Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-179/2012 ~ М-166/2012 от 29.06.2012

Дело № 2-179/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2012 года                  с. Казачинское

Казачинский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Белобородовой Н.И.

С участием помощника прокурора Казачинского района М.А. Соколова

При секретаре Лыткиной Н.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Казачинского района о признании противоречащим федеральному и краевому законам нормативного правового акта в части -Устава Казачинского района,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Казачинского района обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании противоречащим федеральному и краевому законам, недействующими и не подлежащими применению со дня принятия ст. 9, 10, подп.11 п.1ст.15, ст.45, ст.68 Устава Казачинского района (далее Устава), ссылаясь на то, В ноябре-декабре 2011 года в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) внесено ряд изменений, в связи с чем, отдельные положения Устава вступили в противоречие с действующим законодательством.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относиться, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

В нарушение указанных требований закона подпунктом 5 п. 1 ст. 9 Устава не отнесено к вопросам местного значения района осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В нарушение п. 8.1, 8.2., 29, 30, 31, 32, 33 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, в статье 9 Устава, устанавливающей перечень вопросов местного значения района, не содержатся вопросы по предоставлению помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; по предоставлению в срок до 1 января 2017 года сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности; по осуществлению муниципального лесного контроля; по осуществлению муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; по осуществлению муниципального контроля на территории особой экономической зоны; по обеспечению выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведению открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом; по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.

Подпунктом 11 п. 1 ст. 15 Устава установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относиться, в том числе организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, тогда как пунктом 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к указанным вопросам относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Пунктом 2 ст. 9 Устава предусмотрено, что, органы местного самоуправления района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельсовета в бюджет Казачинского района, тогда как ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что заключение соглашений возможно при передаче органами местного самоуправления поселения части своих полномочий только по решению вопросов местного значения.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 10 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления района имеют право на создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи, тогда как норма Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающая указанное право, утратила силу с 01.01.2012 года (Федеральный закон от 29.11.2010 № 313-ФЗ).

Пунктом 9 ч. 1 ст. 15.1. Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения района, в том числе право на оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. В нарушение данной нормы закона ст. 10 Устава не содержит указанное право.

Пунктом 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. В нарушение указанной нормы закона в статье 45 Устава не предусмотрено, что на публичные слушания должны выноситься проекты правил благоустройства территорий.

Пунктом 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. В нарушение данной нормы закона статьей 68 Устава, предусматривающей порядок вступления в силу Устава и внесенных в него изменений, установлен тридцатидневный срок для опубликования Устава и внесенных изменений после государственной регистрации.

По указанным основаниям 16.03.2012 прокурором района на противоречащие закону пункты Устава Казачинского района принесен протест, однако, до настоящего времени Устав Казачинского района в соответствие с действующим законодательством не приведен.

    В суде помощник прокурора Казачинского района Соколов М.А. заявление поддержал, приведя те же доводы, и просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. 9, 10, подп.11 п.1ст.15,ст.45, ст.68 Устава Казачинского района со дня принятия.

    Глава Казачинского района, председатель районного Совета Ю.Е. Озерских в суд не явился, о слушании дела извещен надлежаще, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявление признал, указал, что уже подготовлен проект решения о внесении изменений в Устав, на сентябрь 2012 г. запланированы публичные слушания.

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает рассмотреть дело в отсутствии главы Казачинского района Ю.Е. Озерских и заявление прокурора Казачинского района удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

    Согласно со ст.ст. 13 ГК РФ и ч.2 ст.253 ГПК РФ нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным, недействующим полностью или в части со дня его принятия.

На основании п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как установил суд, муниципальным образованием «Захаровский сельсовет» Казачинского района 11.06.1997 г. принят Устав Казачинского района.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение указанных требований закона подпунктом 5 п. 1 ст. 9 Устава не отнесено к вопросам местного значения района осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Пунктами 33.1,33.2, 35, 36, 37, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; по предоставлению в срок до 1 января 2017 г. сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности; осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зону, обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд сельсовета, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка, осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В нарушение указанной нормы закона в ст. 9 Устава, устанавливающей перечень вопросов местного значения поселения, не содержится вопросов о предоставлении помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; по предоставлению в срок до 1 января 2017 г. сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности; осуществлении муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зону, обеспечении выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд сельсовета, проведении открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка, осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Подпунктом 11 п. 1 ст. 9 Устава установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, тогда как пунктом 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к указанным вопросам относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Пунктом 2 ст. 9 Устава предусмотрено, что, органы местного самоуправления района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельсовета в бюджет Казачинского района, тогда как ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что заключение соглашений возможно при передаче органами местного самоуправления поселения части своих полномочий только по решению вопросов местного значения.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 10 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления района имеют право на создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи, тогда как норма Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающая указанное право, утратила силу с 01.01.2012 года (Федеральный закон от 29.11.2010 № 313-ФЗ).

Пунктом 9 ч. 1 ст. 15.1. Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, в том числе право на оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль, за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. В нарушение данной нормы закона ст.10 Устава не содержит указанное право.

Пунктом 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

В нарушение указанной нормы закона в статье 45 Устава не предусмотрено, что на публичные слушания должны выноситься проекты правил благоустройства территорий.

Пунктом 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированный устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. В нарушение данной нормы закона, статьей 68 Устава, предусматривающей порядок принятия и изменения Устава, установлен тридцатидневный срок, в течение которого необходимо опубликовать зарегистрированный Устав и внесенные в него изменения.

По указанным основаниям 16.03.2012 г. прокурором района на противоречащие закону пункты Устава Казачинского района принесен протест.

До настоящего времени в Устав Казачинского района изменения не внесены, что подтверждается текстом представленного Устава.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действие и применение норм ст. 9, ст.10, ст. 45, ст.68 Устава Казачинского района нарушает права неопределенного круга лиц в части осуществления должностных обязанностей муниципального служащего и суд полагает признать их противоречащими федеральному законодательству и не действующими и не подлежащими применению со дня их принятия.

Учитывая требования ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" суд полагает необходимым направить в периодическое печатное издание муниципального образования «Казачинский район» газету «Новая жизнь», где ранее публиковались изменения в Устав Казачинского района Красноярского края, решение по настоящему делу, после его вступления в законную силу для публикации резолютивной части решения.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,253 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Казачинского района удовлетворить.

Признать противоречащими законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. 9, ст.10, ст. 45, ст.68 Устава Казачинского района со дня вступления решения суда в законную силу в части того, что к вопросам местного значения относится в том числе:

-дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, -утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

- предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; по предоставлению в срок до 1 января 2017 г. сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности; осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зону, обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд сельсовета, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка, осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения;

- право на оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

- заключение соглашений возможно при передаче органами местного самоуправления поселения части своих полномочий только по решению вопросов местного значения;

-на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

-глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированный устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

После вступления настоящего решения в законную силу опубликовать его резолютивную часть в периодическом печатном издании муниципального образования «Казачинский район» в газете «Новая жизнь».

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месячного срока со дня вынесения в окончательной форме через Казачинский районный суд.

Мотивированное решение вынесено 16 июля 2012 года.

Судья                     Н.И. Белобородова

2-179/2012 ~ М-166/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Казачинского района
Ответчики
Казачинский районный Совет депутатов
Суд
Казачинский районный суд Красноярского края
Судья
Белобородова Наталья Ивановна
Дело на странице суда
kazach--krk.sudrf.ru
29.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2012Передача материалов судье
04.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2012Судебное заседание
24.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее