Дело № 12-58/2018
РЕШЕНИЕ
г. Оха Сахалинской области | 25 октября 2018 года |
Судья Охинского городского суда Сахалинской области Андреева Т.Б., при секретаре Овчинниковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Молчанова Андрея Анатольевича на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области, начальника отдела организации деятельности особо охраняемых природных территорий и биоразнообразия департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Чернявской Е.Г. № 16-ЧЕ от 30 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Молчанова А.А.
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области, начальника отдела организации деятельности особо охраняемых природных территорий и биоразнообразия департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Чернявской Е.Г. № 16-ЧЕ от 30 мая 2018 года Молчанов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
В жалобе Молчанов А.А. просит постановление должностного лица отменить, ссылаясь на то, что пребывание на территории заказника было вынужденное в связи с суровыми погодными условиями. Также ссылается на малозначительность деяния, поскольку причинение вреда окружающей среде отсутствует.
Молчанов А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Должностное лицо, вынесшее постановление, извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представителя на основании доверенности не направило. В связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав Молчанова, исследовав материалы дела и доводы жалобы, допросив свидетеля ФИО5, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон "Об охране окружающей среды". Этот же федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с учетом основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в статье 3 указанного федерального закона.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 58, пунктам 1 и 2 статьи 59 этого же федерального закона природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещается. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в пункте 2 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" различаются следующие категории данных территорий: а) государственные природные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. На основании пункта 3 статьи 2 этого же федерального закона законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Согласно пп. «б» части 1 статьи 6 Областного закона Сахалинской области "Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области" от 21.12.2006 №120-ОЗ ( в ред. от 13.04.2018) в Сахалинской области с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий к категориям особо охраняемых природных территорий областного значения относятся: а) природные парки; б) государственные природные заказники; в) памятники природы; г) дендрологические парки и ботанические сады.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения, могут иметь различный профиль, в том числе могут быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях (пункты 1 и 3, подпункт "б" пункта 4 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Приложением к Закону "Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области" от 21.12.2006 №120-ОЗ ( в ред от 13.04.2018) государственный природный заказник «Тундровый» создан в соответствии с Конвенцией между Правительством СССР и Правительством Индии «Об охране перелетных птиц, находящихся под угрозой исчезновения, а также среды их обитания» от 08.10.1984.
Согласно Положению о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Тундровый», утвержденного постановлением Администрации Сахалинской области от 08.10.2008 №320-па ( в ред. 09.11.2012), государственный природный биологический заказник " Тундровый" расположен на территории муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области, с севера, в частности, от устья реки Теньги по границе защитных лесов с левого (вверх против течения реки) берега до устья левого притока реки Средняя Теньги, далее по границе защитных лесов с левого (вверх против течения реки Средняя Теньги) берега до стыка кварталов 152 - 153 - 160 - 161 Северного участкового лесничества Охинского лесничества, далее по северной границе кварталов 161, 162, 163, 164 Северного участкового лесничества Охинского лесничества до административной границы муниципального образования городской округ "Охинский" с целью - поддержания целостности естественных природных сообществ;
- охраны мест гнездования, массового скопления и отдыха во время перелета водоплавающих и других перелетных птиц;
- сохранения и воспроизводства редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области, и мест их обитания;
- охраны исконной среды обитания северо-западной популяции дикого северного оленя;
- сохранения и воспроизводства ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении видов зверей и птиц: бурого медведя, дикого северного оленя, выдры, соболя, американской норки, рябчика, уток и других;
- охраны среды мест обитания и путей миграций ценных охотничьих зверей и птиц;
- охраны и сохранения в естественном состоянии лесных сообществ северной тайги и тундровых ландшафтов.
На территории заказника запрещается посещение и пребывание граждан в любых целях без специального разрешения (пропуска), выдаваемого Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ( п. 5.1 Положения).
Охрану территории Заказника осуществляют должностные лица Охинского лесничества (ст. 6 Положения).
Ст. 12 Областного закона от 21.12.2006 №120-ОЗ невыполнение или нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области влечет ответственность, установленную федеральными законами и законами Сахалинской области.
Как следует из материалов дела, 7 апреля 2018 г. старшим государственным инспектором Сахалинской области на территории Охинского лесничества Сахалинской области по государственному надзору в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения Ыргановым С.А. в ходе проведения рейдового мероприятия на территории государственного природного биологического заказника «Тундровый» муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области в устье р. Теньги в географических координатах 52 °41"16,1’’ СШ и 141° 50’01,5’’ ВД обнаружен гр. Молчанов А.А. на снегоходе Ямаха ВК-50 без регистрационного знака, у которого вопреки требованиям действующего законодательства отсутствовало разрешение на посещение особо охраняемой территории.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Молчанова А.А. к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.04.2018 ( люд.26-27), планом- схемой территории заказника, фототаблицей, Положением о государственном природном биологическом заказнике регионального значения Сахалинской области «Тундровый», объяснениями Молчанова А.А. (л.д.18-19), протоколом об административном правонарушении (л. Д. 16-17) и другими доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что 07.07.2018 около 13 часов при осмотре территории заказника «Тундровый» в Охинском лесничестве в устье р.Теньги обнаружен Молчанов А.А., двигавшийся на снегоходе без номерного знака со стороны залива, к лесничему домику. У Молчанова отсутствовало разрешение на пребывание на территории заказника. Показания данного лица согласуются с другими доказательствами, установленными по делу, не доверять которым у суда оснований не имеется.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Выводы должностного лица суда о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, соответствуют положениям действующего законодательства, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Молчанов принял все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено.
Доводы Молчанова А.А. о вынужденной остановке на территории заказника опровергаются показаниями свидетеля ФИО6, о том, что 06 и 07 апреля 2017 года погодные условия позволяли Молчанову А.А. соблюсти запрет на пребывание на территории заказника, который последним был проигнорирован. Как установлено судом и следует из представленных материалов, Молчанов А.А. прибыл и находился на территории заказника без соответствующего разрешения продолжительное время, более суток. При этом ему было достоверно известно о нахождении на территории заказника в нарушение требований закона. Обстоятельства, при которых Молчановым А.А. совершено настоящее административное правонарушение, и его действия не отвечают условиям, при наличии которых в соответствии со статье 2.7 КоАП возникает состояние крайней необходимости.
Оснований для признания правонарушения, вмененного Молчанову А.А. малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым, не имеется, учитывая характер правонарушения и конкретные обстоятельства дела, а также вид и минимальный размер назначенного административного наказания.
Постановление о привлечении Молчанова к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.39 КоАП РФ. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
В удовлетворении жалобы Молчанова А.А. - отказать.
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области, начальника отдела организации деятельности особо охраняемых природных территорий и биоразнообразия департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Чернявской Е.Г. № 16-ЧЕ от 30 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Молчанова А.А. - оставить без изменения.
Судья Т.Б.Андреева