитальной военно-врачебной комиссией войсковой части 3057 и признан ограниченно годным к военной службе и причинной связью увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания явилась - Военная травма (свидетельство о болезни от ДД.ММ.ГГГГ № 2139).

С мая 2007 года признан инвалидом второй группы. Группа инвалидности установлена бессрочно.

В соответствии с актом исследования от ДД.ММ.ГГГГ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Бюро судебно-медицинской экспертизы», применительно к п. 15 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 789, п.22 «Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 56, утрата профессиональной трудоспособности у ФИО1 составляет 70%.

Основанием иска явились также постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 9, постановление Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 6, постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №13-П, постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-П, требования статей 1084-1086, 318, 1091-1092 ГК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ решением Шпаковского районного суда <адрес> исковые требования ФИО1 были удовлетворены в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда решение Шпаковского районного суда <адрес> отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к войсковой части 3737 ВВ МВД РФ о взыскании возмещения компенсации вреда, причиненного здоровью, отказано в полном объеме.

Свой отказ Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда мотивировала тем, что возможность возмещения причиненного ФИО1 вреда здоровью в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей вреда исключается, поскольку установить причинителя вреда, а также его вину, не представляется возможным.

Судебная коллегия также указала, что из материалов дела усматривается и подтверждено представителем истца в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, что ФИО1 получил страховые выплаты, связанные с причинением вреда здоровью в результате военной травмы. Двойное возмещение вреда действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, суд указал, что ФИО1, избрав пенсию по выслуге лет, утратил право на получение ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровью.

Истец указывает, что Конституционный суд РФ в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 8-П указал, что применительно к возмещению вреда военнослужащим, которые получили увечье (ранение, травму, контузию) в условиях боевых действий при исполнении обязанностей военной службы и впоследствии стали инвалидами, в случаях, когда непосредственный причинитель вреда не установлен, отсутствие в правовом регулировании надлежащего правового механизма возмещения вреда указанным гражданам, сопоставимого по объему и характеру с существующими и применяемыми в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению как по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, так и в соответствии со специальным законом, в частности для граждан, подвергшихся радиации вследствие техногенных катастроф, для участников групп особого риска, означает, что законодатель не достиг цели, которая преследуется при охране такого блага, как здоровье человека (Определение от ДД.ММ.ГГГГ № 276-О).

Положения п. 1 и абзацев 1 и 2 п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» имеют целью обеспечение в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих - инвалидов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, осуществления гарантированных им Конституцией Российской Федерации прав и компенсации последствий изменения их материального и социального статуса.

Между тем, выплачиваемые данной категории граждан наряду со специальным пенсионным обеспечением страховые суммы и единовременные пособия восполняют утраченный заработок лишь в течение непродолжительного периода (25 - 75 месяцев), тогда как полная или частичная утрата военнослужащим трудоспособности, вызванная увечьем (ранением, травмой, контузией), носит долговременный, как правило пожизненный, характер. Следовательно, действующий публично-правовой механизм возмещения вреда военнослужащим, получившим увечье (ранение, травму, контузию) и уволенным по состоянию здоровья в связи с невозможностью продолжения военной службы, не исключает случаев, когда причитающиеся им выплаты (в том числе пенсия по инвалидности, выплаты в рамках системы социальной защиты, единовременное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию) не компенсируют в надлежащем объеме материальные потери, связанные с невозможностью продолжения военной службы, то есть непосредственно не гарантирует адекватное возмещение утраченного заработка (денежного довольствия).

Следовательно, положения пункта 1 и абзацев 1 и 2 п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы, - нарушают права военнослужащих и не соответствуют статьям 7 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), 41 (ч. 1) и 59 (ч. 1 и 2) Конституции РФ.

Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 26.01.2010 года № 1, в пунктах 27, 28 указал, что согласно статье 1085 ГК РФ в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включается: утраченный потерпевшим заработок (доход), под которым следует понимать средства, получаемые потерпевшим по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, интеллектуальной) до причинения увечья или иного повреждения здоровья. При этом надлежит учитывать, что в счет возмещения вреда не засчитываются пенсии, пособия и иные социальные выплаты, назначенные потерпевшему как до, так и после причинения вреда, а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья; б) расходы на лечение и иные дополнительные расходы (расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т.п.). Судам следует иметь в виду, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.

В отличие от утраченного заработка (дохода), размер дополнительных расходов не подлежит уменьшению и при грубой неосторожности потерпевшего, поскольку при их возмещении вина потерпевшего в силу п. 2 ст. 1083 ГК РФ не учитывается.

Размер утраченного заработка потерпевшего, согласно п. 1 ст. 1086 ГК РФ, определяется в процентах к его среднему месячному заработку по выбору потерпевшего - до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае отсутствия профессиональной трудоспособности - до утраты общей трудоспособности.

Определение степени утраты профессиональной трудоспособности производится учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (Постановление Правительства РФ от 16.12.2004 года «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»), а степени утраты общей трудоспособности - судебно-медицинской экспертизой в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения (ст. 52 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 22.07.1993 года № 5487-1).

Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается в порядке, установленном п. 3 ст. 1086 ГК РФ. При этом учитываются все виды оплаты труда потерпевшего как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом, и не учитываются выплаты единовременного характера (п. 2 ст. 1086 ГК РФ). Утраченный заработок (доход) потерпевшего подлежит возмещению за все время утраты им трудоспособности.

В силу п. 5 ст. 1086 ГК РФ, если в заработке (доходе) потерпевшего до причинения ему увечья или иного повреждения здоровья произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (если его заработная плата по занимаемой должности повышена, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания образовательного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка может учитываться заработок (доход), который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

Согласно расчету истца, ежемесячная денежная компенсация вреда, причиненного здоровью ФИО1, будет составлять 48100 рублей : 100% х 70% = 33670 рублей.

Кроме того, в постановлении Конституционного Суда РФ от 19.05.2014 года № 15-П указано, что Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», закрепляющий основания и условия пенсионного обеспечения указанных в нем лиц, предусматривает для тех из них, кто стал инвалидом вследствие военной травмы, увеличение размера пенсии за выслугу лет (инвалидам I группы - на 300 процентов расчетного размера пенсии, инвалидам II группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, инвалидам III группы - на 175 процентов расчетного размера пенсии), которое определяется исходя из расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, предусмотренном п.п. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ №О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и подлежит пересмотру одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии (пункт «а» ст. 16, ч. 1 ст. 46).

Данное увеличение размера пенсии за выслугу лет не имеет, таким образом, характера самостоятельной выплаты - оно входит в размер пенсии за выслугу лет и может быть назначено лишь тем гражданам из числа бывших военнослужащих и приравненных к ним лиц, признанных инвалидами вследствие военной травмы, у которых возникло право на пенсию за выслугу лет, обусловленную, по общему правилу, определенной законом продолжительностью службы (ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).

Таким образом, истец указывает, что по своей правовой природе ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения материальных и социальных потерь, возникающих в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, не связана напрямую с другими выплатами, в том числе пенсионными, и мерами социальной поддержки военнослужащих и направлена, также как ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, исключительно на социальную защиту инвалидов в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Между тем, увеличение пенсии за выслугу лет и ежемесячная денежная компенсация в связи с инвалидностью вследствие военной травмы различаются по своей правовой природе и целевому назначению, а потому не могут рассматриваться как аналогичные выплаты, осуществляемые в системе социальной защиты по одному основанию, тем более что федеральный законодатель, установив данную ежемесячную денежную компенсацию, не изменил правила назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.

На основании изложенного, истец ФИО1 просит суд обязать Министерство финансов РФ и войсковую часть 3737 обеспечить ему выплату ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровью, в размере 33670 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО1ФИО3, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – войсковой части ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Ранее представителем ответчика – войсковой части ФИО5 суду представлены письменные возражения на исковое заявление ФИО6, согласно которым в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 14000 рублей - инвалиду первой группы; 7000 рублей - инвалиду второй группы; 2800 рублей - инвалиду третьей группы.

В соответствии с Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»», назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 (статьи 1064 - 1101) ГК РФ, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Из приведенной нормы во взаимосвязи с иными нормами главы 59 ГК РФ, в том числе ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и ст. 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, следует, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.

Таким образом, возможность возмещения вреда здоровью на основании главы 59 ГК РФ исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину.

Из материалов дела следует, что ответчик (то есть войсковая часть 3737) непосредственным причинителем вреда не является, каких-либо противоправных действий по отношению к ФИО1 не совершала, доказательств вины ответчика в причинении вреда его здоровью в суд также не представлено, в связи с чем, правовые основания для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, по правилам главы 59 ГК РФ отсутствуют.

Истец в своем исковом заявлении указывает, что избрав пенсию по выслуге лет, он утратил право на получение ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровью. Представитель ответчика обращает внимание, что ФИО1 избрал, то есть изъявил свое волеизъявление, добровольно избрал себе вид пенсии.

На основании изложенного, представитель ответчика просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возмещении вреда, причиненного здоровью, отказать в полном объеме.

Представитель ответчика – Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Помощник прокурора <адрес> ФИО7 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно статье 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со статьей 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу на различных должностях Внутренних войск МВД РФ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением командира войсковой части 3737 от ДД.ММ.ГГГГ № 41, ФИО1 освидетельствован Госпитальной военно-врачебной комиссией войсковой части 3057 и признан ограниченно годным к военной службе, причинной связью увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания явилась - Военная травма, что подтверждается свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ № 2139.

ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части 3737 с/ч ФИО1 исключён из списков личного состава войсковой части и со всех видов довольствия на основании приказа KB CKO ВВ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ л/с о его увольнении по состоянию здоровья.

Также судом установлено, что с мая 2007 года ФИО1 признан инвалидом второй группы. Группа инвалидности установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 № 4215143, выданной ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с имеющимся в материалах дела актом исследования от ДД.ММ.ГГГГ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Бюро судебно-медицинской экспертизы», применительно к п. 15 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 789, п.22 «Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 56, утрата профессиональной трудоспособности у ФИО1 составляет 70%.

Решением Шпаковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО1 к войсковой части 3737 ВВ МВД РФ о взыскании возмещения компенсации вреда, причиненного здоровью. Суд обязал войсковую часть 3737 ВВ МВД РФ назначить ФИО1 ежемесячную денежную компенсацию вреда, причиненного здоровью, с ноября 2011 года. Также суд взыскал с войсковой части 3737 ВВ МВД РФ в пользу ФИО1 единовременно задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровью, за период с ноября 2008 года по октябрь 2010 года в размере 489934 рубля, расходы по оплате проведения судебно-медицинской экспертизы в размере 9280 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в размере 25000 рублей.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Шпаковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к войсковой части 3737 ВВ МВД РФ о взыскании возмещения компенсации вреда, причиненного здоровью, отказано в полном объеме.

В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 14000 рублей - инвалиду первой группы; 7000 рублей - инвалиду второй группы; 2800 рублей - инвалиду третьей группы.

В соответствии с Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»», назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Центром финансового обеспечения Отдела пенсионного обслуживания ГУ МВД РФ по <адрес>, пенсионер ФИО1 получает пенсию по линии МВД за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ года. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, произведены выплаты в размере 41155 рублей, в том числе: пенсия – 31974 рубля 27 копеек, ежемесячное материальное обеспечение – 1000 рублей, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего в случае установления инвалидности вследствие военной травмы – 8180 рублей 73 копейки.

Из ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ года, данного войсковой частью 3737 МВД РФ, в связи с апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ года, основания для назначения ежемесячной денежной компенсации ФИО1 у войсковой части 3737 отсутствуют.

В обоснование заявленных исковых требований ФИО1 ссылается на постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 15-П, в котором указано, что Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», закрепляющий основания и условия пенсионного обеспечения указанных в нем лиц, предусматривает для тех из них, кто стал инвалидом вследствие военной травмы, увеличение размера пенсии за выслугу лет (инвалидам I группы - на 300 процентов расчетного размера пенсии, инвалидам II группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, инвалидам III группы - на 175 процентов расчетного размера пенсии), которое определяется исходя из расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, предусмотренном п.п. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и подлежит пересмотру одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии (пункт «а» ст. 16, ч. 1 ст. 46).

Однако, положения п. «б» ч.1 ст.5, ст. 19, п. «а» ст.21 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», регламентируют порядок назначения пенсии при наступлении инвалидности по причине увечья или иного повреждения здоровья, связанных с осуществлением служебной деятельности, а не ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровьем.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», также не регламентируют порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровью.

Статьями 16 и 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определен объем и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного при исполнении обязанностей военной службы.

Пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона предусмотрено государственное личное страхование военнослужащих за счет средств федерального бюджета.

Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав, а также осуществляется социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» определены размер страховой суммы и порядок ее выплаты, в том числе, в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (п. 2 ст. 5, ст. 11).

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ, устанавливающий денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 названного Федерального закона при установлении военнослужащему в период прохождения военной службы либо после увольнения с военной службы инвалидности II группы вследствие военной травмы, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере 7000 рублей.

Статьей 6 данного Федерального закона установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, в соответствии с пунктом 18 которых ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, то есть с ДД.ММ.ГГГГ - со дня вступления в силу Федерального закона, предусмотревшего такое право.

Как следует из разъяснений постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 15-П по делу о проверке конституционности части 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» назначение ежемесячной денежной компенсации в связи с инвалидностью вследствие военной травмы производится, по общему правилу, теми пенсионными органами, которые осуществляют пенсионное обеспечение соответствующих государственных служащих.

Как ранее было установлено судом, ФИО1 является пенсионером МВД РФ и получает пенсионное обеспечение в отделе пенсионного обслуживания МВД РФ по <адрес> как ветеран боевых действий, инвалид II группы, получивший военную травму.

Истец ФИО1, в обоснование заявленных исковых требований, ссылается на статьи 1084-1086 ГК РФ, регламентирующие компенсацию вреда здоровью. Однако, данные положения закона в данном случае неприменимы.

Так, согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 (статьи 1064 - 1101) ГК РФ, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В системной связи со статьей 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.

Таким образом, возможность возмещения перечисленным в статье 1084 ГК РФ лицам причиненного вреда здоровью на основании главы 59 ГК РФ исключается, если не установлена вина ответчика или их должностных лиц в причинении данного вреда (Определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 18-КГ13-120).

Между тем обстоятельств, свидетельствующих о том, что ответчик – войсковая часть 3737 МВД РФ является непосредственным причинителем вреда здоровью ФИО1, либо совершали какие-либо противоправные действия по отношению к нему или имелись иные доказательств вины ответчика в причинении вреда здоровью истца, судом не установлено, в связи с чем, правовые основания для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, по правилам главы 59 ГК РФ у суда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, МВД Российской Федерации – войсковая часть 3737 о возмещении вреда, причиненного здоровью – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.С. Ширяев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1675/2015 ~ М-1789/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Корнев Андрей Георгиевич
Ответчики
МВД РФ воинская часть 3737
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Ширяев Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
oktyabrsky--stv.sudrf.ru
18.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2015Передача материалов судье
22.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.06.2015Предварительное судебное заседание
25.06.2015Предварительное судебное заседание
06.07.2015Предварительное судебное заседание
17.07.2015Предварительное судебное заседание
23.07.2015Судебное заседание
27.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2017Дело оформлено
23.06.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее