РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2017 года Дело № 2-157/2017
с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
судьи З.Н. Раднаевой,
при секретаре Т.А. Мищириковой,
с участием прокурора С.В. Пиндыка,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верх-Апшуяхтинская основная общеобразовательная школа имени В.И. Чаптынова» о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданию МБОУ «Верх-Апшуяхтинская основная общеобразовательная школа имени В.И. Чаптынова» в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 51261-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» в срок до <ДАТА>,
установил:
Прокурор Шебалинского района обратился в суд с требованием к ответчику МБОУ «Верх-Апшуяхтинская основная общеобразовательная школа имени В.И. Чаптынова» о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданию указанной школы в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 51261-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», в срок до <ДАТА>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки в деятельности ответчика, выявлены существенные нарушения Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что в нарушение норм Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в здании школы отсутствуют условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения.
Представитель ответчика - МБОУ «Верх-Апшуяхтинская основная общеобразовательная школа имени В.И. Чаптынова», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин уважительности неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме.
Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно положениям вышеназванных норм указанного закона к объектам социальной инфраструктуры относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа в здание МБОУ «Верх-Апшуяхтинская основная общеобразовательная школа имени В.И. Чаптынова» для инвалидов, передвигающихся на инвалидных колясках, и других маломобильных групп граждан ограничивает их жизнедеятельность и нарушает право на возможность участия в жизни общества, суд считает, что должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа людей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения школы.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В судебном заседании установлено, что здание МБОУ «Верх-Апшуяхтинская основная общеобразовательная школа имени В.И. Чаптынова» расположено по адресу: <адрес>.
Из акта проверки соблюдения законодательства от <ДАТА> следует, что доступ маломобильных групп населения к зданию МБОУ «Верх-Апшуяхтинская основная общеобразовательная школа имени В.И. Чаптынова» отсутствует, так, имеется пандус, однако, он имеет уклон более 8%, отсутствуют поручни пандуса.
Отсутствие при входе в здание МБОУ «Верх-Апшуяхтинская основная общеобразовательная школа имени В.И. Чаптынова» специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, и соответствующих требованиям законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих воспользоваться услугами вышеуказанного данного объекта социальной инфраструктуры не возможно.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанное здание приспособлено для нужд инвалидов, либо ответчиком были согласованы меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, не предусматривающие устройство пандусов.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02.10.1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленным законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам население людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Вышеуказанный СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3.14, 3.17, 3.27-3.33).
Так, согласно п.3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах – колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001).
Согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
Согласно п. 3. 29 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
На основании изложенного, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы для устранения нарушений, условий, в которых должны выполняться такие работы, а также необходимости обеспечения финансирования указанных работ. Указанный прокурором срок для устранения нарушений - до <ДАТА>, суд считает разумным и достаточным.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в бюджет МО «Шебалинский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░ 51261-99. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░