Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Емельянова Е.Н.
при секретаре Турбиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №
по заявлению Департамента образования Администрации г.о. Самара о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент образования Администрации г.о. Самара обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора на том основании, что ДД.ММ.ГГГГ в Департамент образования Администрации городского округа Самара поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Самары ФИО2 A.M. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>., согласно которому Департамент образования не исполнил в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ – исполнительный лист № № выданный Железнодорожным районным судом г. Самары по делу №.
Департамент образования Администрации г.о. Самара считает данное постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене, поскольку исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ.
Департамент образования исполнил указанный документ частично, а для выполнения решения суда в полном объёме необходимо изыскать и выделить денежные средства на выполнение ещё пяти мероприятий, на выполнение решения суда в полном объёме необходимо 1 340 тыс. рублей.
Департамент образования Администрации г.о. Самара указывает, что в добровольном порядке выполнены пять требований, содержащихся в исполнительном документе. Бюджет г.о. Самара является дефицитным. Департамент образования может распределять между образовательными учреждениями только те средства, которые предусмотрены Думой г.о. Самара в бюджете на очередной финансовый год, что является не достаточным для выполнения всех судебных решений в полном объёме.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель уведомил судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района о невозможности выполнения решения суда в полном объёме в связи с отсутствием финансовых средств на выполнение решения суда в бюджете городского округа Самара на 2013 г.
До ДД.ММ.ГГГГ исполнительский сбор за неисполнение юридическим лицом исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа неимущественного характера, составлял <данные изъяты>.
Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено только 23.01.2014 г. после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об исполнительном производстве», в соответствии с которым размер вышеуказанного исполнительского сбора был увеличен в 10 раз.
Департамент образования Администрации г.о. Самара как главный распоряжитель средств бюджета по отрасли образования не имеет иного источника финансирования учреждений помимо финансовых средств по отрасли образования, предусмотренных в бюджете городского округа Самара.
Заявитель ссылается на то, что отсутствие достаточного объёма финансовых средств в условиях дефицита бюджета городского округа Самара и принципа финансирования учреждений в пределах лимитов бюджетных средств является непреодолимой силой.
Департамент образования Администрации г.о. Самара просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Самары ФИО2 A.M. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №.
В соответствии с уточнёнными исковыми требованиями Департамент образования Администрации г.о. Самара просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Самары ФИО2 A.M. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № в части суммы исполнительского сбора, уменьшив её до <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель заявителя - Департамента образования Администрации г.о. Самара - действующая на основании доверенности, Мироненкова Л.В. уточнённое заявление поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в уточнённом заявлении, просила суд его удовлетворить.
Заинтересованные лица - Администрация г.о. Самара, судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г. Самара ФИО2, МБОУ СОШ № г.о. - в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, о слушании заявленных требований извещались надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии не явившихся заинтересованных лиц.
Выслушав пояснения представителя заявителя - Департамента образования Администрации г.о. Самара - действующей на основании доверенности, Мироненковой Л.В., изучив представленные материалы, суд находит уточнённые заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
ДД.ММ.ГГГГ решением Железнодорожного районного суда г. Самара по гражданскому делу за № исковые требования прокурора <адрес> удовлетворены; на Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № г.о. Самара возложены обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий по подготовке и предоставлению в Департамент образования г.о. Самара, администрацию г.о. Самара смету расходов на выполнение мероприятий по приведению состояния учреждений в соответствии с действующим законодательством, по устранению нарушения законодательства о противопожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.; на Администрацию г.о.Самара и Департамент образования г.о.Самара возложены обязанности по проведению организационных мероприятий в части изыскания и выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий по приведению состояния здания МБОУ СОШ № г.о. Самара по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством о противопожарной безопасности (л.д. 10-12).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Департамент образования Администрации г.о. Самара поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Самары ФИО2 A.M. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, согласно которому Департамент образования не исполнил в срок, установленный для добровольного исполнения. Исполнительный документ.
Согласно ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Постановление о взыскании исполнительского сбора должно соответствовать требованиям ст. 14 ФЗ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ: в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в силу ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ данное постановление должно содержать указание на дату получения требования о добровольном исполнении исполнительного документа и на факт невыполнения требования в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда.
Согласно ч. 4 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ) постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.
Департамент образования Администрации г.о. Самара в добровольном порядке исполнил вышеуказанный исполнительный документ частично: в размере пяти возложенных мероприятий.
Для выполнения решения суда в полном объеме необходимо изыскать в 2014 году и выделить денежные средства на выполнение следующих пяти мероприятий., на которые необходимо 1 340 тыс. рублей.
В соответствии с п. 3 Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечней муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования» финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), для муниципальных бюджетных городского округа Самара в сфере образования осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования Администрации городского округа Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования Администрации городского округа Самара на соответствующие цели.
Бюджет городского округа Самара является дефицитным.
Дефицит бюджета городского округа Самара на 2013 год в соответствии с п. 1 Решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» составляет 2 300 742,0 тыс. рублей.
Дефицит бюджета городского округа Самара на 2012 год в соответствии с п. 1 Решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» составляет 3 368 577,5 тыс. рублей.
Таким образом, Департамент образования может распределять между образовательными учреждениями только те средства, которые предусмотрены Думой городского округа Самара в бюджете на очередной финансовый год, что является не достаточным для выполнения всех судебных решений в полном объеме.
Департамент образования как главный распорядитель средств бюджета по отрасли образования не имеет иного источника финансирования учреждений помимо финансовых средств по отрасли образования, предусмотренных в бюджете городского округа Самара.
Отсутствие достаточного объема финансовых средств в условиях дефицита бюджета городского округа Самара и принципа финансирования учреждений в пределах лимитов бюджетных средств является непреодолимой силой.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент образования уведомил судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района о невозможности выполнения решения суда в полном объеме в связи с отсутствием финансовых средств на выполнение решения суда в бюджете городского округа Самара на 2013 год.
До ДД.ММ.ГГГГ исполнительский сбор за неисполнения юридическим лицом исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа неимущественного характера, составлял 5 000 руб.
Согласно ч. 3 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения изменений в данный ФЗ Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливался в размере пяти тысяч рублей.
Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено только ДД.ММ.ГГГГ г., после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об исполнительном производстве», в соответствии с которым размер вышеуказанного исполнительского сбора был увеличен в 10 раз.
Согласно п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский»: исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
При вынесении постановления о вынесении исполнительского сбора следовало учесть ст. 1.7 КоАП РФ, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об исполнительном производстве» была отягчена ответственность за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Установлено, что исполнительный документ был частично исполнен, что не оспаривалось судебным приставом-исполнителем ФИО2
Таким образом, постановление судебного пристав-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Самара ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № в части суммы исполнительского сбора является незаконным, исполнительский сбор подлежит снижению до <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. 194-198, 199, 320 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточнённое заявление Департамента образования Администрации г.о. Самара о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Самара ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Департамента образования Администрации г.о. Самара исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. по исполнительному производству № в части суммы исполнительского сбора, снизив сумму до <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, через Железнодорожный районный суд города Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) Емельянова Е.Н.