Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-6707/2020 от 19.02.2020

Судья Белова И.В. Дело №33-6707/2020

УИД: 50RS0021-01-2019-001828-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Гулиной Е.М., Шишкина И.В.,

при помощнике судьи Кузнецовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2020 года апелляционную жалобу Министерства здравоохранения <данные изъяты> на решение Красногорского городского суда Московской области от 25 сентября 2019 года по делу <данные изъяты> по иску ФИО к Организация о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения представителя истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

ФИО обратился в суд с исковым заявлением к Организация о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств в размере <данные изъяты> коп.

В обоснование требований указал, что она является инвали<данные изъяты> группы, относится к льготной категории граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета Российской Федерации. Согласно заключениям Организация и Организация истцу рекомендовано принимать препарат <данные изъяты>. Данный лекарственный препарат является жизненно необходимым для истца, замена на аналоги невозможна по медицинским показаниям. Истец указал, что не был обеспечен лекарственным препаратом <данные изъяты>, поскольку данный препарат отсутствовал в аптечной организации. В связи с тем, что истец нуждается в постоянном лечении и приеме жизненно важных лекарственных средств, он был вынужден приобретать их за свой счет. Так, истец затратил денежные средства в размере <данные изъяты> руб. на приобретение жизненно необходимого препарата. Причиной отсутствия лекарственных препаратов в аптечных сетях является бездействие со стороны Министерства здравоохранения Московской области. Таким образом, Министерством здравоохранения Московской области были нарушены перечисленные требования законодательства о здравоохранении и о льготном обеспечении, что негативно сказывается на качестве лечения истца, имеющего право на бесплатное и бесперебойное предоставление указанного препарата. В связи с изложенным истец просил взыскать с ответчика денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере <данные изъяты> руб.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 25 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца в счет компенсации стоимости лекарственных препаратов взыскано <данные изъяты> руб.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО является инвалидом 2 группы, и в связи с имеющимся заболеванием включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами в рамках целевой федеральной программы «7 вызокозатратных нозологий».

Согласно заключению Организация от <данные изъяты> истцу рекомендована терапия препаратом Глатирамера ацетат в течение 12 месяцев с последующей консультацией.

Согласно протоколу врачебной комиссии клинико-экспертной подкомиссии Организация от <данные изъяты>, врачебная комиссия пришла к заключению, что у пациента ФИО, <данные изъяты> г.р., страдающего рассеянным склерозом с 26-тилетнего возраста, рецидивирующая фебрильная лихорадка, экссудативный перикардит, высокая воспалительная активность, наиболее вероятно, связана со сменой терапии рассеянного склероза, то есть ятрогенией. В явязи с этим по жизненным показаниям пациент нуждается в использовании для лечения препарата <данные изъяты> (л.д. 18).

Протоколом врачебной комиссии Организация от <данные изъяты> ФИО рекомендовано лечение препаратом глатирамера ацетат 20 мг <данные изъяты> мл подкожно ежедневно в течение 12 месяцев – 13 упаковок (май 2018 – апрель 2019) без замены на аналоги (л.д. 21).

Согласно протоколу решения врачебной комиссии Организация <данные изъяты>» (протокол <данные изъяты> от <данные изъяты>) ФИО по жизненным показаниям нуждается в использовании препарата Уопсакон-Тева без замены на аналоги (л.д. 22-23).

Судом установлено, что истец не обеспечен вышеуказанным лекарственным препаратом, поскольку данный препарат отсутствовал в аптечной организации.

Согласно представленным в материалах дела сведениям, рецепты, выданные истцу за период с декабря 2016 года по апрель 2017 года обслужены аптечной организацией, при этом, сведений об отпуске лекарственного средства за период с мая 2017 года по май 2019 года суду не представлено.

Разрешая требования, суд исходил из следующего.

Статьей 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

В соответствии со статьями 11,19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. При этом, отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", граждане, внесенные в регистр федеральных льготников, имеют право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врача бесплатно, за счет средств бюджета Российской Федерации.

Согласно статье 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, наряду с обязанностями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, также обязаны:

1) предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

3) обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление;

4) проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).

Так, в разделах Перечня N 890 "Группы населения" и "Категории заболеваний" названы "инвалиды 2 группы" и "рассеянный склероз", в соответствующей им графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" указано - " Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания".

В соответствии с подпунктами 5,7, 14 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 настоящей части; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии со статьей 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Согласно статье 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, возложена постановлением <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> на Организация.

Как установил суд, из материалов настоящего гражданского дела следует, что ФИО, являясь инвалидом и нуждаясь в лекарственном препарате Копаксон-Тева, не был обеспечен им в срок.

Поскольку Министерство здравоохранения Московской области не предоставили истцу обеспечение жизненно необходимым для него лекарственным препаратом, истец приобрел в период с апреля 2017 года по апрель 2019 года на общую сумму 632 777 руб., что подтверждается представленными в материалах дела товарными чеками.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Удовлетворяя исковые требования, суд обосновано исходил из того, что на основании решений врачебных комиссий ФИО подлежал обеспечению лекарственным средством, которое отсутствовало в момент, определенный для приема, в связи с чем, препарат был приобретен за счет средств собственных денежных средств, а, следовательно, расходы, понесенные на приобретение жизненно важного препарата, подлежат компенсации за счет средств лица, в чью обязанность входит обеспечение лекарственным средством.

Доказательств, соответствующих требованиям статей 59,60 ГПК РФ, и подтверждающих возможность получения истцом лекарственного средства бесплатно, ответчиком суду не представлено.

Судом отклонены доводы Организация о том, что в период отсутствия данных препаратов истцу необходимо было обратиться к лечащему врачу для подбора альтернативной терапии, поскольку препарат является жизненно важным, не подлежал замене, а, следовательно, данное обстоятельство не имеет исключительного правового значения. При этом, согласно материалам настоящего гражданского дела, назначение и выписывание рецептов на лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником, при этом, врач должен руководствоваться сведениями о наличии тех или иных лекарственных препаратов в аптечной сети.

Рассматриваемый лекарственный препарат отсутствовал в специализированной аптечной сети по состоянию в период с апреля 2017 года по апрель 2019 года.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.

Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красногорского городского суда Московской области от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Организация – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6707/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мартиросян Н.Г.
Ответчики
Министерство здравоохранения МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
26.02.2020[Гр.] Судебное заседание
04.03.2020[Гр.] Судебное заседание
20.03.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее