Дело № 2-5220/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 27 октября 2016 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Потылицына А.В.,
с участием представителя истца Куклиной Н.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Дмитриевой К.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №)
при секретаре Михайлиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Елисеева А.А. о признании незаконными решений Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Елисеев А.А. обратился с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в котором просит признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного под гаражным боксом по адресу: <адрес>, признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного под гаражным боксом по адресу: <адрес> а также обязать ответчика в течении двух недель с момента вступления решения суда в силу принять решение о предварительном согласовании представления Елисееву А.А. указанного земельного участка.
Требования мотивировала тем, что Елисеев А.А. является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес> С целью реализации прав на приобретение земельного участка в собственность ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании земельного участка, расположенного под принадлежащим ему гаражным боксом. Ответом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что часть земельного участка расположена за границами красных линий и является землями общего пользования. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ, после внесения изменений в кадастровый квартал гаража, Елисеев А.А. вновь обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании данного земельного участка, однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предварительном согласовании земельного участка. Указанные отказы истец считает необоснованными, нарушающими его права.
Истец Елисеев А.А. в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов представителю Куклиной Н.С.
В судебном заседании представитель истца Куклина Н.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Дмитриева К.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, суду пояснила, что отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным, поскольку испрашиваемый земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), коммунально-складские зоны (П-3). Кроме того, часть земельного участка расположена за границами красных линий и является землями общего пользования, в связи с чем, участок не подлежит приватизации.
Представители третьих лиц администрации г. Красноярска, Управления архитектуры администрации города Красноярска, Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были уведомлены своевременно, надлежащим образом, об уважительной причине неявки суд не уведомили.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из п. 5 данной статьи следует, что для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, производится в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
При этом для решения вопроса о предоставлении земельного участка подп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
В силу п.7 ст.11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Согласно п. 19 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Судом установлено, что Елисеев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником гаража (бокса), расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ
Земельный участок, на котором расположен принадлежащий Елисееву А.А. гараж, был предоставлен ПГК «Строитель-2» на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №-арх, постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.14).
Согласно схеме расположения земельного участка, на котором располагается принадлежащий Елисееву А.А. гараж по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории, общая площадь земельного участка необходимого для обслуживания гаража составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д.18,58).
ДД.ММ.ГГГГ Елисеев А.А. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска для предварительного согласования предоставления земельного участка, на котором располагается гараж по адресу: <адрес> (л.д.15-17,54-56).
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласования предоставлении земельного участка, на котором располагается, принадлежащий ему гараж по адресу: <адрес> в связи с тем, что схема участка разработана с нарушением требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. А согласно Правилам землепользования и застройки г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый к образованию земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), коммунально-складские зоны (П-3). Кроме того, часть земельного участка расположена за границами красных линий и является землями общего пользования, в связи с чем, участок не подлежит приватизации (л.д. 24-25).
ДД.ММ.ГГГГ, после внесения изменений в кадастровый квартал гаража, Елисеев А.А. вновь обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании данного земельного участка.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласования предоставлении земельного участка, на котором располагается, принадлежащий ему гараж по адресу: <адрес>, в связи с тем, что схема участка разработана с нарушением требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. А согласно Правилам землепользования и застройки г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый к образованию земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), коммунально-складские зоны (П-3). Кроме того, часть земельного участка расположена за границами красных линий и является землями общего пользования, в связи с чем, участок не подлежит приватизации (л.д. 30-31).
При таком положении суд приходит к выводу, что в результате утверждения ДД.ММ.ГГГГ Правил землепользования и застройки городского округа Красноярск органами местного самоуправления, Елисеев А.А. был лишен возможности получения предварительного согласования предоставления земельного участка и в последствии возможности оформления права собственности на него.
При этом, из представленного истцом ответчику свидетельства о государственной регистрации права собственности на гараж (л.д.13,60), выписки из кадастрового паспорта гаража (л.д.20-21), следует, что заявитель просит предоставить в собственность земельный участок по адресу: <адрес> <адрес>, в размере, необходимом только для размещения гаража по этому же адресу.
Таким образом, гараж по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию и право собственности истцом на него приобретено до утверждения решением Красноярского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск.
В силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, приняты и вступили в силу после создания гаража и приобретения истцом права собственности на него, суд приходит к выводу, что в силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон, в которых расположен гараж истца при утверждении правил землепользования и застройки должны были определяться органами местного самоуправления с учетом наличия в указанной зоне объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, и наличия у истца предоставленного ему законом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого данным объектом.
По смыслу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право истца на предоставление в собственность земельного участка занимаемого гаражом не может быть ограничено в результате утверждения органами местного самоуправления правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск с нарушением требований ст. 34 Градостроительного кодекса РФ без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу п. 2 и 3 указанной статьи земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подп. 7 и 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ в числе других ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; а также расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 8 статья 28 Закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с законом не подлежат, в частности, земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу гараж по адресу: <адрес> занят не гаражом, а площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, и не подлежит приватизации ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Более того, ответчиком суду не представлено доказательств того, что спорный земельный участок в соответствии генеральным планом городского округа – г. Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, находится за границами красных линий и является землями общего пользования, и в связи с этим зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
При таком положении суд приходит к выводу, что земельный участок под гаражом истца не изъят из оборота, и не ограничен в обороте, не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежащими приватизации. В связи с чем, по смыслу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право истца на приобретение в собственность земельного участка занимаемого гаражом не может быть ограничено ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Елисеева А.А. в части признания незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного под гаражным боксом по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и обязании ответчика принять решение о предварительном согласовании представления Елисееву А.А. указанного земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Поскольку удовлетворение исковых требований в указанной части достаточно для восстановления нарушенных ответчиком прав истца суд не находит на оснований для признания незаконным решения ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного под гаражным боксом по адресу: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Елисеева А.А. о признании незаконными решений Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного под гаражным боксом по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска принять решение о предварительном согласовании представления Елисееву А.А. земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного под гаражным боксом по адресу: <адрес> в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований Елисеева А.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения руда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Потылицын