Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> <дата>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания Хрипуновой И.Ю.,
с участием административных истцов Дружининой Л.И., Мироненкова В.В.,
представителя административного ответчика Хлопковой О.Е.,
представителя третьего лица Колюжнова А.В. – Колупаева Д.С.,
представителя третьего лица ТСН «Старт» - Волобаева Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Мариничевой Н. В., Мироненковой Л. И., Мироненкова Ю. В., Мироненкова В. В., Дружининой Л. И., Селезневой И. В., Головинской Е. Е. к администрации Красноглинского внутригородского района <адрес> о признании незаконными и отмене постановлений,
у с т а н о в и л:
Административные истцы Мариничева Н.В., Мироненкова Л.И., Мироненков Ю.В., Мироненков В.В., Дружинина Л.И., Селезнева И.В., Головинская Е.Е. обратились в суд с иском к администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара об оспаривании постановлений.
В обоснование заявления административные истца указали, что являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, управление домом осуществляется товариществом собственников недвижимости «Старт» (далее по тексту ТСН «Старт»).
<дата> собственником помещения по адресу <адрес>, Калюжновым А.В. была самовольно произведена реконструкция дома с западной стороны, а именно: со стороны фасада демонтирована часть стены дома под оконным проемом, вместо окна установлена дверь, крыльцо, козырёк. Ни собственники многоквартирного дома, ни ТСН «Старт» не извещались ни Калюжновым А.В., ни администрацией об организации входа (выхода) в помещение с западной стороны дома.
<дата> по инициативе собственника <адрес> Калюжнова А.В. состоялось общее собрание собственников многоквартирного дома по вопросу дачи согласия на организацию входа-выхода из нежилого помещения с восточной стороны дома для использования данного помещения для занятий секции скалолазания. На общем собрании собственники единогласно проголосовали против перевода <адрес> нежилое помещение и против обустройства отдельного входа в квартиру. По итогам общего собрания жильцы дома обратились в администрацию Красноглинского внутригородского района <адрес> с возражением против перевода <адрес> нежилое помещение. <дата> ответчик сообщил, что обращение находится на контроле администрации и принятое решение будет доведено до сведения жильцов дополнительно. Однако, постановление в адрес собственников не направлялось.
После <дата> от собственника <адрес> никаких обращений в ТСН «Старт» о проведении общего собрания по вопросу оборудования отдельного входа не поступало. После проведения общего собрания <дата> на основании проекта, представленного Калюжновым А.В. в администрацию, изменена сторона обустройства выхода из <адрес> на фасад дома. В вышеуказанное постановление внесены изменения постановлением администрации Красноглинского внутригородского района <адрес> от <дата> № в связи с изменением в проектную документацию. В соответствии с новой проектной документаций предусматривалось оборудование отдельного входа в данное помещение со стороны <адрес>.
<дата> в администрацию <адрес> городского округа Самара со стороны ТСН «Старт» направлен запрос о предоставлении копий постановлений администрации Красноглинского внутригородского района № от <дата>, № от <дата> о переводе <адрес> нежилое помещение и копий проектной документации. <дата> были получены копии постановлений, с которыми истцы не согласны. Колюжновым А.В. произведена реконструкция жилого дома. Согласование всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию Калюжновым А.В. не проводилось. Произведенная реконструкция нарушает непосредственно права жителей на безопасность проживания и охрану частной собственности. Крыльцо расположено на отмостке дома, из-за крыльца затруднен проход вдоль дома по тротуару в зимнее время. Проведенная реконструкция и последующее использование данного помещения как нежилого не отвечает требованиям пожарной безопасности, поскольку жилой <адрес> года постройки с деревянными перегородками и пустотными перекрытиями, в <адрес> под потолком проходит газовая труба через коридор до стояка, что является дополнительным источником пожарной опасности. После проведения реконструкции на фасаде жилого дома на 3-м этаже и в квартирах образовались трещины.
Административные истцы просят признать незаконными и отменить постановление администрации Красноглинского внутригородского района <адрес> от <дата> № «О переводе в нежилое помещение жилого помещения, общей площадью 91,3 кв.м, распложенной по адресу: <адрес>» и постановления от <дата> №.
В судебном заседании истцы Мироненков В.В. и Дружинина Л.И. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить, указав, что о нарушении своего права узнали <дата> при проведении работ по изменению фасада. При этом, Мироненков В.В. указал, что как собственник квартиры, примыкающей к помещению Калюжнова А.В., не был уведомлен о переводе помещения в нежилое.
Административные истцы Селезнева И.В., Мариничева Н.В., Головинская Е.Е., Мироненкова Л.И., Мироненков Ю.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что о нарушении своих прав узнали <дата> при проведении монтажных работ по установке отдельного входа в <адрес>, документов о переводе помещения в нежилое не получали, согласие на демонтаж части внешней стены не предоставляли.
Представитель административного ответчика Хлопкова О.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что перевод спорного жилого помещения в нежилое осуществлен на основании представленных документов. Согласно представленному проекту переустройство не затрагивало общее имущество многоквартирного дома, оснований сомневаться в представленных документах не было. Незаконность осуществленного перевода жилого помещения не усматривается. Спорное помещение не сдано в эксплуатацию, в случае выявления нарушений в акте будет указано о невозможности ввода в эксплуатацию.
Заинтересованное лицо Калюжнов А.В. в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам.
Представитель заинтересованного лица Калюжнова А.В. – Колупаев Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал заявленные требования удовлетворению не подлежат по доводам, изложенным в возражениях, указав на законность действий администрации при принятии оспариваемых постановлений, на правомерность действий Калюжнова А.В. по не получению согласия всех собственником многоквартирного дома. Нарушение рекомендации администрации в части действий Калюжнова А.В. по началу работ без получения согласия собственников многоквартирного дома не свидетельствует о незаконности постановлений. При этом, указал о пропуске истцами срока для обращения в суд с настоящим иском, поскольку истцы на собрании, организованном Калюжновым А.В. <дата>, были уведомлены о переводе жилого помещения в нежилое. Истцами не доказано нарушенное право и не соответствие закону оспариваемых документов. Ввод помещения в эксплуатацию возможно после получения согласия собственников многоквартирного дома. Кроме того, постановления официально опубликованы на сайте администрации в общем доступе граждан.
Представитель третьего лица ТСН «Салют» Волобаев Р.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. При этом указал, что оборудование отдельного входа в помещение влечет утрату общедомового имущества. Администрация обязана была провести правовую экспертизу и проверить не затрагивание прав и интересов иных лиц, получив согласие всех собственников на уменьшение общего имущества. У ответчика имелись основания для отказа в переводе жилого помещения в соответствии со ст. 36 и ст. 40 Жилищного кодекса РФ. Сроки обращения в суд истцами не нарушены, поскольку в протоколе от <дата> не отражен факт уведомления собственников о наличии постановлений администрации. <дата> при проведении Калюжновым А.В. работ по демонтажу подоконного пространства собственники узнали о нарушенном праве, в этот же день товарищество обратилось в администрацию за получением копий постановлений. Демонтаж подоконного пространства привел к уменьшению общего имущества, распоряжение которым возможно при проведении общего собрания собственниками многоквартирного дома. Нарушение прав собственников возникло в силу издания постановлений администрацией района, которыми последняя распорядилась общим имуществом многоквартирного дома в пользу Калюжнова А.В. без согласия собственников. Закон предусматривает соблюдение требование к документам, в оспариваемых постановлениях отсутствует содержание о проведении работ по перепланировке и реконструкции. Собственник <адрес> не был уведомлен о переводе квартиры в нежилое помещение.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что административные истцы Мариничева Н.В., Мироненкова Л.И., Мироненков Ю.В., Мироненков В.В., Дружинина Л.И., Селезнева И.В., Головинская Е.Е. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>. Калюжнов А.В. является собственником <адрес> указанном доме. Для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами, собственниками многоквартирного дома создано товарищество собственников недвижимости «Старт».
Постановлением администрации Красноглинского внутригородского района <адрес> от <дата> № «О переводе в нежилое помещение <адрес> расположенной по адресу: <адрес>», в целях использования в качестве спортивной школы скалолазания. Рекомендовано Калюжнову А.В. произвести ремонтно-строительные работы по переустройству и перепланировке помещения в соответствии с проектной документацией и с соблюдением требований действующего законодательства. Строительные мероприятия, в результате которых возможно уменьшение общего имущества собственников многоквартирного дома, осуществлять с согласия всех собственников помещений в данном доме.
Постановлением администрацией Красноглинского внутригородского района <адрес> было принято от <дата> № «О внесении изменений в постановление от <дата> № «О переводе в нежилое помещение <адрес> расположенной по адресу: <адрес>» рекомендовано Калюжному А.В. произвести ремонтно-строительные работы по переустройству и перепланировке помещения в соответствии с проектом (проектной документации) шифр 0109-19-АС, выполненным обществом с ограниченной ответственностью Проектная компания «Горжилпроект» от января <дата> и с соблюдением требований действующего законодательства. Строительные мероприятия, в результате которых возможно уменьшение общего имущества собственников многоквартирного дома, осуществлять с согласия всех собственников помещений в данном доме.
Согласно проекту, выполненного обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» от <дата> при перепланировке необходимо выполнить, в том числе работы по демонтажу оконного блока, в образовавшийся проем установить пластиковую дверь и выполнить отдельный вход.
Уведомлением от <дата>, собственники помещений квартир 2 и 14 <адрес> в <адрес> уведомлены ответчиком о постановлении от <дата> № о переводе жилого помещения № данного дома не жилое помещение.
Из акта от <дата>, составленного комиссией администрации Красноглинского внутригородского района <адрес>, следует, что в результате осмотра установлено примыкание к <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, а также частично <адрес>, а именно комната площадью 22,1 кв.м.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела имеется ссылка на пояснения Калюжнова А.В., в которых он сообщает, что <дата> начал проводить работы по увеличению подоконного пространства у <адрес>.
С постановлениями орана местного самоуправления не согласились собственники многоквартирного дома и обратились в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно частям 1 и 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный в связи с несвоевременным рассмотрением или нерассмотрением жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено упомянутым Кодексом (часть 7 названной статьи).
Настоящее административное исковое заявление об оспаривании постановлений органа местного самоуправления от <дата> и от <дата> поступило в суд <дата>.
Административные истцы указали, что узнали о нарушенном праве собственников имущества многоквартирного дома <дата> при проведении Калюжновым А.В. работ по демонтажу внешней стены многоквартирного дома, после чего обратились в суд с настоящим иском.
Суд соглашается с заявлением истцов об отсутствии нарушения срока обращения в суд с настоящим иском. Из материалов дела следует, что несмотря на принятие оспариваемых постановлений <дата> и <дата>, работы по демонтажу части подоконного пространства внешней стены в целях переоборудования окна во входную дверь начали проводиться Калюжновым А.В. <дата>. Доказательств иного суду не представлено. Таким образом, до изменения внешней стены многоквартирного дома истцам не было известно о проекте переоборудования помещения, о запланированных работах, в том числе об организации отдельного входа.
Доводы стороны заинтересованного лица Калюжнова А.В. о пропуске истцами срока обращения в суд со ссылкой на своевременное размещение оспариваемых постановлений на официальном сайте администрации Красноглинского внутригородского района <адрес>, о доведении информации на общем собрании собственников многоквартирного дома <дата>, а также о возможности получения копий постановлений ранее, поскольку ТСН «Старт» были известны реквизиты документов, судом во внимание не принимаются, поскольку в текстах постановлений отсутствует перечисление планируемых работ, в том числе за счет внешней стены многоквартирного дома. Нарушение прав путем демонтажа части подоконного пространства, организация отдельного входа стало очевидным <дата>.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции по февраль 2019 года) перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. К числу таких документов отнесены: правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием (технический паспорт); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
По результатам рассмотрения представленных документов выносится решение о переводе или об отказе в переводе помещения (часть 4 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 данной статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае если для использования помещения по новому назначению не требуется проведение переустройства, и (или) перепланировки помещения, и (или) иных работ, данный документ подтверждает окончание перевода помещения и является юридическим основанием для использования помещения по новому назначению (часть 7 статьи 23 Жилищного кодекса РФ).
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого, указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (часть 6 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 8 и части 9 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации в этом случае постановление главы муниципального образования о переводе жилого помещения в нежилое еще не означает, что собственник помещения уже может использовать его в целях, предназначенных для использования после перевода. Названный правовой акт является основанием для начала работ, связанных с переводом помещения. После проведения таких работ приемочная комиссия принимает помещение соответственно в качестве нежилого (при переводе жилого помещения в нежилое).
Часть 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Положениями пунктов 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <дата> №-О-О, правовые нормы указанной статьи направлены на защиту интересов собственников помещений в многоквартирном доме посредством недопущения произвольного уменьшения размера их общего имущества, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.
Таким образом, из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязательным условием перевода жилого помещения в нежилое помещение является наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещения невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме либо передачи при этом части общего земельного участка.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно подпункту «в» пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, пунктами 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в постановлении Госстроя Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (постановление Госстроя Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Из положений части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 16 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с проектом перепланировки и организации входа по адресу: <адрес>, Калюжновым А.В. в спорном помещении выполнены работы по устройству самостоятельной входной группы, что повлекло использование части земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, то есть к уменьшению общего имущества собственников помещений в данном доме. Кроме того, разрушением части внешней стены многоквартирного дома (подоконной части), являющейся ограждающей несущей конструкцией, влечет изменение отдельных элементов имущества, находящегося в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в общей долевой собственности собственников помещений в этом доме.
Мероприятия по переводу <адрес>, в нежилое помещение повлекли внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного дома путем частичного использования внешней стены дома, являющейся ограждающей несущей конструкцией, и передачу Калюжнову А.В. части придомовой территории для оборудования отдельного входа в нежилое помещение, на которые распространяются права собственников помещений многоквартирного дома, то есть уменьшение размера общего имущества.
Таким образом, исходя из положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, производимые истцом работы требовали согласия всех собственников помещений в данном доме.
Учитывая изложенное, для перевода жилого помещение в нежилое помещение, в силу положений части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, Калюжнову А.В. необходимо получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако, такое согласие собственников помещений в данном доме Калюжновым А.В. получено не было.
Более того, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от <дата> отказано собственнику <адрес> Калюжнову А.В. в даче согласия на перевод квартиры из жилого в нежилое помещение, организацию отдельного входа в помещение.
В нарушение требований части 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация Красноглинского внутригородского района <адрес> о принятом решении о переводе жилого помещения в нежилое не уведомила Мироненкова В.В. - собственника жилого помещения частично примыкающего к переводимому помещению.
Исходя из установленных обстоятельств дела, изложенных материальных норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку нашло свое подтверждение не соответствие оспариваемых постановлений требованиям жилищного законодательства и о доказанности истцами нарушения данными актами прав собственников общего имущества многоквартирного дома управлять, распоряжаться им.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Мариничевой Н. В., Мироненковой Л. И., Мироненкова Ю. В., Мироненкова В. В., Дружининой Л. И., Селезневой И. В., Головинской Е. Е. к администрации Красноглинского внутригородского района <адрес> о признании незаконными и отмене постановлений удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановления администрации Красноглинского внутригородского района <адрес> от <дата> № «О переводе в нежилое помещение <адрес> по адресу <адрес> постановления от <дата> № № «О внесении изменений в постановление от <дата> №...».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено <дата>.
Судья: И.А. Щетинкина