Решение по делу № 2-1586/2021 ~ М-1344/2021 от 07.06.2021

Дело N 2 – 1586/2021 76RS0022-01-2021-001846-14

Мотивированное решение изготовлено 27.08.2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

“23” августа 2021 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.

при секретаре Агинской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Рыбинского городского прокурора к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

у с т а н о в и л:

Рыбинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к департаменту лесного хозяйства Ярославской области. В обоснование исковых требований указал, что по обращению жителей п. Каменники Рыбинского района Ярославской области Рыбинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что в черте Каменниковского сельского поселения в Рыбинском районе на расстоянии примерно 600 м. с северо-восточной стороны от кладбища (кадастровый номер 76:14:010206:86), двигаясь по направлению к д. Долгий Мох, располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (полиэтилен, ткань, картон, ящики, предметы быта и мебели), засохшие пни деревьев, бревна, засохший кустарник и трава. В ходе совместного выезда и осмотра территории 10.12.2020 со специалистом муниципального земельного контроля администрации Рыбинского муниципального района, специалистами ГКУ ЯО «Рыбинское лесничество», в присутствии Главы Каменниковского сельского поселения, заместителя Главы Каменниковского сельского поселения установлено, что несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда (земельный участок с кадастровым номером 76:14:010202:36), ориентировочная площадь свалки составляет 535 кв.м. Прокурор просит обязать департамент лесного хозяйства Ярославской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 76:14:010202:36.

В судебном заседании помощник Рыбинского городского прокурора Галстян Е.А. доводы иска поддержал в полном объеме, дал пояснения в пределах заявленного.

Представитель департамента лесного хозяйства Ярославской области Тиханова Д.А. по заявленным требованиям возражала, полагает, что поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, то финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов. Деятельность по обращению с отходами возложена на регионального оператора субъекта Российской Федерации, каким является ООО «Хартия».

Третьи лица: Правительство Ярославской области, Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

В письменных пояснениях на иск Правительство Ярославской области просило в удовлетворении требований прокурору отказать, поскольку земельный участок, на котором выявлена свалка бытовых отходов относится к землям лесного фонда, находящимся в федеральной собственности. Полномочия по ликвидации свалок на землях лесного фонда субъектам федерации не переданы.

Заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, по обращению жителей п. Каменники Рыбинского района Ярославской области Рыбинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что в черте Каменниковского сельского поселения в Рыбинском районе на расстоянии примерно 600 м. с северо-восточной стороны от кладбища (кадастровый номер 76:14:010206:86), двигаясь по направлению к д. Долгий Мох, располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (полиэтилен, ткань, картон, ящики, предметы быта и мебели), засохшие пни деревьев, бревна, засохший кустарник и трава. В ходе совместного выезда и осмотра территории 10.12.2020 со специалистом муниципального земельного контроля администрации Рыбинского муниципального района, специалистами ГКУ ЯО «Рыбинское лесничество», в присутствии Главы Каменниковского сельского поселения, заместителя Главы Каменниковского сельского поселения установлено, что несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда (земельный участок с кадастровым номером 76:14:010202:36), ориентировочная площадь свалки составляет 535 кв.м.

Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле фототаблицами, картой землеустройства, заявлением жителей Каменники Рыбинского района Ярославской области, рапортом помощника Рыбинского прокурора Ляликовой К.С. /л.д.27/. и не оспариваются сторонами.

По поручению департамента ГКУ ЯО «Рыбинское лесничество» 06.06.2021 произведено обследование вышеуказанного лесного участка. Согласно акту обследования от 06.06.2021 площадь свалки составляет 535 кв.м., состав отходов – строительный и бытовой мусор, примерный объем мусора – 30-40 куб.м. строительных отходов, 10-15 куб.м. бытовых отходов. Ликвидация свалки возможна при использовании специализированной техники с функцией самопогрузки.

В соответствии со ст. 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов в свою очередь включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Общие положения об охране лесов от пожаров и от загрязнения и иного негативного воздействия содержатся в статьях 51 Лесного кодекса Российской Федерации и ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определены полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Средства субвенций федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации только на осуществление полномочий, установленных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Также пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, предусмотрено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.

Вместе с тем, частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 которого установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

В силу пункта 2 статьи 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде".

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.

Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 13.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами должна содержать в том числе перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, направленных на предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидации его последствий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, может быть возмещен посредством возложения на причинителя вреда обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств. Принятие мер по ликвидации несанкционированного размещения на землях лесного фонда твердых коммунальных отходов должно быть направлено, в том числе, на выявление, пресечение и понуждение к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов, что подлежит осуществлению при реализации мероприятий по государственному лесному надзору (лесной охране), с учетом положений статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 N 200-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Рыбинским городским прокурором требований и считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения решения, установление которого относится к дискреционным полномочиям суда, рассматривающего дело, суд считает разумным и достаточным установить срок в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск Рыбинского городского прокурора к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области удовлетворить.

Обязать Департамент лесного хозяйства Ярославской области в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 76:14:010202:36, расположенном по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, Каменниковское сельское поселение, на расстоянии примерно 600 м с северо-восточной стороны от кладбища (кадастровый номер 76:14:010206:86), двигаясь по направлению к д. Долгий Мох Рыбинского района.

Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

    Судья                                    Т.В.Пивоварова

2-1586/2021 ~ М-1344/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рыбинский городской прокурор
Ответчики
Департамент лесного хозяйства Ярославской области
Другие
Администрация Каменниковского сельского поселения Рыбинского муниципального района
Федеральное агентство лесного хозяйства
Правительство Ярославской области
ГКУ ЯО «Рыбинское лесничество»
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославля
Судья
Пивоварова Татьяна Вадимовна
Дело на сайте суда
zavolzhsky--jrs.sudrf.ru
07.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2021Передача материалов судье
10.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее