№2-2672/18-2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2018 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Мазаловой Е.В.,
при секретаре Барковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Гончаровой Любови Григорьевны и Гончаровой Полины Сергеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Курске Курской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений за умершее застрахованное лицо,
УСТАНОВИЛ:
Гончарова Л.Г. обратилась в суд с иском к УПФР в г.Курске Курской области, в котором просит восстановить ей срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в органах Пенсионного фонда РФ. В обоснование заявленного требования указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж ФИО1 На момент смерти в специальной части его индивидуального лицевого счета учтены страховые взносы, уплаченные страхователями (работодателями) на накопительную часть трудовой пенсии. Ссылаясь на ст.38 ФЗ от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», на то, что ей не было известно, что денежные средства накопительной части умершего застрахованного лица выплачиваются его правопреемникам, а также о сроке обращения по данному вопросу, просила восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением в пенсионный орган.
Гончарова П.С., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, заявила самостоятельные исковые требования, в которых просила восстановить ей срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений после смерти отца ФИО1 в органах Пенсионного фонда РФ. Также указала на незнание сроков и порядка обращения.
В судебном заседании Гончарова Л.Г. поддержала заявление, с заявлением Гончаровой П.С. согласилась, просила удовлетворить заявленные требования.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, Гончарова П.С. поддержала свое заявление, согласилась с заявлением Гончаровой Л.Г., просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика УПФР в г.Курске по доверенности Ефанова Т.Н. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, сославшись на отсутствие уважительной причины пропуска установленного законом 6-ти месячного срока со дня смерти застрахованного лица.
Третье лицо Гончарова Л.А., надлежаще извещенная, не явилась, в дело представлено ее письменное заявление, в котором она просит заявленные требования удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями ч. ч. 6, 7, 8 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии» предусмотрено, что, в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. Такое заявление может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается страховщику с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». При отсутствии указанного заявления средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в части 7 настоящей статьи, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок. Порядок обращения правопреемников за выплатами средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат и порядок расчета сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 6).
В случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств. В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: 1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); 2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам (ч. 7).
Выплата средств пенсионных накоплений родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица, только при отсутствии родственников первой очереди. В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, указанных в части 7 настоящей статьи, эти средства учитываются в составе резерва страховщика по обязательному пенсионному страхованию. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица или пенсионный счет накопительной пенсии закрывается (ч. 8).
Пунктом 3 ст. 38 Федерального закона №111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» определено, что выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством РФ.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являвшийся застрахованным лицом, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется свидетельство о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент смерти в специальной части его индивидуального лицевого счета имеется сумма пенсионных накоплений. Смерть застрахованного лица ФИО1 наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии. Заявление о распределении средств пенсионных накоплений застрахованным лицом при жизни в Пенсионный Фонда РФ не подавалось.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются справкой УПФР в г.Курске Курской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что Гончарова Л.Г. является супругой умершего, Гончарова П.С. – дочерью, Гончарова Л.А. – матерью.
А потому перечисленные лица в силу п.1 ст.38 ФЗ №111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» являются правопреемниками умершего застрахованного лица.
В соответствии с п.3 ст.38 названного Закона выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
Конкретных критериев возможности восстановления срока вышеуказанным законом не предусмотрено.
Восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Поскольку какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит, поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, уважительными причинами признаются болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Обосновывая заявленные исковые требования, Гончаровы сослались на то, что о наличии пенсионных накоплений и о порядке их получения им не было известно, а пенсионный орган их в известность об этом не ставил.
В соответствии с п.9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 г. №711, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Из смысла данных норм усматривается обязанность пенсионного органа принимать меры к уведомлению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений не только при наличии заявления умершего застрахованного лица.
В то же время, из материалов дела усматривается, что пенсионный орган не выполнил свою обязанность по извещению правопреемников умершего ФИО1 о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета.
Из справок УПФР в г.Курске Курской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что впервые устная консультация о порядке выплаты накопительной части пенсии была дана Гончаровой Л.Г. только ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что истец и ранее, в декабре 2016 г. обращалась в пенсионный орган за получением справки в отношении ФИО1, а Гончаровой П.С. вообще не давалась, хотя она в январе 2017 г. обращалась с заявлением о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению, то есть было очевидным, что она является правопреемником умершего.
А потому, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в пенсионный орган с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего ФИО1 пропущен Гончаровой Л.Г. и Гончаровой П.С. по уважительной причине и данный срок подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Восстановить Гончаровой Любови Григорьевне и Гончаровой Полине Сергеевне срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в орган Пенсионного фонда РФ, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: