ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 сентября 2020 года ЗАТО г. Североморск
Судья Североморского районного суда Мурманской области (Мурманская область, ЗАТО г. Североморск, ул. Душенова, д.12а) Бойко И.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО «Артик-транс» ***,
установил:
Начальником отдела по безопасности населения Администрации ЗАТО г. Североморск ФИО1 составлен протокол № 78 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, согласно которому 05.08.2020 г. в 10 часов 06 минут на 9 км.070 м. автоподъезда к г. Североморску Мурманской области, в салоне автобуса ПАЗ г.р.з. Х881МХ 51, принадлежащего ООО «Артик-транс», выполнявшего рейс по маршруту № 105 (г. Мурманск – г. Североморск) допущено нахождение без средств индивидуальной защиты пассажира ФИО2, что является нарушением требований п.п. 31 п. 3.2 Правил Поведения, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области №175-ПП от 04.04.2020 «О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории мурманской области новой коронавирусной инфекции (covid-19)», с последующими изменениями.
В судебном заседании представитель юридического лица ФИО3 вину в совершении административного правонарушения не признал и показал, что в соответствии с полученными объяснениями водитель автобуса делал замечания пассажирам, не использующим СИЗ, водитель не имел возможности наблюдать за всеми пассажирами в салоне автобуса, указал на доведение соответствующей информации до пассажиров путем размещения информационных листов в салоне автобуса и отсутствии обязанности у водителя вызывать сотрудников полиции для пресечения правонарушения пассажирами автобуса, в противном случае, вызов сотрудников полиции повлечет за собой существенное нарушение прав иных лиц и срыва выполнения рейса. Ссылался на существенное нарушение процессуальных норм при проведении проверочных мероприятий: не составление протокола осмотра в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ, нарушение требований Федерального закона № 294 –ФЗ. Указал на принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства.
Выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административно наказуемым является нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Федеральный закон № 68–ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Законом установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям Правительства РФ (ст. 10) отнесено издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение их исполнения, определение задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях реализации указанных полномочий Постановлением Правительства РФ № 417 от 02.04.2020 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 1 поименованного Постановления установлено, что граждане и организации обязаны, в том числе, выполнять решения должностных лиц указанных в п.8. и 9 ст. 4.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к которым отнесено высшее должностное лицо субъекта РФ.
В силу ст. 11 Федерального закона № 68 –ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Мурманской области № 175-ПП от 04 апреля 2020 года (с изменениями) на территории области установлен режим повышенной готовности. Этим же постановлением, утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с п.п.31 п.3.2 Правил (действовавших на момент правонарушения в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области № 513 от 17.07.2020) организациям, осуществляющим регулярные перевозки городским электрическим и автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным и межмуниципальным маршрутам предписано не допускать нахождение в салонах транспортных средств граждан без средств индивидуальной защиты, при попытке совершения поездки гражданином без СИЗ осуществлять его информирование о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за их нарушение. В случае несогласия гражданина исполнять установленные требования об обязательном использовании СИЗ перевозчик вправе вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения и составления протокола.
В нарушение указанных правил, ООО «Артик-транс» 05.08.2020 г. в 10 часов 06 минут на 9 км.070 м. автоподъезда к г. Североморску Мурманской области, в салоне автобуса ПАЗ г.р.з. Х881МХ 51, принадлежащего ООО «Артик-транс», выполнявшего рейс по маршруту № 105 (г. Мурманск – г. Североморск) допущено нахождение без средств индивидуальной защиты пассажира ФИО2
Вина юридического лица, привлекаемого к административной ответственности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ подтверждена:
- актом осмотра и объяснениями сотрудника МО МВД по ЗАТО г. Североморск и г. Островной ФИО4 и сотрудника Администрации ЗАТО г. Североморск ФИО5 о нахождении в салоне автобуса при приведенных обстоятельствах без средств индивидуальной защиты гражданина,
- объяснением гражданина ФИО2 о том, что за период следования из г. Мурманска ему не предъявлялось претензий водителем автобуса в связи с отсутствием средства индивидуальной защиты (маски, респиратора),
- объяснением водителя автобуса о том, что он лично не контролировал соблюдение гражданами приведенных Правил,
- учредительными документами юридического лица, документами, подтверждающими нахождение в собственности транспортного средства и осуществлении на нем регулярной перевозки городским автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту.
Нарушений закона при составлении протокола и оформлении других материалах судьей не установлено, в связи с чем, они принимаются как доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Оценив имеющиеся доказательства в совокупности, судья находит вину юридического лица доказанной и квалифицирует его действия по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Вопреки доводам представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, доказательствами по делу об административном правонарушении могут быть любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные установлены протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными перечисленными документами.
Предметом осмотра не являлись помещения или территория, принадлежащие юридическому лицу, в связи с чем, оснований для составления протокола в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ не имелось. Правонарушение выявлено непосредственно свидетелями в общественном транспорте, в общедоступном месте.
Вопреки доводам представителя юридического лица, приведенные правоотношения в ходе мероприятий по выявлению правонарушений не являются по своей природе контрольными, не охватываются требованиями положений Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулируются положениями КоАП РФ, федеральным законом «О полиции». Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при наличии достаточных сведений о совершенном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ООО «Артик-транс» требований закона, а равно принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, материалы дела не содержат. Напротив, в соответствии с пояснениями представителя юридического лица кабина водителя оборудована зеркалами, позволяющими визуально наблюдать за обстановкой в салоне автобуса, вместе с тем, каких-либо действий по недопущению нахождения именно пассажира ФИО2 без СИЗ в салоне автобуса не предпринималось, что подтверждено свидетелем и фактически водителем не отрицается, при проведении проверки должностным лицом полиции, к нему не обратился водитель по факту выявленных нарушений пассажиром автобуса.
Наказание назначается в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ. Отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств не установлено.
Предупреждение в силу ст. 3.4 КоАП РФ устанавливается за административные правонарушения при отсутствии, в том числе возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Установленное судом правонарушение по своему характеру создало такую угрозу, в связи с чем, судом назначается наказание в виде штрафа, что будет соответствовать принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного, предупреждению совершения новых правонарушений.
Руководствуясь ст. ст. 20.6.1 ч. 1, 29.9 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
ООО «Артик-транс» ***, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.
Реквизиты для перечисления суммы административного штрафа:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ***. Главное управление МЧС России по ***: ОГРН 1045100194567, ОКПО 08929066, ОКВЭД 75.25.2, ОКОПФ 20904. Администрирование: ИНН 5190131872, КПП 519001001, УФК по Мурманской области (Главное управление МЧС России по Мурманской области, л/с 04491784480), Отделение Мурманск г.Мурманск р/с 40101810040300017001, БИК 044705001, КБК 177 1 16 01201 01 0601 140.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд *** в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.Б. Бойко