Дело № 2а-1309/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2016 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи О.В. Миллер
при секретаре Р.Р. Куликовой
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Родионова Ю.В. к призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» о признании решения призывной комиссии незаконным, возложении обязанности принять иное решение,
У С Т А Н О В И Л :
Родионов Ю.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» о признании решения призывной комиссии незаконным, возложении обязанности принять иное решение.
В обоснование своего требования указал, что с 20.08.1993 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, состоит на воинском учете в Отделе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» (по Заволжскому району г.Ульяновска).
В 2010 завершил обучение в ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» по специальности «Юриспруденция», после чего с 11.02.2011 устроился на работу по специальности, о чем уведомил отдел военного комиссариата.
В связи с достижением 27-летнего возраста в октябре 2015 года истец обратился в отдел военного комиссариата по Заволжскому району г.Ульяновска для проведения мероприятий по зачислению в запас, после чего ему было предложено явиться в первой декаде декабря 2015 для прохождения медицинского обследования.
07.12.2015 истец был приглашен на призывную комиссию, и согласно полученной выписке из протокола от 07.12.2015 №7/У истец был признан «не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований» и зачислен в запас.
С данным решением административный истец не согласен поскольку полагает, что в период проведения призывных компаний 2014 года его призыв фактически не осуществлялся, надлежащим образом о необходимости явки на заседание призывной комиссии, для прохождения медицинской комиссии истец извещен не был.
С учетом уточненных требований, административный истец просит признать решения призывной комиссии от 07.12.2015 №7/У о признании Родионова Юрия Витальевича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислении в запас, незаконным, обязать принять иное решение о зачислении в запас на основании п.1 ст.28 и п.1 ст.52 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О воинской обязанности и военной службе» как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет с выдачей военного билета.
Административный истец Родионов Ю.В. в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика призывной комиссии МО «город Ульяновск» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявил.
Представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Серулеев А.Н. (доверенность №215 от 15.09.2015) в судебном заседании полагал иск не обоснованным, поскольку Родионов Ю.В. является работником прокуратуры и обязан знать положения закона по роду своей деятельности. Именно органы прокуратуры осуществляют надзор в области призыва граждан на военную службу. Согласно листу медицинского освидетельствования Родионов Ю.В. не завершил медицинское освидетельствование в весенний призыв 2011 года, хотя согласно повестке обязан был явиться с результатами обследования 21.06.2011 года. После указанной даты административный истец мероприятий, связанных с призывом не проходил. Попытки повторного оповещения производились с привлечением сотрудников военкомата и отдела полиции с 2011 по 2015 года во время каждого призыва и периодов изучения призывников, что подтверждено материалами личного дела. Родионов Ю.В. счел возможным прибыть в отдел военного комиссариата только достигнув возраста 27 лет. Полагает вынесенное в отношении административного истца решение призывной комиссии законным и обоснованным, просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, в отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствии, пояснив, что в период с 01.01.2014 по июль 2015 какие-либо извещения, повестки о призыве на военную службу из военного комиссариата в отношении Родионова Ю.В. не поступали.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, личного дела призывника, суд не находит оснований к удовлетворению административного иска по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Рассмотрев настоящее гражданское дело, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, а действия по невыдаче военного билета Родионову Ю.В. соответствуют закону.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в РФ иностранных граждан осуществляется Федеральным законом N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с частью 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из материалов дела следует, что Родионов Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ, принят на воинский учет в отдел военного комиссариата Заволжского района г.Ульяновска Ульяновской области 27.01.2005 года и подлежал призыву на военную службу до достижения им 27 лет.
Согласно выписке из протокола призывной комиссии МО «город Ульяновск» от 07 декабря 2015 №7/У Родионов Ю.В., будучи годным к военной службе, признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
17.07.2015 заявитель достиг возраста 27 лет и был снят с воинского учета призывников по достижению 27-летнего возраста. Воинскую обязанность и несение воинской службы не осуществлял, на военную службу не призывался.
Статья 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закрепляет обязанности граждан по воинскому учету, к которым, в частности, относятся обязанности: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ.
Кроме того, граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Судом при рассмотрении данного административного дела у ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» (по Заволжскому району города Ульяновска) было затребовано личное дело призывника Родионова Ю.В.
Как видно из материалов личного дела по листу медицинского освидетельствования Родионов Ю.В. не завершил медицинское освидетельствование в весенний призыв 2011 года, должен был явиться с результатами обследования 21.06.2011, но после указанной даты мероприятий, связанных с призывом, не проходил, не представил доказательств наличия уважительных причин неявки по повестке.
Согласно докладной записке из личного дела призывника, помощника начальника отделения отдела военного комиссариата Ульяновской области (по Заволжскому району) ФИО11 28.11.2013 повестку на 02.12.2013 взяла для передачи сыну ФИО10.
Из докладных записок за 2014 год со слов соседей по адресу регистрации призывника никто не проживает, дверной звонок не работал.
В 2015 году из докладных сотрудников военного комиссариата установлено, что мать Родионова Ю.В. – ФИО12 ругается на сотрудников военкомата, отказывается передать повестку, пояснив, что сын является сотрудником прокуратуры.
В судебном заседании административный истец пояснил, что действительно по адресу его регистрации проживает его мать – ФИО13, которая ему не передавала повестки и не известила о приходе сотрудников военкомата.
В 2011 и 2012 году высылались письма прокурору Ленинского района г.Ульяновска с просьбой оповестить о вызове в военкомат и обеспечить возможность своевременной явки Родионова Ю.В. для прохождения медицинского освидетельствования. Ответа нет.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей сотрудники военного комиссариата Ульяновской области (по Заволжскому району) ФИО14, ФИО15 показали, что неоднократно на протяжении 2013-2015 годов осуществляли выходу по месту регистрации Родионова Ю.В., оставляли повестки, разговаривали с матерью – ФИО16, однако, по вызовам административный истец не являлся.
Кроме того, на протяжении 2013-2015 годов военным комиссариатом Ульяновской области (по Заволжскому району) направлялись обращения начальнику отдела полиции №2 по обслуживанию Заволжского района УВД по городу Ульяновску об установлении места жительства Родионова Ю.В. в связи с призывом на военную службу и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия.
Согласно рапорта УУП ОП №4 УМВД России по городу Ульяновску Юнусова Р.Р. дверь в квартиру по адресу регистрации Родионова Ю.В.: <адрес> дверь квартиры не открыли, сосед пояснил, что данный гражданин по данному адресу не проживает около 5 лет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на протяжении периода с 21.06.2011 призывник Родионов Ю.В., будучи обязанным сообщать об изменении сведений (об изменении места жительства, устройстве на работу, переводе на работу в прокуратуру Ульяновской области и т.п.) не являлся сам в военный комиссариат, уклонялся от вручения ему повестки с 21.06.2011, получил извещение лишь по достижении 27 лет.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что призывник Родионов Ю.В. обязанности, установленные Федеральным законом Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не исполнял, законных оснований для освобождения от прохождения военной службы с 21 июня 2011 года не имел.
Статья 59 Конституции Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Судом не было установлено законных оснований для освобождения Родионова Ю.В. от исполнения конституционного долга и воинской обязанности. В связи с чем, доводы о том, что лично Родионову Ю.В. не вручалась повестка, а потому он должен был быть освобожден от воинской обязанности, и ему должен быть выдан военный билет, суд находит не состоятельными, не основанными на вышеуказанных нормах закона.
Поскольку решение призывной комиссии от 07.12.2015, в соответствии с которым Родионов Ю.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не признано судом незаконным, выдать военный билет Родионову Ю.В. не представляется возможным. По достижении С. 27 лет уже вступили в действие изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Доводы Родионова Ю.В. о не вручении повестки и проживании по месту регистрации, о не извещении матери его о визитах сотрудников военного комиссариата, оставленных повестках, судом признаются не состоятельными, противоречащими материалам личного дела. Военным комиссариатом были предприняты исчерпывающие меры, направленные на извещение и вызов Родионова Ю.В. в связи с проведением мероприятий по призыву.
Последующее обращение Родионова Ю.В. и его явка в органы воинского учета по достижении им 27 лет не могут свидетельствовать об исполнении им обязанностей в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Пунктом 9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495, определены формы документов воинского учета (военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана; военного билета офицера запаса; справки взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса; удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу), а также формы документов первичного воинского учета, по которым осуществляется первичный воинский учет в органах (местного самоуправления, порядок их ведения и хранения устанавливаются согласно приложению N 9 к настоящей Инструкции).
В соответствии с Порядком ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (Приложение N 9 к Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495), военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (далее - военный билет) - является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Родионова Ю.В. о возложении обязанности выдать военный билет.
Суд принимает во внимание и то, что изменения в статью 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" вступили в силу с 1 января 2014 года, на тот момент Родионов Ю.В. еще не достиг возраста 27 лет.
Из анализа норм, изложенных в п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также в п. 34 "Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, следует, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, то в отношении него выносится заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Военный билет таким лицам не выдается, а выдается справка формы N 1/у.
Руководствуясь ст.ст. 62, 172-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Родионова Ю.В. к призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» о признании решения призывной комиссии от 07.12.2015 №7/У о признании Родионова Ю.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислении в запас, незаконным, возложении обязанности принять иное решение о зачислении в запас на основании п.1 ст.28 и п.1 ст.52 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О воинской обязанности и военной службе» как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет с выдачей военного билета, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - О.В. Миллер