дело № 2-869(1)/2020
64RS0034-01-2019-000412-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23.10.2020г. п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Передреевой Т.Е.,
при помощнике судьи Пивиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саратовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Саратовского муниципального района Саратовской области к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Антонович Д.А., третьи лица - Управление Росреестра по Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, ТУ Росимущество в Саратовской области, ГУ Лесничество Саратовской области о признании недействительными постановления, соглашения о перераспределении земельного участка, результатов межевания земельного участка, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, применении последствий недействительности сделок,
установил:
прокурор Саратовского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, Саратовского муниципального района Саратовской области с иском к Антоновичу Д.А., администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и, с учетом уточнений, просит признать недействительным постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № 639 от 03.05.2017г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», признать недействительным соглашение № 44 от 27.06.2017г. о перераспределении земельного участка, заключенного между администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области и Антоновичем Д.А., признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами №, №, исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) запись о праве собственности Антонович Д.А. на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, исключить из ЕГРН сведения о характеристиках земельных участков с кадастровыми номерами №; применить последствия недействительности сделки, обязав Антоновича Д.А. и администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области вернуть другой стороне все полученное по сделке.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки прокуратурой Саратовского района требований земельного законодательства установлено, что Антонович Д.А. принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 971 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, на расстоянии 0,5 км. северо-западнее с. Сабуровка СНТ "Сазан". На основании заявления Антоновича Д.А. о перераспределении земельных участков администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области принято постановление № 639, которым утверждена схема расположения земельного участка, площадью 2000 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, на расстоянии 0,5 км северо-восточнее с. Сабуровка СНТ "Сазан" и заключено соглашение № 44 о перераспределении земельного участка, согласно которому в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности Антоновича Д.А. с кадастровым номером № площадью 971 кв.м., образуется новый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, на расстоянии 0,5 км северо-восточнее с. Сабуровка СНТ "Сазан" участок № 19 с видом разрешенного использования: ведение садоводства и категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения и передается в собственность Антоновича Д.А.. Право собственности Антонович Д.А. на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано в установленном законом порядке 14.07.2017г., право собственности на земельный участок с кадастровым номером № прекращено, в связи с образованием нового земельного участка. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером № образованы земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1333 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 667 кв.м.
Прокурор считает, что указанная сделка по перераспределению земельных участков совершена с существенными нарушениями земельного законодательства, влекущими их недействительность. Несоблюдение администрацией предусмотренных законом требований, регламентирующих порядок предоставления земельных участков, повлекло нарушение интересов неопределенного круга лиц на предоставление земельного участка путем проведения торгов в форме открытого аукциона. Кроме того, выкупная стоимость земельных участков могла быть увеличена участниками аукциона, что также повлекло нарушение интересов муниципального образования.
Представитель истца исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Ответчик Антонович Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика - администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился при надлежащем извещении.
Третьи лица извещены судом надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Суд в силу ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Положениями ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается; существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (п.п. 1, 2 ст. 11.2 ЗК РФ).
Основания перераспределения земельных участков установлены п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно указанной норме перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Таким образом, для осуществления перераспределения необходимо установить наличие одновременно трех условий:
1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
Порядок предоставления в собственность земель, находящихся в публичной собственности, установлен ст.ст. 39.3, 39.20 ЗК РФ и по общему правилу предусматривает проведение необходимых публичных процедур.
Исходя из смысла п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктами 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подп. 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подп. 1 п. 9 ст. 39.19 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 данного Кодекса.
Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27 июня 2017 года № 1266-0, ЗК РФ, будучи кодифицированным правовым актом в сфере земельных отношений, предусматривает в ст. 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений ЗК РФ также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности.
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в ст. 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Учитывая, что в соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, необходимо проверить наличие оснований для приобретения земельного участка в собственность в результате перераспределения.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.
При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).
При перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ.
Вместе с тем перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании.
Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.
Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (ст. 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи 03.03.2017г. Антонович Д.А. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 971 кв.м.
04.04.2017г. Антонович Д.А. обратился в администрацию Саратовского района с заявлением о перераспределении земельных участков площадью 1029 кв.м., государственная собственность на который не разграничена и площадью 971 кв.м. с кадастровым номером №, находящегося в собственности заявителя, а также об утверждении схемы расположения земельного участка.
Указанное заявление было удовлетворено и постановлением администрации Саратовского муниципального района от 03.05.2017г. № 639 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 2000 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Вольновское муниципальное образование, на расстоянии 0,5 км. северо-восточнее с. Сабуровка, СНТ «Сазан» уч.19, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для ведения садоводства.
27.06.2017 года между администрацией Саратовского муниципального района и гражданином Антоновичем Д.А. заключено соглашение № 44 о перераспределении земельного участка.
Во исполнение условий указанного соглашения от 27.06.2017г. Антонович Д.А. перечислил 8560 руб.25 коп. на счет администрации Саратовского муниципального района.
Площадь перераспределяемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, составляет 1029 кв.м.
В результате перераспределения образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м.
Право собственности Антонович Д.А. на земельный участок с кадастровым номером № было зарегистрировано в установленном законом порядке 14.07.2017г., право собственности на земельный участок с кадастровым номером № прекращено, в связи с образованием нового земельного участка.
Впоследствии Антонович Д.А. разделил земельный участок с кадастровым номером №, в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1333 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 667 кв.м.
Право собственности Антоновича Д.А. на вновь образованные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке 25.12.2017г.
Согласно Правилам землепользования и застройки Вольновского муниципального образования, Саратовского муниципального района, минимальная площадь земельного участка в зоне С-2, в которой расположен спорный земельный участок, составляет 400 кв.м,. максимальная - 2 000 кв.м. Площадь используемого при перераспределении земельного участка составляет 2000 кв.м., то есть значительно превосходит разрешенную минимально возможную площадь земельного участка (400 кв.м.), а также превышает площадь участка, принадлежащего Антонович Д.А. на праве собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 64:32:021519:42, площадью 971 кв.м., находящийся в собственности Антоновича Д.А. не имел вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, то есть отсутствовали недостатки в землепользовании, которые возможно устранить при помощи перераспределения, обратного ответчиком Антонович Д.А. не представлено.
Кроме того, как само заявление Антоновича Д.А. о перераспределении земельного участка, так и соглашение не содержат оснований, по которым производится такое распределение.
В ходе рассмотрения дела, на основании определения суда по делу для определения о возможности формирования земельных участков из площади 1029 кв.м., отвечающих требованиям ст.11.9 Земельного Кодекса РФ была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Бюро С-Экспертиз».
Согласно заключению № 418.07/2019 от 05.08.2019г. ООО «Бюро С-Экспертиз» установлено, что из земельного участка площадью 1029 кв.м., находящегося в кадастром квартале №, из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения садоводства, перераспределенного по соглашению между администрацией Саратовского муниципального района и Антоновичем Д.А. от 27.06.2017г. образование самостоятельного участка (участков), с учетом Правил землепользования и застройки Вольновского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, либо требования Закона Саратовской области от 30.09.2014г. № 122-ЗСО «О земле», с соблюдением требования ст.11.9 Земельного кодекса РФ - возможно; использование исследуемых земельных участков с кадастровыми номерами № как самостоятельных участков для размещения индивидуального жилищного строительства или иных объектов недвижимости с учетом конфигурации указанных земельных участков, при условии соблюдения законодательных норм и правил, предъявляемых к месторасположению и строительству объектов недвижимости, а также соблюдения ограничений, предусмотренных ст.64 Водного кодекса РФ - возможно; установлено месторасположение жилого дома, площадью 112,6 кв.м. кадастровый номер здания № и гаража площадью 48,2 кв.м. кадастровый номер здания № принадлежащих Антоновичу Д.А., расположенных по адресу: Саратовская область, Саратовский район, на расстоянии 0,5 км северо-восточнее с. Сабуровка СНТ "Сазан" участок № 19 (координаты представлены в табличных форме и графически и отображены в приложение 4 заключения); установлено, что строения: жилой дом, площадью 112,6 кв.м., кадастровый номер здания № и гараж, площадью 48,2 кв.м., кадастровый номер здания №, расположенные по адресу: Саратовская область, Саратовский район, на расстоянии 0,5 км северо-восточнее с. Сабуровка СНТ "Сазан" участок № 19 являются объектами капитального строительства.
По ходатайству ответчика и его представителя была назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Бюро С-Экспертиз».
Согласно заключению № 418-доп.09/2019 от 21.10.2019 г. ООО «Бюро С-Экспертиз» установлено: образование самостоятельного земельного участка по состоянию на 03.05.2017г. с разрешенным видом использования, предполагающим на нем строительство зданий, сооружений из земельного участка, площадью 1029 кв.м., находящегося в кадастровом квартале № в последствии перераспределенного на основании соглашения от 27.06.2017г. № 44 о перераспределении земельных участков, с учетом ранее существовавшим рельефом местности - возможно.
Эксперт Максимов И.И. в судебном заседании подтвердил выводы экспертизы.
Оснований не доверять выводам судебной землеустроительной экспертизы не имеется, поскольку она проведена они проведены в соответствии с требованиями закона, выводы экспертов представляются ясными, понятными и исчерпывающими, научно обоснованными, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
В связи с чем, суд находит возможным положить указанные выше заключения в основу принимаемого решения.
Таким образом, из земельного участка площадью 1029 кв.м. имелась возможность образовать самостоятельный земельный участок, который мог стать предметом аукциона на право предоставления в собственность или в аренду неопределенному кругу лиц с соблюдением требований публичности.
Возможность образования самостоятельного участка также подтверждается тем, что Антонович Д.А. разделил земельный участок с кадастровым № в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1333 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 667 кв.м., которые используются самостоятельно.
Поскольку постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № 639 от 03.05.2017г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» издано с нарушением закона, то и заключенное соглашение № 44 от 27.06.2017г. о перераспределении земельного участка, заключенного между администрацией Саратовского муниципального района и Антонович Д.А. не соответствует закону, произведено в нарушении п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, так как имелись основания к отказу в заключении соглашения, в связи с тем, что перераспределяемого земельного участка можно было образовать самостоятельные участки.
В связи, с чем постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № 639 от 03.05.2017г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и заключенное соглашение № 44 от 27.06.2017г. о перераспределении земельного участка являются в силу п.2 ст.168 ГК РФ недействительным, поскольку земельный участок с кадастровым номером № сформирован с нарушением земельного законодательства и нарушает публичные интересы.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с пунктом 2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
При данных обстоятельствах, поскольку предоставление земельного участка путем перераспределения, площадью 1029 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, является незаконным, то межевой план от 16.05.2017г., подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером №, в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером №, а также межевой план от 11.12.2017г., подготовленный в результате выполнения кадастровых работ, в связи, с образованием 2 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, в результате которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами №, являются недействительными.
Признание результатов межевания недействительными влечет исключение из ЕГРН сведений о характеристиках образованных земельных участков с кадастровыми номерами №
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Доводы Антоновича Д.А. о том, что в результате удовлетворения требований истца не будет восстановлено его право в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 971 кв.м., суд не принимает во внимание.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Доказательств обращения Антонович Д.А. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о восстановлении записи о его праве собственности на данный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 03 марта 2017 года, который в судебном порядке не оспаривался и недействительным не признавался, суду представлено не было.
Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Саратовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Саратовского муниципального района Саратовской области к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Антонович Д.А., третьи лица - Управление Росреестра по Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, ТУ Росимущество в Саратовской области, ГУ Лесничество Саратовской области о признании недействительными постановления, соглашения о перераспределении земельного участка, результатов межевания земельного участка, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, применении последствий недействительности сделок удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № 639 от 03.05.2017г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Признать недействительным соглашение № 44 от 27.06.2017г. о перераспределении земельного участка, заключенное между администрацией Саратовского муниципального района и Антонович Д.А..
Признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами №
Исключить из ЕГРН запись о праве собственности Антонович Д.А. на земельные участки с кадастровыми номерами №
Исключить из ЕГРН сведения о характеристиках земельных участков с кадастровыми номерами №
Применить последствия недействительности сделки, обязав Антонович Д.А. и администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области вернуть другой стороне все полученное по сделке.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.10.2020г.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Саратовский районный суд.
Судья