дело № 12 – 14/2020
Р Е Ш Е Н И Е
07 февраля 2020 г. г. Орск
Судья Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области Шенцова Е.П.,
при секретаре Романовой А.А.,
с участием должностного лица главного специалиста- эксперта Юго-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Журавлевой Ольги Вильевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфа Оренбург» на постановление начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 22 августа 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альфа Оренбург»,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 22 августа 2019 г. ООО «Альфа Оренбург» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).
ООО «Альфа Оренбург» подана жалоба, в которой представитель лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие доказательств подтверждающих наличие состава вмененного административного правонарушения, наличие нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении, а также истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ООО «Альфа Оренбург» не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Должностное лицо- главный специалист- эксперт Юго-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Журавлева О.В., действующая на основании доверенности от 25 декабря 2019 г., просила постановление оставить без изменения, а жалобу ООО «Альфа Оренбург» без удовлетворения.
Заслушав должностное лицо, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного административного правонарушения являются установленные государством нормы и правила, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, а также здоровья населения.
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.11 которого определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с ч.1 ст.32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено Федеральным законом (п.2 ст.32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (п.2.2 СП 1.1.1058-01).
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий предусмотрены Санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» 1.1.1058-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г. (далее- СП 1.1.1058-01).
Согласно п.1.3 СП 1.1.1058-01 санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п.1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п.2.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль проводится юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно п.2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в том числе: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (п.2.5 СП 1.1.1058-01).
В силу п.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной 24 апреля 2019 г. ведущим специалистом- экспертом Юго-Восточного территориального отдела управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Садыкбаевой О.Д. внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Альфа Оренбург», осуществляющего деятельность по оказанию услуг розничной торговли пищевыми продуктами в магазине «Красное Белое», расположенном по пр. Ленина,1 пом.1 г.Орска, выявлены нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
-в нарушение раздела III СП 1.1.1058-01 в представленную программу производственного контроля не включены ряд данных, а именно перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные испытания и испытаний).
-в нарушение п.2.4 раздела II СП 1.1.1058-01 в производственный контроль не включено осуществление (организация) лабораторных исследований и испытаний, в случаях установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
-в нарушение ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, п. 1.5, 2.7 СП 1.1.1058-01, п. 1.4, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 сентября 2001 г. и введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. N 23, юридическим лицом в соответствии с осуществляемой деятельностью не выполняются требования санитарного законодательства, а именно не осуществляется производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно- эпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при хранении и реализации продукции, в ходе проверки не представлен договор на проведение лабораторных исследований с аккредитованной в установленном порядке лабораторией, результаты контроля за качеством реализуемой пищевой продукции (протоколы лабораторных исследований) за период 2018-2019 г.г.
По результатам названной проверки начальником территориального отдела Морозовым Д.В. в отношении ООО «Альфа Оренбург» вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ от 22 августа 2019г. №329-01-19-21.
Оценивая законность постановления об административном правонарушении от 22 августа 2019г. № 329-01-19-21, суд не находит оснований для признания его необоснованным, поскольку проверка проведена в соответствии с распоряжением (приказом) органа государственного контроля- Управления Роспотребнадзора по Орнеьбургской области от 26 марта 2019 г. №21-88-В, постановление по результатам проведенной проверки составлено должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в пределах представленных полномочий, в отношении надлежащего субъекта, при наличии достаточных оснований. Постановление по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным ст.29.10 КоАП РФ. В нем указаны сведения, имеющие значение для данного дела.
Указанные в постановлении об административном правонарушении от 22 августа 2019 г. обстоятельства, установленное бездействие ООО «Альфа Оренбург» в части несоблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий послужили основанием для привлечения ООО «Альфа Оренбург» к административной ответственности, предусмотренной ст.6.3 КоАП РФ.
Вывод о наличии события правонарушения и виновности ООО «Альфа Оренбург» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.
ООО «Альфа Оренбург» полагает, что обществу не может быть вменена обязанность по осуществлению производственного контроля с применением лабораторных исследований, поскольку магазины «Красное и Белое» осуществляют розничную торговлю сертифицированной продукции, что не относится к видам деятельности и объектам, перечисленным в п.4.1 СП 1.1.1058-01.
Данный довод основан на неверном толковании норм материального права.
Требование об организации и проведении юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью производственного контроля, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, основывается на вышеназванных положениях санитарного законодательства. Нося императивный характер, данное правовое регулирование направлено на обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В соответствии с п.2.3 СП 1.1.1058-01 к объектам производственного контроля относятся производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Уставу ООО «Альфа Оренбург» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого поименована розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах, дополнительные виды: розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, розничная торговля незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах, а также деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами, безалкогольными напитками, табачными изделиями, торговля оптовая неспециализированная незамороженными пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями.
В п. 1 письма Роспотребнадзора от 13 апреля 2009 г. N 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля» указаны объекты, выполнение лабораторно-инструментальных исследований на которых в рамках производственного контроля, обязательно, в том числе туда входят организации оптовой и розничной продовольственной торговли.
Примерная типовая программа лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля в организациях продовольственной торговли предусматривает, в том числе, выборочный лабораторный контроль скоропортящейся пищевой продукции на этапе ее реализации (органолептические, физико-химические и микробиологические показатели); лабораторные исследования воды (микробиологические показатели); смывы с объектов производственного окружения, инвентаря, рук и спецодежды персонала.
Представленной в материалы дела программой организации проведения производственного контроля в обособленном подразделении ООО «Альфа Оренбург», расположенном по <адрес> пом. 1 в <адрес> (магазин «Красное и Белое») предусмотрено проведение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля, в частности имеется ссылка на необходимость оформления актов отбора проб и протоколов лабораторных исследований аккредитованными лабораториями (раздел 12 программы), вместе с тем лабораторно- инструментальные исследования не проводятся.
ООО «Альфа Оренбург» осуществляет деятельность в магазинах «Красное и Белое», относящихся к организациям торговли, в связи с чем обязано при осуществлении своей деятельности соблюдать требования санитарного законодательства, а именно реализовывать программу производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно- эпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при хранении и реализации продукции.
Являясь юридическим лицом ООО «Альфа Оренбург» обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Вместе с тем, документы, свидетельствующие о проведении в магазинах лабораторно-инструментальных исследований, направленных на проверку и поддержание производственного контроля, ООО «Альфа Оренбург» в ходе проверки и при рассмотрении дела не представило.
Вопреки доводам жалобы порядок привлечения ООО «Альфа Оренбург» к административной ответственности соблюден.
Согласно ч.16 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п.2 ч.2 данной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Указанные требования не нарушены, о проведении внеплановой документарной проверки, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела ООО «Альфа Оренбург» уведомлялось. Копия распоряжения начальника Юго- Восточного территориального отдела Роспотребнадзора по Оренбургской области о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Альфа Оренбург» от ДД.ММ.ГГГГ получена представителем юридического лица ДД.ММ.ГГГГг., акт проверки от ДД.ММ.ГГГГг. и извещение о составлении протокола об административном правонарушении получены обществом ДД.ММ.ГГГГг., протокол составлен ДД.ММ.ГГГГг., направлен в адрес юридического лица и получен адресатом ДД.ММ.ГГГГг., извещение о рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГг. получено лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГг.
Срок давности привлечения к административной ответственности установлен ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел в течении одного года со дня обнаружения административного правонарушения и на момент вынесения обжалуемого постановления не истек, в связи с чем доводы жалобы в указанной части также являются несостоятельными.
Административное наказание ООО «Альфа Оренбург» назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.6.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.1, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альфа Оренбург», оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью « Альфа Оренбург» без удовлетворения.
Судья: (подпись)