3а- 30 /2021
50OS0000-01-2019-001125-09
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2021г. гор. Красногорск
Московская область
Московский областной суд
в составе председательствующего судьи Першиной С.В.
с участием прокурора Виноградовой Т.С.
при секретаре Гриценко О.Н., Пронине М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 3а- 30 /2021 по административному иску ТСН «Петровское», СНТ «Союз-2», СНТ «Люкс Проект» к Совету депутатов городского округа Истра Московской области
об оспаривании решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области № <данные изъяты> в части включения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в территориальную зону <данные изъяты>;
решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области № <данные изъяты> в части включения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в функциональную производственную зону;
решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области № <данные изъяты> в части включения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в территориальную производственную зону,
у с т а н о в и л :
Решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от <данные изъяты> утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области.
Решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от <данные изъяты>.
Решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от <данные изъяты>
ТСН «Петровское», СНТ «Союз-2», СНТ «Люкс Проект» обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным и дополненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области № 14/13 от 23.11.2017г. « Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области» в части включения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в территориальную зону <данные изъяты>; решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области № 1/16 от 20.12.2019г. «Об утверждении Генерального плана городского округа Истра Московской области» в части включения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в функциональную производственную зону; решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области № 6/2 от 19.03.2020г. «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области» в части включения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в территориальную производственную зону.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются смежными землепользователями по отношению к земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты>; указанные земельные участки имеют общую границу, а потому включение территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в функциональную производственную зону в Генеральном плане; а также в территориальную зону <данные изъяты> и территориальную производственную зону – в Правилах землепользования и застройки нарушает права административных истцов, постоянно проживающих в границах принадлежащих им земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, гарантированные Конституцией РФ.
Градостроительный регламент территориальной зоны <данные изъяты>, в состав которой по Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра 2017г. вошли земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, предусматривает такие виды разрешенного использования земельных участков, как: <данные изъяты>
Вместе с тем, в соответствии со Схемой территориального планирования Истринского муниципального района, утв. решением Совета депутатов Истринского муниципального района № <данные изъяты> на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, вошедших впоследствии с состав <данные изъяты>, было запланировано размещение объектов капитального строительства местного значения многофункционального и общественного назначения. Данное обстоятельство в силу п.3 ст. 4 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» исключало возможность перевода земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности…» для размещения производственных объектов, и как следствие, исключало возможность их включения в зону <данные изъяты>, поскольку в соответствии с п.2 ч.1 ст. 34 ГрК РФ границы территориальных зон в правилах землепользования и застройки должны устанавливаться с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
При подготовке проекта Генерального плана, как и при подготовке оспариваемых Правил землепользования и застройки, ответчик не учел, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> не относятся к землям промышленности, перевод данных участков в категорию «земли промышленности» из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в 2013 году был незаконным.
В результате утверждения Генерального плана было необоснованно изменено ранее утвержденное в Схеме территориального планирования градостроительное решение о планируемом развитии территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, а именно: решение о размещении на данной территории объектов капитального строительства местного значения общественного и многофункционального назначения.
19.03.2020г. Совет депутатов городского округа Истра Московской области принял решение № <данные изъяты>, в результате чего зона <данные изъяты>, в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> преобразована в производственную территориальную зону (зона П).
Таким образом, вместо приведения Правил землепользования и застройки в соответствие с ранее утвержденным градостроительным решением в Схеме территориального планирования, ответчик необоснованно изменил данное градостроительное решение посредством утверждения Генерального плана и изменил/ привел Правила землепользования и застройки в соответствие с вновь утвержденным Генеральным планом, проигнорировав доводы смежных землепользователей о нарушении прав.
В связи с изложенным, оспариваемые решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области являются незаконными и необоснованными в части принятых решений относительно территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>.
Административный ответчик –Совет депутатов городского округа Истра Московской области представил письменные возражения на указанное административное исковое заявление, в которых указал, что оспариваемые в части решения приняты Советом депутатов в рамках его компетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат действующего федеральному законодательству, не нарушают прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
От заинтересованных лиц администрации городского округа Истра, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области поступили письменные отзывы на иск, в которых просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
От заинтересованного лица ООО «Индустриальный парк «Ориентир» поступили возражения на административный иск, в которых указано на отсутствие правовых оснований для его удовлетворения. По обстоятельствам дела указывает, что действующим гражданским и градостроительным законодательством не установлено запрета на то, что функциональные и территориальные зоны «П» (зоны производственного назначения) не могут соседствовать с сельскохозяйственными землями или землями иного функционального или территориального зонирования. Кроме того, при проектировании и строительстве любого промышленного объекта устанавливается санитарно-защитная зона, как это предусмотрено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ 25.09.2007 г. № 74 (далее - Правила о санзонах). В пункте 2.1 Правил о санзонах установлено, что данные правила приняты в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1 Правил о санзонах). Таким образом, права административных истцов на благоприятную окружающую среду гарантированы требованием законодательства Российской Федерации об установлении санитарно-защитных зон от промышленных объектов. Ввиду изложенного, Генплан г.о. Истра и ПЗЗ г.о. Истра нельзя признать нарушающими права административных истцов на благоприятную окружающую среду, в части установления зоны «П» для Земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>.
