РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2022 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Селезневой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Мироновой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4173/2022по административному исковому заявлению прокурора Советского района г.о.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Швецу ФИО6 прекращении права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о прекращении действия права на управление транспортными средствами до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), обязании ответчика сдать в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области с целью аннулирования водительское удостоверение №, выданное 25.12.2018г.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка законности наличия специального права на управление транспортными средствами у граждан, состоящих на наркологическом учете, диспансерном психиатрическом наблюдении в учреждениях здравоохранения области. В ходе проверки установлено, что Швецу Р.Г.25.12.2018 года выдано водительское удостоверение №.Согласно информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», Швец Р.Г.состоит на диспансерном наблюдении с 25.03.2020 года с диагнозом «<данные изъяты>». Имеет противопоказания к управлению транспортными средствами, заболевание включено в п. 2 Раздела 1 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного постановлением Правительства от 29.12.2014 №1604. Таким образом, у Швеца Р.Г. подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, однако выданное ему водительское удостоверение в настоящее время даёт ему право на управление транспортными средствами.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Самары Петренко В.О. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала, просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Швец Р.Г.в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно, ходатайств об отложении не заявлено.
Представитель заинтересованного лица УГИБДД УМВД России по г.Самара в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – ГБУЗ «Самарская областная клиническая психиатрическая больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокуратурой района проведена проверка законности наличия специального права на управление транспортными средствами у граждан, состоящих на наркологическом учете, диспансерном психиатрическом наблюдении в учреждениях здравоохранения области.
В соответствии со ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения, в том числе, в качестве водителя транспортного средства. Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 25 Закона право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 Закона.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Согласно ст. 26 Закона к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП устанавливаются федеральным законом.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно ст. 23.1 медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которому психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболевания по МКБ-10: F10 - F16, F18, F19) являются противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Статьей 28 Закона установлено, что основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №1097, российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе, в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Согласно п. 27 указанных Правил российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В ходе проверки установлено, что Швец Р.Г.25.12.2018 года выдано водительское удостоверение №.
Согласно информации ГБУЗ «Самарская областная клиническая психиатрическая больница», Швец Р.Г.состоит на диспансерном наблюдении с 25.03.2020года с диагнозом «<данные изъяты>». Имеет противопоказания к управлению транспортными средствами, заболевание включено в п. 2 Раздела 1 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного постановлением Правительства от 29.12.2014 №1604.
Таким образом, у Швец Р.Г.подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, однако выданное ему водительское удостоверение в настоящее время даёт ему право на управление транспортными средствами.
Управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинитьвред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
Таким образом, судом установлено, что необходимым условием для снятия с учета (наблюдения) является наличие стойкой ремиссии. Доказательств, подтверждающих отсутствия у Швеца Р.Г.заболеваний, препятствующих управлению транспортным средством, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в настоящее время уШвеца Р.Г.подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что управление транспортными средствами ответчиком, имеющим ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, а также имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
В суде доказано наличие у ответчика заболевания, являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Продолжение действия права управления ответчиком транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, подлежит прекращению действие права на управление транспортными средствами водительского удостоверения ответчика.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №1097, российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе, в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства).
Следовательно, со Швеца Р.Г.в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуюсь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Советского района г.о.Самары в интересах неопределенного круга лиц кШвецу ФИО7 о прекращении права на управление транспортными средствами - удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Швеца ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес>, до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Обязать Швеца ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. сдать в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области с целью аннулирования водительское удостоверение №, выданное 25.12.2018г.
Взыскать соШвеца ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.01.2023г.
Судья Е.И.Селезнева