Кроме того, оспариваемые в части нормативные правовые акты не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Схема территориального планирования Истринского муниципального района Московской области 2012 года, на которую ссылаются административные истцы в обоснование иска, и оспариваемый в части Генеральный план г.о. Истра - это документы одного уровня. Таким образом, Генеральный план г.о. Истра ни при каких обстоятельствах не может противоречить Схеме территориального планирования Истринского муниципального района Московской области, не обладающей высшей юридической силой по отношению к Генплану г.о. Истра.
В судебное заседание административные истцы ТСН «Петровское», СНТ «Союз», СНТ «Люкс Проект», их представители, не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены.
Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа Истра <данные изъяты> она же представляющая по доверенности интересы заинтересованного лица администрации г.о. Истра, иск административного истца не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области <данные изъяты> по доверенности также просил отказать в удовлетворении исковых требований административных истцов.
Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> также просила отказать в удовлетворении исковых требований административных истцов по доводам, изложенным в письменных возражениях. По обстоятельствам дела дополнила, что в 2020 году земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> были трижды преобразованы, в результате чего участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> прекратили существование, созданы новые участки с измененной конфигурацией, с задействованием территории участков, прекративших существование. Таким образом, вместо участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> созданы новые с кадастровыми номерами: <данные изъяты>; <данные изъяты>. С 08.12.2020г. собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора <данные изъяты> полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению. суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа, по которым органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 1 статьи 24, части 1 статьи 32, части 1 статьи 33 ГрК РФ генеральный план, правила землепользования и застройки городского округа, в том числе внесение в них изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).
Решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 20.12.2019 № 1/16 «Об утверждении генерального плана городского округа Истра Московской области» утвержден генеральный план городского округа Истра Московской области.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Истринские вести» № 78 от 27.12.2019г. и размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» администрации городского округа Истра Московской области.
В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Истра Московской области Совет депутатов городского округа является выборным представительным органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с п.6 ст. 45 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Иные муниципальные правовые акты подлежат опубликованию (обнародованию), если это прямо установлено федеральными законами, Уставом и законами Московской области, настоящим уставом, нормативными правовыми актами муниципального образования, в порядке и сроки, установленные соответствующими правовыми актами.
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в городском округе Истра, - газете "Истринские вести".
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса, согласно части 3 которой, подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 указанного Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана городского округа Истра Московской области подготовлен на основании Государственной программы Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017-2021 годы, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 25 октября 2016 г. № 791/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2017 - 2021 годы".
В соответствии с Постановлением Главы городского округа Истра от 12.02.2018 №17/2 «О проведении публичных слушаний» срок проведения Публичных слушания по проекту генерального плана городского округа Истра Московской области был установлен с 17.02.2018 по 28.04.2018.
Постановление Главы городского округа Истра от 12.02.2018г. №17/2 «О проведении публичных слушаний» опубликовано в газете «Истринские вести» №13 от 17.02.2018, а также на официальном сайте администрации городского округа Истра http://istra-adm.ru/. Демонстрационные материалы Проекта генерального плана городского округа Истра в виде карты границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, карты планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования, карты функциональных зон муниципального образования опубликованы в газете «Истринские вести» №14 от 22.02.2018, а также размещены на официальном сайте администрации городского округа Истра.
Публичные слушания по проекту генерального плана городского округа Истра были проведены в соответствии с Положением об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Истра от 30.08.2017г. №4/9, в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Все поступившие в установленном порядке предложения и замечания по проекту Генерального плана были рассмотрены Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки и по организации и проведению публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа Истра и отражены в заключении по результатам публичных слушаний по проекту Генерального плана.
Решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 23.11.2017 № 14/13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Истринские вести», выпуск от 2.12.2017г. и размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» администрации городского округа Истра Московской области.
Решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 19.03.2020 № 6/2 утверждены изменения в Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Истринские вести», выпуск от 28.03.2020г. и размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» администрации городского округа Истра Московской области.
Порядок подготовки и утверждение правил землепользования и застройки, а также внесения в них изменений определен статьей 31 Градостроительного кодекса, согласно части 3 которой, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с положениями статей 5,31 ГрК РФ принятию оспариваемых решений предшествует процедура публичных слушаний по вопросу обсуждения проекта правил землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Истра Московской области.
В соответствии с указанными нормами постановлением Главы городского округа Истра Московской области от 15.05.2017 № 84/5 «О проведении публичных слушаний» были назначены публичные слушания по проекту «Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области» и утвержден график проведения публичных слушаний в населенных пунктах городского округа Истра. Срок приема письменных предложений и замечаний по проекту ПЗЗ был установлен с 19.05.2017 по 07.06.2017 включительно. Данное постановление было опубликовано в газете «Истринские вести» и размещено на официальном сайте администрации городского округа Истра http://istra-adm.ru/.
Публичные слушания по проекту ПЗЗ были проведены в порядке, установленном действовавшим на момент проведения публичных слушаний Положением «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории Истринского муниципального района Московской области», утвержденным решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 03.09.2015 №7/7.
Все замечания и предложения, поступившие в администрацию городского округа Истра в рамках проведения публичных слушаний, были рассмотрены комиссией по подготовке правил землепользования и застройки и по организации и проведению публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории Истринского муниципального района и отражены в заключении о результатах публичных слушаний, в последующем опубликованном в выпуске № 40 от 16.06.2017 газеты «Истринские вести».
В рамках выполнения мероприятий Государственной программы Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 791/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017-2024 годы» был разработан проект «Внесение изменений в «Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра».
Постановлением главы городского округа Истра от 12.08.2019 № 708/8 «О проведении публичных слушаний» были назначены и проведены в соответствии с графиком публичные слушания по Проекту ПЗЗ.
Согласно п. 4 постановления главы городского округа Истра от 12.08.2019 № 708/8 предложения и замечания по Проекту ПЗЗ от участников публичных слушаний принимались с 23.08.2019 по 26.10.2019 включительно.
В рамках проведения публичных слушаний участниками публичных слушаний были представлены замечания и предложения по Проекту ПЗЗ. Все поступившие замечания и предложения были рассмотрены Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки и по организации и проведению публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа Истра, действующей в соответствии с постановлением главы городского округа Истра Московской области от 13.02.2018 № 18/2 «Об утверждении «Положения о Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки и по организации и проведению публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа Истра» и отображены в Заключении по результатам публичных слушаний по Проекту ПЗЗ. Указанное заключение опубликовано на официальном интернет-сайте администрации городского округа Истра http://istra-adm.ru/и в газете «Истринские Вести», в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ и п. 15.3 Порядка предоставления предложений и замечаний по вопросу, рассматриваемому на публичных слушаниях в сфере градостроительной деятельности.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что оспариваемые решения Совета депутатов г.о. Истра Московской области приняты в соответствии с предоставленными нормами федерального, регионального и муниципального законодательства, действующего на момент их принятия, полномочиями, компетентным нормотворческим органом, с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24, 25, 31 - 33 ГрК РФ, в редакциях, действующих на момент их принятия, в том числе с проведением публичных слушаний по проектам генерального плана, правил землепользования и застройки и вносимых в них изменений, принятием названных нормативных правовых актов на заседаниях Совета народных депутатов г.о. Истра при наличии необходимого кворума в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой, порядок введения их в действие и опубликования не нарушен.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Разрешая требования о признании не действующими Правил землепользования и застройки от 23.11.2017г., суд установил, что спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне комплексного и устойчивого развития территории (<данные изъяты>) на карте градостроительного зонирования.
По делу установлено и никем из участников процесса не оспаривалось, что Правила землепользования и застройки принимались в условиях отсутствия в городском округе генерального плана, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, по своему характеру первичного перед правилами землепользования и застройки, что не противоречит части 4 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия для устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки обеспечить справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, а также в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (часть 3); деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов (часть 34).
Частью 7 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" закреплена обязанность уполномоченных органов привести правила землепользования и застройки в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в части установления территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию в срок до 1 июля 2017 года.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (пункт 9 статьи 1, пункт 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что при установлении в Правилах землепользования и застройки территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, изменяются правовой режим, порядок и условия ее освоения.
Градостроительный регламент территориальной зоны <данные изъяты> содержит требуемые параметры, связанные в частности с определением максимального процента застройки в границах земельного участка, расчетной численностью населения, минимальной обеспеченностью объектами коммунальной инфраструктуры, видами разрешенного использования земельных участков, что свидетельствует о том, что на данной территории, куда вошел спорный земельный участок, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Статьи 46.9 и 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют порядок и условия реализации положений генеральных планов и правил землепользования и застройки в части осуществления двух видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории: по частной инициативе, то есть по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества либо на основании решения органа местного самоуправления. Обе эти модели регулируются различными правовыми нормами и предусматривают свою последовательность действий. При этом сама процедура комплексного развития территории может быть реализована только после принятия и утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также определения в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию.
Так, согласно части 2 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления принимается уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа при наличии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Приведенные положения действующего федерального законодательства свидетельствуют о том, что принятию решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, равно как и заключению договора либо соглашения при осуществлении комплексного развития территории по инициативе правообладателей, и их реализации предшествует установление в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию.
Учитывая изложенное, выделение на карте градостроительного зонирования территории <данные изъяты> является правомерным.
Таким образом, само по себе отнесение смежных по отношению к административным истцам земельных участков, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, прав заявителей не нарушает, в связи с чем оснований для признания не действующими Правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> не имеется.
Исходя из того, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, входящие в зону <данные изъяты>, с 2013 года относились к категории земель «земли промышленности», следует вывод, что при установлении в Правилах землепользования и застройки территориальной зоны <данные изъяты>, административным ответчиком в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации была учтена сложившаяся планировка территории и существующее землепользование. Нарушений в этой части не установлено.
Довод административных истцов о том, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> на момент принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки не относились к землям промышленности, а перевод данных участков в категорию «земли промышленности» из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в 2013 году был незаконным, противоречит фактическим обстоятельствам дела и собранным доказательствам.
Вступившим в законную силу решением Московского областного суда от 30.09.2020г. отказано в удовлетворении административного искового заявления ТСН «Петровское», СНТ «Союз-2», СНТ «Люкс Проект» к Правительству Московской области об оспаривании постановления Правительства Московской области от 13.02.2013г. № 70/4 «О переводе из одной категории в другую земельных участков, расположенных в Истринском муниципальном районе». Данным судебном актом, имеющим преюдициальное значение по вопросу законности перевода земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в категорию «земли промышленности» из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в 2013 году, установлено, что порядок перевода спорных земельных участков из одной категории в другую был соблюден, получены все необходимые согласования уполномоченных органов; перевод земельных участков осуществлен в соответствии с действующими на тот момент градостроительными решениями.
Решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 20.12.2019 № 1/16 «Об утверждении генерального плана городского округа Истра Московской области» утвержден генеральный план городского округа Истра Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Исходя из смысла статьей статей 2, 9 и 23 ГрК РФ генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.
Территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
Таким образом, отнесение земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> к производственной функциональной зоне направлено на долгосрочное планирование территории муниципального образования, а не на фиксацию существующего положения.
При разрешении требований административных истцов в указанной части суд принимает во внимание, что в рамках подготовки постановления Правительства Московской области от 13.02.2013 № 70/4 «О переводе из одной категории в другую, расположенных в Истринском муниципальном районе» были получены заключение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 19.12.2012 <данные изъяты> о возможности изменения категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию земли «промышленности» земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> кроме того, произведенный судом апелляционной инстанции в рамках разрешения административного дела № 66а-425/2021 анализ документов, подтверждающих кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на 13.02.2013г. показал, что по состоянию на вышеуказанную дату указанные участки не могли быть отнесены к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, так как существенного превышения среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району не было установлено.
Доводы административных истцов о необходимости учета в положениях генерального плана положений Схемы территориального планирования Истринского муниципального района также не основаны на нормах закона.
В соответствии с Законом Московской области от 22.02.2017 № 21/2017-03 «Об организации местного самоуправления на территории Истринского муниципального района» муниципальное образование Истринский муниципальный район Московской области преобразован в муниципальное образование городской округ Истра Московской области.
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона №131-Ф3 муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
Таким образом, законодательством не предусмотрено обязательное соответствие муниципальных правовых актов муниципального образования, принятых до и после его преобразования.
Решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 19.03.2020 № 6/2 утверждены изменения в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7, 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Таким образом, учитывая положения генерального плана, согласно внесенным изменениям в правила землепользования и застройки земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> были отнесены к территориальной зоне П, градостроительный регламент которой предусматривает виды разрешенного использования земельных участков соответствующие функциональному назначению Территории в генеральном плане.
Таким образом, с учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, процедура принятия и опубликования не нарушена; соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ТСН «Петровское», СНТ «Союз-2», СНТ «Люкс Проект» к Совету депутатов городского округа Истра Московской области об оспаривании решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области № <данные изъяты> в части включения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в территориальную зону <данные изъяты>; решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области № <данные изъяты> в части включения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в функциональную производственную зону; решения <данные изъяты> в части включения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в территориальную производственную зону.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Першина
Мотивированное решение изготовлено 14.05.2021г.